Адаптированные рабочие программы по музыке для 3 К класса



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
sch-281@yandex.ruОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ
ДЛЯ 3-К КЛАССА
НА 2014 – 2015 УЧ.Г Автор-составитель программы –
учитель пения
Никитанова А.В.

Москва 2014

МУЗЫКА И ПЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
             Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида” под редакцией В.В. Воронковой.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.      Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.      Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.      Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.      Задачи образовательные:
      формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;      формировать музыкально-эстетический словарь;      формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;      совершенствовать певческие навыки;      развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.      Задачи воспитывающие:
      помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;      способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;      содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;      активизировать творческие способности.      Задачи коррекционно-развивающие:
      корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;      корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.      Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.      Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.      Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.      После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.      Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.      Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.      Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется:      музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа и др.);      техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компактдисков, видеоаппаратура, диапроектор);      музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).      В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т. п.). Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя.      Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные мероприятия: специальные музыкальные занятия, кружки, массовые мероприятия, введение музыки в режимные моменты учащихся.      В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида имеется возможность проведения внеклассных музыкальных занятий с группами постоянного состава, совпадающими с воспитательными группами учащихся одного класса. Занятия могут проводиться в малых группах, подгруппах, с учетом эмоционально-поведенческих расстройств или индивидуально с детьми, имеющими тяжелые, стойкие психопатоподобные расстройства поведения, ограничивающие участие таких детей в коллективных видах деятельности.      Дополнительное музыкальное образование и воспитание представляется в виде кружков. Занятия кружков проводятся не только со способными в музыкальном отношении учащимися, но и со всеми желающими. Вся кружковая работа как форма дополнительного образования и воспитания направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных способностей, умений и их дальнейшее развитие.      Из массовых форм проводятся следующие мероприятия: утренники, посвященные календарным датам; музыкальные праздники; постановка музыкальных спектаклей; представлений; конкурсы песни; смотры художественной самодеятельности; танцевальные вечера, дискотеки; посещение концертов, оперных и балетных спектаклей.      Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).      Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информацию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок- и рэп-музыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.      Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.      На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью; эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.      Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.      Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.
3 класс
(1 ч в неделю)
ПЕНИЕ
      Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.      Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.      Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).      Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.      Развитие умения контролировать слухом качество пения.      Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.      Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.      Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
      Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.      Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.      Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.      Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.      Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).
Примерный музыкальный материал для пения
П е р в а я   ч е т в е р т ь
      Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.      Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского.      Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.      Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
В т о р а я   ч е т в е р т ь
      Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.      Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.      Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
Т р е т ь я   ч е т в е р т ь
      Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.      Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.      Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.      Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.
Ч е т в е р т а я   ч е т в е р т ь
      Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.      Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.      Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.      Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.      Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Музыкальные произведения для прослушивания
      Ф. Шуберт. Аве Мария.      Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».      Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».      В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.      М. Теодоракис. Сиртаки.      П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».      Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника».      Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.      Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.      Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.      Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.      Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.      Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.      Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.      Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      Учащиеся должны знать:      музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);      музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).      Учащиеся должны уметь:      выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;      сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;      распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;      сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;      воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.Календарно-тематическое планирование 3 К класс
I четверть
№п/п Тема Дата
1 "Здравствуй, школа." Разучивание песни "Первоклашка." Слушание песни "Чему учат в школе." 01.09.2014
2 Работа над песней "Первоклашка." Повторение песни "Чему учат в школе." Слушание песни "Игра." 08.09.2014
3 Работа над песнями "Первоклашка." и песней "Песня болгарских школьников." Слушание: "Толи ещё будет". 15.09.2014
4 "Любимые песни из мультфильмов." Пение песен "Песенка Крокодила Гены" и "Песенка Чебурашки". 22.09.2014
5 Работа над дикцией, интонацией и словами в песнях прошлого урока. Слушание песни "Мир похож на цветной луг". 29.10.2014
6 Пение песен "Улыбка", "Песня Чебурашки", "Песенка Крокодила Гены". Слушание :"Неприятность эту мы переживём". 06.10.2014
7 "Песни из кинофильмов". Пение песни "Весёлые путешественники". Слушание "Бу-ра-ти-но". 13.10.2014
8 Работа над песней "Весёлые путешественники". Начало разучивания песни "Неприятность эту мы переживём". Слушание : Значение музыки в нашей жизни. 20.10.2014
9 Работа над песнями: "Неприятность эту мы переживём и "Весёлые путешественники". Слушание песни "Улыбка" и "Антошка". 27.10.2014
II четверть
№п/п Тема Дата
1 "К нам на новоселье жалует зима". Разучивание песни "Первый снег". Слушание: "Кабы не было зимы". 10.11.2014
2 Работа над песней "Первый снег". Начало разучивания песни "Снежная песенка". Слушание: Различие звуков по высоте и длительности на примерах . 17.11.2014
3 Работа над песнями "Снежная песенка" и ""Первый снег". Слушание :Различие мелодии и сопровождения в песне в инструментальных произведениях. Пение песни "Почему медведь зимой спит". 24.11.2014
4 "К нам идёт Новый год". Разучивание песни "Новогодний хоровод". Слушание :Различие мелодии и сопровождения в муз. произведениях. 01.12.2014
5 Работа над песней "Новогодний хоровод". Начало разучивания песни "Пёстрый колпачок". Слушание: Определение Формы и характера муз. произведения. 08.12.2014
6 Работа над дикцией, интонацией и словами в песнях "Пёстрый колпачок" и "Новогодний хоровод". 15.12.2014
7 Повторение пройденных песен к Новому году. Муз. викторина "Угадай песню и спой". 22.12.2014
III четверть
№п/п Тема Дата
1 Тема: "До чего же хорошо и весело зимою". Разучивание песни "Зимняя школьная". Слушание:"Кабы не было зимы" и "Снежная песенка". 12.01.2015
2 Продолжение работы над песней "Зимняя школьная". Разучивание песни "Снежная песенка". Слушание:Различие мелодии и сопровождения в песне и в инструментальном произведении. 19.01.2015
3 Работа над дикцией, интонацией в песнях "Снежная песенка" и "Зимняя школьная". Слушание:" "Колыбельная Медведицы". муз. Е.Крылатова2601.2015
4 Тема: "Мы будущие солдаты". Разучивание песни "Стой, кто идёт?" муз. В.Словьёва-Седого. Повторение : "Песня о пограничнике". муз. С.Бугославского, Слушание: П.Чайковский. "Марш деревянных солдатиков". 02.02.2015
5 Работа над песней "Стой, кто идёт?" Повторение песни "Наша армия сильна". Пение песни "Бескозырка белая". муз.В.Шаинского. Слушание: .Различие маршей ( военный, спортивный, праздничный ). 09.02.2015
6 Работа над песнями "Бескозырка белая" и "Стой, кто идёт?" Слушание: Многофункциональность музыки (развлекательная, спртивная, для отдыха и т.д.) 16.02.2015
7 Тема: "Песня в гостях у ребят". Пение песни "Наша мама" .муз. А.Филиппенко. Слушание: "Мама". муз Ю.Чичкова. 02.03.2015
8 Работа над дикцией, интонацией, словами в песне "Наша мама". Пение: "Песенка Чебурашки". муз. В. Шаинского. Повторение песни "Улыбка". Слушание: П.Чайковский. Вальс цветов. Из балета "Щелкунчик". 09.03.2015
9 Тема: "К нам идёт весна". Пение песен "Солнечная капель" муз. С.Соснина" и "Пусть всегда будет солнце". Слушание: "Самая счастливая". муз. 16.03.2015
10 Работа над песнями "Солнечная капель" и "Пусть всегда будет солнце". Муз.викторина: "Угадай песню."18.03.2015
IVчетверть
№п/п Тема Дата
1 Тема: "Детство -это значит дети". Разучивание песни "Детство - это я и ты!" Муз. Ю.Чичкова. Слушание : "Крылатые качели". Муз. Е.Крылатова. 01.04.2015
2 Работа над дикцией, интонацией, словами в песне "Детство". Повторение: "Весёлые путешественники".Муз. М.Старокадомского. Слушание: "Облака". Муз. В.Шаинского. 08.04.2015
3 Работа над песней "Детство". Повторение:"Когда мои друзья со мной". Муз.В.Шаинского. Слушание: "Наша школьная страна". Муз. Ю.Чичкова. 15.04.2015
4 Тема: "Песни из мультфильмов". Пение песни "Голубой вагон" муз. В.Шаинского. Повторение песни "Детство" муз. Ю.Чичкова. Слушание: "Прекрасное далёко" муз. Е.Крылатова. 22.04.2015
5 Работа над песней "Голубой вагон". Пение песни "Чунга-чанга. " муз. В.Шаинского. " Повторение песни "Солнечная капель" муз С. Соснина. Слушание: "В Подмосковье водятся лещи" муз. В. Шаинского. 29.04.2015
6 Работа над дикцией, интонацией и словами в песнях "Чунга-- чанга" и "Голубой вагон". Повторение : "Песня Чебурашки" муз. В.Шаинского. Слушание: "Музыкальный момент" муз. Ф. Шуберта. 06.05.2015
7 Тема: "Любимые песни в гостях у ребят". Начало разучивания песни "Белые кораблики" муз. В. Шаинского. Слушание: "Прекрасное далёко" муз. Ю. Крылатова. 13.05.2015
8 Работа над песней "Белые кораблики". Повторение песни "Здравствуй, Родина моя!" муз. Ю. Чичкова. Слушание: "Не дразните собак". муз. Ю. Чичкова. 20.05.2015
9 Работа над словами, дикцией, интонацией в песне "Белые кораблики ". Повторение:"Солнечный дождь" муз. .Абрамова. Слушание: "Голубой вагон" муз. В. Шаинского. 27.05.2015