Рабочая программа по внеурочной деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК Г.ВОЛГОДОНСКА)


ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол №1
30. 08. 2016 г.



УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей «Политэк» «Политэ г.Волгодонска
Приказ от 30.08.2016 №137
___________Т.А.Самсонюк










г. Волгодонск
2016 год



Данная программа внеурочной деятельности «Юный математик» составлена на основе:
ФГОС основного общего образования,
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска (ФГОС ООО);
Приказа МБОУ «Лицей «Политэк» г..Волгодонска от 01.08.2016 № 126 «О внесении изменений в положение о рабочей программе»
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.М. «Просвещение» 2011г.
Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002
Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. М.: Просвещение, 1981.
Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. Пособие, 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000.
Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-ом классе. М.: Издательский дом «Искатель», 1999.
Седьмой турнир юных математиков Чувашии: 5-11 классы. Чебоксары, 2003.
Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. СПб.: СМИО Пресс, 2002.
Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.
Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004.
Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа, 2003.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В ходе освоения содержания программы внеурочной деятельности «Юный математик» ожидаются:
- Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;
- Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал курса;
- Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу;
Основные знания и умения учащихся
 учащиеся должны знать:
основные способы решения нестандартных задач; основные понятия, правила, теоремы.
Учащиеся должны уметь:
решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;
применять основные понятия, правила при решении логических задач;
создавать математические модели практических задач;
проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их.
Личностными результатами изучения курса «Юный математик» являются формирование следующих умений и качеств:
развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты.
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.


Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1: Решение логических задач. 
Тема 1. Задачи типа "Кто есть кто?" Существует несколько методов решения задач типа «Кто есть кто?». Один из методов решения таких задач –метод графов. Второй способ, которым решаются такие задачи – табличный способ.
Тема 2. Круги Эйлера.
Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие.
Тема 3. Задачи на переливание.
Задачи на переливания, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.
Тема 4. Задачи на взвешивание.
Достаточно распространённый вид математических задач. Поиск решения осуществляется путем операций сравнения, правда, не только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.
Тема 5. Олимпиадные задания по математике.
Задачи повышенной сложности.
Итоговое занятие: Математический КВН
Раздел 2: Текстовые задачи
Тема 6. Текстовые задачи, решаемые с конца.
Познакомить учащихся с решением текстовых задач с конца. Решение нестандартных задач.
Тема 7. Задачи на движение.
Работа по теме занятия. Решение задач.
Тема 8. Задачи на части
Работа по теме занятия. Решение задач.
Тема 9. Задачи на проценты
Работа по теме занятия. Решение задач.
Итоговое занятие: Математическое соревнование (математическая карусель).
Объяснение правил математической карусели. Математическая карусель.

Раздел 3: Геометрические задачи
Тема 10. Историческая справка. Архимед
Работа по теме занятия. Доклад ученика об Архимеде.
Тема 11. Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика.
Работа по теме занятия. Решение задач.
Тема 12. Решение задач на площадь.
Работа по теме занятия. Решение задач.
Тема 13. Геометрические задачи (разрезания).
Решение геометрических задач путём разрезания на части.
Итоговое занятие: Математическое соревнование.
Виды математических соревнований.
Раздел 4: Математические головоломки
Тема 14. Математические ребусы
Ввести понятие математического ребуса, совместно обсудить решения трёх заданий. Решение математических ребусов.
Тема 15. Принцип Дирихле.
Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение задач.
Итоговое занятие: Математический КВН
Раздел 5: Решение олимпиадных задач
Тема 16. Решение олимпиадных задач.
Задачи повышенной сложности.
Тема 17. Решение задач с конкурса «Кенгуру».
Задачи повышенной сложности.
Раздел 6: Повторение. Решение задач
Систематизировать полученные знания. Решение задач.
Итоговое занятие: Олимпиада.
Самостоятельное решение олимпиадных задач с последующей проверкой.


с Календарно -тематическое планирование 7-д класс
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Юный математик» в 7 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 70 часов. С учетом выходных и праздничных дней, на основании Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2016 году» от 24.09.2015 г. № 1017, Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2017 году» от 4.08.2016 № 756 программа будет реализована полностью в количестве 66 часов. ( 9.01,1.05,8.05,24.02)
№ п/п
Название раздела, темы урока
Кол-во часов
Дата

Решение логических задач 16

1
Задачи типа «Кто есть кто?» Метод графов.
1


2
Задачи типа «Кто есть кто?»
Табличный способ
1


3
Решение задач.
1


4
Круги Эйлера
1


5
Решение задач
1


6
Задачи на переливание
1


7
Решение задач
1


8
Задачи на взвешивание
1


9
Решение задач.
1


10-12
Олимпиадные задания по математике.
3


13-15
Задачи повышенной сложности.
3


16
Математический КВН
1


Текстовые задачи 11

17
Текстовые задачи, решаемые с конца.
1


18
Решение задач
1


19
Задачи на движение.
1


20
Решение задач
1


21
Задачи на части
1


22
Решение задач
1


23
Задачи на проценты.
1


24
Решение задач.
1


25-26
Повторение.
2


27
Математическая карусель.
1


Геометрические задачи 9

28
Историческая справка. Архимед
1


29
Геометрия на клетчатой бумаге
1


30
Формула Пика
1


31
Решение задач.
1


32
Решение задач на площадь
1


33
Решение задач на площадь
1


34
Решение геометрических задач путём разрезания на части.
1


35
Решение геометрических задач путём разрезания на части.
1


36
Математическое соревнование.
1


Математические головоломки 9

37
Математические ребусы
1


38
Математические ребусы
1


39
Математические ребусы
1


40
Математические ребусы
1


41
Принцип Дирихле.
1


42
Принцип Дирихле.
1


43
Принцип Дирихле.
1


44
Решение задач.

1


45
Математический КВН
1


Решение олимпиадных задач 16

46-55
Решение олимпиадных задач.
10


56-61
Решение задач с конкурса «Кенгуру».
6


Повторение 5

62-65
Повторение. Решение задач
4


66
Итоговое занятие – олимпиада

1


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании методического объединения
учителей математики, информатики, физики
МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска Заместитель директора по УВР
Руководитель МО ___________ И.Р.Брыковская __________ И.В.Колмогорцева
Протокол от 29.08.2016 №1










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет Юный математик
Уровень основное общее
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
Учитель: Башливко Татьяна Николаевна

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 2011г., М.: «Просвещение». Программа соответствует основной образовательной программе начального общего образования и учебному плану МБОУ СШ №22 г. Волгодонска







Заголовок 115