Адаптированные рабочие программы по ИЗО 3 класс (Программа Б.М. Неменского).


Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (для детей с задержкой психического развития) под редакцией Р.Д. Тригера, Ю.А. Костенковой; требованиями Адаптированной основной образовательной программы МБОУ «СОШ №___» г. __________ и авторской программой «Изобразительное искусство. 1-4 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2011г.).
Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формировать универсальные учебные действия (общие учебные умения, обобщённые способы действий, ключевые умения), обеспечивающие готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
— приобщать школьников к миру изобразительного искусства, развивать их творчество и духовную культуру;
— осваивать первичные знания о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в окружении ребёнка;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
— эмоционально - развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально - чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
— ценностно - ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
— арттерапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
— информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
— сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно - прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
— ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
— сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
—сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно - прикладного искусства;
— сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры;
— обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
— обучить основам народного и декоративно - прикладного искусства;
— обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, комм позиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
— обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
— развить эмоционально - эстетическую и нравственную сферы личности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» выделяется в неделю 1 ч., за год- 34 часа.
класс Количество часов по триместрам
1 триместр 2 триместр 3 триместр Итого
3 10 13 11 34
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к своему творчеству и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
г) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
д) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме. - 8часов.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города. - 7 часов.
Тема 3. Художник и зрелище. - 11 часов.
Тема 4. Художник и музей. - 9 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся
ЛИЧНОСТНЫЕ
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
— понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
— положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства
— интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
— осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
— представления о роли искусства в жизни человека;
— восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
— положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
. основ эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные:
— следовать при выполнении художественно - творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
— объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
— продумывать план действий при работе в паре;
— различать и соотносить замысел и результат работы;
— включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
— анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
— самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;
— планировать свои действия при создании художественно - творческой работы;
— руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы;
— определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные:
— осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
— свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
— группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
— анализировать, из каких деталей состоит объект;
— различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
— сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
— различать многообразие форм предметного мира;
— конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
— находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера
— наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
— использовать знаково - символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
— устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
— классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
— конструировать по свободному замыслу;
— анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
— сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
— группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию
— моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
— выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
— соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета общения та и правила устного
— задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
— учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
— строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
— высказывать собственное мнение о художественно творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
— задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно выразительным средствам;
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно - творческой работы в группе;
— владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
— владеть диалогической формой речи, уметь дополнять отрицать суждение, приводить примеры.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
Этапы оценивания детского рисунка:
— как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
— характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
— качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
— владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка. Общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи.
Тематическое планирование
№ п\п Дата по пл. Дата по факту Тема урока Примечание
I триместр
Искусство в твоем доме (8 часов)
03.09 03.09 Твои игрушки 10.09 10.09 Посуда у тебя дома 17.09 17.09 Обои и шторы у тебя дома 24.09 01.10 Мамин платок Празд.день01.10 15.10 Твои книжки 15.10 15.10 Твои книжки 22.10 22.10 Праздничная открытка 29.10 Труд художника для твоего дома (обобщение темы) Искусство на улицах твоего города (7 часов)
05.11 Памятники архитектуры – наследие веков 12.11 Парки, скверы, бульвары II триместр
26.11 Ажурные ограды 03.12 Волшебные фонари 10.12 Витрины 17.12 Удивительный транспорт 24.12 Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы) Художник и зрелище (11 часов)
31.12 Художник в цирке 14.01 Художник в цирке 21.01 Художник в театре. Башкирский театр. 28.01 Театр кукол 04.02 Театр кукол. Башкирский костюм. 11.02 Маски 18.02 Маски 25.02 Афиша и плакат III триместр
10.03 Афиша и плакат 17.03 Праздник в городе. Башкирский народные праздники. 24.03 Школьный праздник карнавал Художник и музеи (8 часов)
31.03 Музеи в жизни города 07.04 Картина – особый мир. Картина – пейзаж 21.04 Картина – портрет 28.04 Картина – натюрморт 05.05 Картины исторические и бытовые 12.05 Скульптура в музее и на улице 19.05 Скульптура в музее и на улице 26.05 Художественная выставка Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
1. Б.М.Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская. Сборник программ для 1-4 классов – М.: Просвещение, 2011.
2. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: учебник для 3 класса – М.: Просвещение, 2011
Список дополнительной литературы
1. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. -М.: Высшая школа, 2010.
2. Лыкова И.А. Декоративное рисование 5-12 лет. – М., 2010.
3. Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования». – М., 2010.
Интернет-ресурсы
1.Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/2.Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
3.Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
4.Сеть творческих учителей http://it-n.ru/
5.Сайт для учителя http://www.uroki.net/
6.Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/7.Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
8.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/
Материально-техническое обеспечение
Наименование Количество
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники) Репродукции картин в соответствии с тематикой. комплект
Материалы для практической деятельности: краски акварельные, гуашевые, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, кисти, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, картон, шило. комплект
Иллюстрации предметов ДПИ (народные игрушки, посуда, предметы быта) набор
Образцы готовых изделий к разделам курса комплект
Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. комплект
Таблицы по построению орнамента комплект
Портреты художников. комплект
Таблицы по народным промыслам. комплект
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц 1
Магнитная доска 1
Персональный компьютер 1