Разработка: Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут

Под индивидуальным образовательным маршрутом мы понимаем создание специальных условий для индивидуального обучения, успешного развития и социализации учащихся с ОВЗ.
Организация работы.
Работа по организации индивидуального образовательного маршрута осуществляется комплексно учителем, логопедом и психологом.
Создание психолого-педагогического сопровождения помогает ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации преодолении трудностей в обучении, нарушений эмоционально – волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

Схема построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ЗПР, обучающегося в 1 классе массовой школы







I этап – диагностика
Осуществляется учителем, логопедом и психологом с использованием методик.
Педагогическая диагностика проводится с помощью методов: наблюдения, беседы, анализа усвоения программы.
Схема сформированности школьно - значимых функций и навыков
у учащегося 1Г класса Егора М.


разделы знаний по предметам

Математика
Чтение
Письмо

1. Прямой счет
до 30
1. Знание букв
+
Письмо
 

2. Обратный счет
от 20
2. Есть ли готовность к слиянию
+
1.Письмо отдельных слов печатными буквами
+

Представления о числах и цифрах
+
3. Есть ли правильное слияние
+
2. Готовность руки к письму
+

1. Знание цифр
+
4. Чтение медленное послоговое
+
3.Знание письменных букв
-

2.Соотнесение цифры и числа
+
5. Чтение правильное послоговое
+
 
 

3. Письмо цифр под диктовку
+
10.Понимание смысла прочитанного
+
 
 

4. Знание места числа в ряду, соседей числа, числа "перед" данным и "после" данного
до 10
 
 
 
 

Устный счет в пределах
10
 
 
 
 

Решение задач простых задач
+
 
 
 
 






Логопедическое обследование проводится по Тестовой методике диагностики устной речи младших школьников Фотековой Т.А.















За весь тест: 48 баллов (24%) – I уровень успешности
















Основной целью психологического обследования является выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях адекватного для данного ребенка вида и формы обучения. Диагностика стиля мышления и обучения, ведущей сигнальной системы, ведущей модальности проводится с помощью методики Климова Е.А. Диагностика функциональной асимметрии полушарий головного мозга проводится с помощью зрительно-пространственного праксиса Безруких М., Морозова Л. На основе диагностики составляется тип индивидуального латерального профиля по соотношению ведущего полушария, руки, ноги, глаза и уха, который определяет особенности когнитивной сферы в продуктивной и стрессовой ситуации.
Схема индивидуального латерального профиля.
Типы индивидуального латерального профиля составлены по соотношению ведущего полушария, руки, ноги, глаза и уха.

ПП+ЛР+ЛГ+ЛУ+ЛН
 
 
 







II этап - определение направлений коррекционно-развивающей работы

 
Направление коррекционно-развивающей работы

1
развитие общей моторики, мелкой моторики пальцев рук

2
Постановка нормативного звукопроизношения; дифференциация акустически сходных звуков

3
развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза; формирование слоговой структуры слова

4
развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, связной речи

5
развитие основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыков группировки и классификации

7
развитие коммуникативных возможностей










III этап - содержание коррекционно-развивающей работы

Направление коррекционно-развивающей работы
 
Содержание коррекционной работы



УЧИТЕЛЬ
ЛОГОПЕД
ПСИХОЛОГ

1
Развитие общей моторики, произвольной моторики пальцев рук
Физминутки, составление геометрического узора из раздаточного материала.
«Пальчиковые шаги», игры со шнуровкой, мозаикой, песком и мн. др., штриховки, кинестетические упражнения
Цикл занятий «Мы и солнечный зайчик».

2
Формирование слухо-произносительной стороны речи
Знакомство с фонетическим составом слова.
-Гласные
-Согласные
-Твердые и мягкие звуки и буквы
Знакомство со строением речевого аппарата
-Постановка звуков
-Дифференциация гласных
-Дифференциация согласных
Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, бубен)

3



Работа над словом



-Членение слов на слоги, выделение слога-слияния, перенос слова, последовательность слогов в словах



Звуко -слоговой анализ и синтез слов
-Собирание слов из букв
-Добавление буквы в слове
- Упражнения со звуковой линейкой, числовым рядом


Цикл игр «Мы живём в мире слов»




4


Формирование
лексико-граматических средств языка

Отличие слова от предложения
-Большая буква в именах собственных.
-Ударение. Определение места ударного слога в словах

Уточнение и расширение словаря
-Формирование семантической структуры слова
-Введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь


Обучение диалогической речи в ролевых играх




5



Развитие связной речи
Составление предложений.
-По картинке
-По схеме
-По серии картинок
-По сюжетной картинке



Составление предложений.
-По картинке
-По схеме
-По серии картинок
-По сюжетной картинке



Обучение монологической и диалогической речи в ролевых играх



6
Развитие основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыков группировки и классификации
Обучение алгоритму действий в работе над новой темой ( вне зависимости от предмета)
Выполнение творческих заданий, закрепляющих этот алгоритм
Расширение словаря обобщающих понятий, словаря признаков и глаголов . Дифференциация предмет-признак-действие.
Головоломки, различные виды заданий со спичками, с палочками ,задания с бумагой и ножницами, условно называемые «одним разрезом», игры-головоломки, задачи логического характера

7

Развитие коммуникативных возможностей

Поощрение индивидуальных ответов, организация работы в группах

Организация мини-театрализованных сценок как заключительный этап отработки навыков

Групповые занятия в игровой форме
1)Информационный блок общения
Цель - познакомить участников с основными приемами по обмену информацией,
2) Интерактивный блок общения (игры на взаимодействие)




IV этап - определение ожидаемых достижений ребенка

Направление коррекционно-развивающей работы
ожидаемые достижения ребенка

1
Развитие общей моторики, произвольной моторики пальцев рук
Снятие зажатости, скованности, улучшение координации общей и мелкой моторики

2
Формирование слухо-произносительной стороны речи
Нормативное звукопроизношение и фонематическое восприятие, профилактика дисграфии и дислексии

3
Работа над словом

Грамотное письмо и чтение

4
Формирование
лексико-граматических средств языка

Обогащение словаря, умение грамматически правильно строить своё высказывание

5
Развитие связной речи
Умение рассказывать с опорой на наглядность

6
Развитие основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыков группировки и классификации
Овладение основными мыслительными операциями в соответствии с возрастными возможностями

7
Развитие коммуникативных возможностей

Формирование навыков общения


V этап - определение результатов работы
по индивидуально-образовательному маршруту
Результаты коррекционно-развивающего обучения ребенка по индивидуальному образовательному маршруту определяются с помощью промежуточных диагностик в конце каждой четверти, обсуждаются на консилиуме и фиксируются в ИОМ.
В конце учебного года, исходя из результатов прохождения индивидуального образовательного маршрута, консилиум принимает решение о целесообразности индивидуального обучения или о продолжении обучения в условиях класса , либо о выводе ребенка в другую образовательную систему (изменении образовательного маршрута).
Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие школьника, усвоение учебного материала и социализацию в детском коллективе

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Объект 3Root Entry