Адаптированные рабочие программы по ИЗО 4 класс (Программа Б.М. Неменский)


Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (для детей с задержкой психического развития) под редакцией Р.Д. Тригера, Ю.А. Костенковой; требованиями Адаптированной основной образовательной программы МБОУ «СОШ №___» г. _________ и авторской программой «Изобразительное искусство. 1-4 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2011г.).
Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формировать универсальные учебные действия (общие учебные умения, обобщённые способы действий, ключевые умения), обеспечивающие готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
В базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» выделяется в неделю 1 ч., за год- 34 часа.
класс Количество часов по триместрам
1 триместр 2 триместр 3 триместр Итого
4 11 13 10 34
Результаты изучения учебного предмет
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
•знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
•эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
Истоки родного искусства (8 ч)
Знакомство с истоками народного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
В содержании занятий обязательно должны быть внесены также особенности родной для ребенка культуры, того места, где он живет.
Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности средневековой природы. Характерные черты, красоты родного для ребенка пейзажа. Повторение и развитие навыков живописи.
Традиционный образ природы и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы, роль деревни.
Общие представления о конструкции народного костюма женского и мужского, украшения и их значения. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Образ русского человека в творчестве художника.
Роль праздника в жизни людей. Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни. Развитие композиционных навыков.
Древние города нашей земли (7 ч)
Образ древнего русского города. Выбор места для постройки. Впечатление, которое производит город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Соборы – святыни города, они также воплощают красоту, могущество и силу государства. Они являются архитектурным и смысловым центром государства.
Организация внутреннего пространства города. Размещение характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой.
Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символическое значение орнаментов.
Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города. Они похожи и непохожи между собой. Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Образ теремной архитектуры.
Каждый народ — художник (11 ч)
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Японские сады. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира. Города в пустыне. Глина – главный строительный материал. Присутствие крепостных стен. Особое значение искусства Древней Греции. Образ греческой природы. Образ готических городов Средневековой Европы.
Искусство объединяет народы (8 ч)
В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения на эту тему, понятные и общие для всех людей. Есть красота внешняя и внутренняя. Главное - внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражается жизненный опыт. Изображение сопереживания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие сострадающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Все народы воспевают своих героев. В искусстве всех народов присутствует мечта, надежна на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Требования к уровню подготовки учащихся
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
— понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
— понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
— положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства
— интерес к посещению художественных музеев, выставок.
— осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
— представления о роли искусства в жизни человека;
— восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
— положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
— основ эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
— следовать при выполнении художественно - творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
— объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
— продумывать план действий при работе в паре;
— различать и соотносить замысел и результат работы;
— включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
— анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
— самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;
— планировать свои действия при создании художественно - творческой работы;
— руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы;
— определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по выбранным критериям.
— осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
— свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
— группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
— анализировать, из каких деталей состоит объект;
— различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
— сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
— характеризовать персонажей произведения искусства;
— различать многообразие форм предметного мира;
— конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.
— находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера
— наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
— использовать знаково - символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
— устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
— классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
— конструировать по свободному замыслу;
— анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
— сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
— группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию
— моделировать дизайнерские объекты.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
Этапы оценивания детского рисунка:
— как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
— характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
— качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
— владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка. Общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.
Тематическое планирование
№ п\п Дата по пл. Дата по факту Тема урока Примечание
I триместр
«Истоки родного искусства» (8 ч)
02.09 Пейзаж родной земли. 09.09 Пейзаж родной земли. Пейзажи Башкортостана 16.09 Деревня – деревянный мир. 23.09 Деревня – деревянный мир. Изба. 30.09 Красота человека. 07.10 Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников 14.10 Народные праздники. 21.10 Народные праздники (обобщение темы) «Древние города нашей земли» (7 ч)
28.10 Родной угол 04.11 Древние соборы 11.11 Города Русской земли II триместр
25.11 Древние воины - защитники 02.12 Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. 09.12 Узорочье теремов 16.12 Пир в теремных палатах (обобщение темы) Каждый народ — художник (11 ч)
23.12 Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. 30.12 Художественная культура Японии 13.01 Японские рисунки – свитки. 20.01 Храм-пагода. 27.01 Народ гор и степей. Башкирская юрта. 03.02 Города в пустыне 10.02 Художественная культура Древней Греции 17.02 Древняя Эллада 24.02 Искусство греческой вазописи. III триместр
09.03 Европейские города средневековья 16.03 Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Искусство объединяет народы (8 ч)
23.03 Материнство 30.03 Мудрость старости 06.04 Выражение мудрости старости в произведениях искусства Башкортостана. 20.04 Сопереживание 27.04 Герои-защитники 04.05 Герои-защитники Башкортостана. 11.05 Юность и надежды 18.05 Искусство народов мира (обобщение темы) Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
1. Б.М.Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская. Сборник программ для 1-4 классов – М.: Просвещение, 2011.
2. Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс – М.: Просвещение, 2011.
Список дополнительной литературы
1. Лыкова И.А. Декоративное рисование. – М., 2010.
2. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н.М. Сокольникова, С.П. Ломова: программы, методические рекомендации, поурочные разработки / Н.М. Сокольникова. - М.: АСТ, Астрель, 2012. – 94 с.
3. Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования». – М., 2010.
Интернет-ресурсы
1.Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/2.Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
3.Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
4.Сеть творческих учителей http://it-n.ru/
5.Сайт для учителя http://www.uroki.net/
6.Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/7.Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
8.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/Материально-техническое обеспечение
НаименованиеКоличествоУчебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники) Репродукции картин в соответствии с тематикой. комплектМатериалы для практической деятельности: краски акварельные, гуашевые, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, кисти, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, картон, шило. комплектИллюстрации предметов ДПИ (народные игрушки, посуда, предметы быта) наборОбразцы готовых изделий к разделам курса комплектМуляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. комплектТаблицы по построению орнаментакомплектПортреты художников. комплектТаблицы по народным промыслам. комплектКлассная доска с набором приспособлений для крепления таблиц 1
Магнитная доска1
Персональный компьютер1