Консультация Игровая позиция — важнейшее качество личности дошкольника


«ИГРОВАЯ ПОЗИЦИЯ» - ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
Весёлых, озорных, эмоционально благополучных детей, любящих и понимающих шутку, готовых разыграть других и радующихся, когда это проделывают с ними, отличает устойчивость к различным (иногда малоприятным) жизненным ситуациям, изобретательность в решении своих личных проблем. Такие дети идут по жизни легко и непринуждённо, к ним всегда тепло относятся взрослые и тянутся сверстники. В целом этих дошкольников отличает какое-то весёло-мудрое отношение к жизни.
Характеризуя таких детей можно использовать термины «игровое отношение к жизни», «игровая позиция» - так наиболее адекватно можно отражается стиль жизни таких детей. «Игровая позиция» - чёткий аспект развития ребёнка, важнейшее свойство личности.
Какие же качества важны для формирования полноценной личности ребёнка? Одно из важнейших качеств – детская игривость.
Наиболее типичное состояние нормального ребёнка – радость жизни, жизнерадостность, переполняемость весёлой энергией жизни, бьющие через край эмоции. Это состояние проявляется в радостном, игривом настроении, неукротимом стремлении придавать игровой характер любой деятельности, даже той, которая вроде требует серьёзного отношения. Однако ребёнок не играет! Он выполняет то или иное задание с требуемым результатом и вместе с тем переполнен игривостью. Необходимые действия, составляющие ту или иную серьёзную деятельность, дополняет игровыми, не имеющими отношения к основной деятельности, но придающим ей особую окраску, особый колорит – что-то вроде весёлых, жизнерадостных обертонов.
Например: в старшей группе ребёнок, накрывая на стол, пританцовывает, разводит руками, расставляя тарелки. Воспитатель делает замечание, что дежурство – это серьёзный вид деятельности, ставит в пример другого ребёнка, который всегда серьёзен. Первый ребёнок отмечает, что она всегда такая скучная.
Для того, чтобы дети нормально развивались, общались, нужно давать детям возможность быть игривыми всегда и везде, не лишать их радости жизни. Детская игривость – ценнейшее природное свойство. Его не надо специально формировать. Оно само рвётся из ребёнка. Игривость – квинтэссенция психического и физического здоровья ребёнка. Игривость – это та благодатная основа, на которой взрослый может успешно строить ценнейший детский мир.
Внутренний мир ребёнка имеет свои особенности. Он чрезвычайно сложен и включает в себя ряд более частных внутренних миров. Один из них – игривый, интимно – шутливый, создаваемый совместными усилиями взрослого и ребёнка. И даже если природная потребность детей в игривости, в шутке, в веселье может сама способствовать становлению этого мира, но очень многое зависит от взрослых. В основе интимно - шутливого мира лежит мир реальный, но определённым образом трансфомированный, преобразованный. Процесс такой трансформации – процесс творческий, пути его построения многообразны, и у каждого ребёнка этот мир специфический, неповторимый. Особую роль в его построении имеют различные формы обыгрывания – взрослыми и детьми – обыденных, повседневных отношений. В процессе обыгрывания воображаемых трансформаций – прошлых, настоящих, будущих событий, которым придаётся тот или иной колорит – эти отношения могут приобретать самый разный характер: интимно – шутливый, романтический, приключенческий и т.д.
Именно обыгрывание повседневных житейских отношений, розыгрыши и воображаемые ситуации в быту постепенно, исподволь строят интимно - шутливый радостный мир ребёнка, активизируют его фантазию и доброту.
Во всех ситуациях реальные события воспринимаются ребёнком сквозь призму воображаемых комично – доброжелательных отношений. В итоге рождается доброе, шутливо – ироничное отношение к себе, к другим; он смотрит на себя как бы со стороны и видит собственную персону в самых разных воображаемых ситуациях. Шутливо- игривый мир постепенно, исподволь оказывает самое большое влияние не только на восприятие и осмысление (в определённых аспектах) реального мира, реальных событий – прошлых, настоящих, будущих, но и на отношение к этому реальному миру. Иными словами, интимно – шутливый мир создаёт у детей позицию, которая определяет взгляд на реальный окружающий мир, делая его более весёлым, светлым, добрым.
Шутливо – доброе обыгрывание реальной ситуации везде – в семье, и в детском саду – создаёт доброжелательную атмосферу. Не секрет: есть семьи, где эта атмосфера – само собой разумеющееся явление, передаётся из поколения в поколение. Однако во многих семьях забывают, сколь важна доброжелательная атмосфера для эмоционального благополучия ребёнка, для формирования и развития оптимистического мировоззрения, полноценной, гармонично развитой личности. Вполне реальное пожелание, но иногда не так просто решаемое, как может показаться на первый взгляд.
В ходе формирования игровой позиции у ребёнка под влиянием взрослого постепенно возникает понимание: в отношении ряда жизненных ситуаций может быть найдено множество юмористических, шутливых вариантов обыгрывания. Более того, у детей появляется всё возрастающий интерес к процессу, изобилующий чудесами изобретательности. Вот это обстоятельство и создаёт благодатную основу для широкого развёртывания детского творчества – формируется способность находить неожиданные выходы из самых разных жизненных положений, развивается социальное мышление, обогащается индивидуальный опыт. По мере расширения и углубления творческого процесса ребёнок всё чаще и успешнее использует сформированные умения в реальной жизни, которые, в свою очередь, способствуют становлению и развитию личности ребёнка – психологическая готовность к различным вариантам развития событий. Факт немаловажный: он позволяет более стойко переносить неблагоприятный момент, даёт энергию для активного поиска из создавшегося положения.
Формирование игровой позиции, игрового отношения к жизни – процесс достаточно длительный и кропотливый. И об этом важно помнить. Определяется он всем образом жизни ребёнка, структурой и функционированием его внутреннего мира, который объединяет целый комплекс таких сложнейших психических образований, как образ матери, образ других людей, образ себя и т.д. У большинства детей внутренний мир более доброжелателен, более весел, комичен, чем реальный. Это замечательное качество приобретается в результате овладения ребёнком (а его возможности неисчерпаемы) важнейшей способностью – определенным образом трансформировать, творчески преобразовывать воспринимаемое содержание реального мира.
Однако детское творчество имеет свои законы. Если по тем или иным причинам внутренний мир ребёнка приобретает иную тональность, строится по другим правилам – более суровым, это обстоятельство отрицательно сказывается на его психическом развитии его личности. Только оптимистический характер внутреннего мира создаёт у ребёнка определённый угол зрения на реальный мир, формируя у него определённую жизненную позицию, которую можно обозначить термином «игровая позиция» («игровое отношение к жизни»), которым, к сожалению, пользуются далеко не все взрослые люди. Беда в том, что большинство из них стоит на логико – драматической позиции, когда любая мелкая неприятность возводится в высокий ранг и надолго погружает человека в состояние стресса. К сожалению, по стопам своих наставников следуют многие дети, наживая на этом разные неврозы. В этом плане «игровая позиция», выполняя роль амортизатора, смягчат обычные ухабы нашей жизни, создаёт основу для гибкого поведения – весёлого и умного – в самых разных житейских условиях.
«Игровая ситуация» значительно повышает у ребёнка гибкость, подвижность целей, мотивов деятельности, ведёт к их взаимозаменяемости (за исключением фундаментальных мотивов); сущестенно расширяет сферу ожидаемых результатов (в самом широком значении этого слова), что позволяет адекватно оценивать расхождение между своими намерениями и реальны положением дел; оказывает прямое влияние на развитие личности, на развитие всех сфер психики: интеллектуальной, волевой. Всё это устраняет или резко снижает стрессовость неблагоприятных ситуаций, повышает общий положительный эмоциональный тонус.
Данные особенности «игровой позиции» обуславливают её важное мировоззренческое значение. Особую роль во всём этом процессе играет формирование у детей чувства юмора как определённого слада их личности.
«Игровая ситуация» не связана напрямую с игровой деятельностью. Достаточно часто встречаются дети , играющих мало, но с прекрасно сформированной «игровой позицией» и, наоборот, играющих очень много и упорно, но с «игровой позицией» на самой ранней стадии развития.
Формирование игровой позиции, игрового отношения к жизни у дошкольников – это, прежде всего формирование их особенного внутреннего мира (более светлого, более радостного, более весёлого, чем реальный мир); это формирование особого строя личности ребёнка, его оптимистическая мировоззрения, которое позволяет ему подняться над наличными ситуациями и не только приобрести устойчивость к неблагоприятному варианту развития событий, но и находить всё новые творческие решения в сложных жизненных ситуациях.