«Подходы к проектированию индивидуальных образовательных программ для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом».


ТЕКСТ.
Перечень и описание материалов имеет практическое применение (из опыта) в работе с обучающимися Асбестовской СКОШИ. Материалы содержат характеристику системы работы педагогов по разделу:
«Подходы к проектированию индивидуальных образовательных программ для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом».
Индивидуальная коррекционная образовательная программа (далее ИКП) – «нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога». Она разрабатывается на основе государственной или авторской программ, но содержит изменения и дополнения в содержании учебного предмета, использовании организационных форм обучения и т.п. в соответствии с особенностями психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. При составлении ИКП учитываются следующие факторы :
Целевые ориентиры и ценностные основания деятельности ОУ;
Состояние здоровья обучающего(-ей)ся;
Уровень способностей обучающего(-ей)ся;
Характер учебной мотивации;
Качество учебных достижений;
Состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения ОУ.
Образовательное учреждение в соответствии с Законом РФ «Об Образовании» самостоятельно разрабатывает Положение о ИКП на основе Примерного регионального положения о программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей.). Педагоги на начало учебного года, а также по итогам четверти и учебного года представляют заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе следующую документацию:
Индивидуальная коррекционная образовательная программа;
Контрольные работы за четверть, за год;
Журнал индивидуального обучения;
Стандарт «Оценка результатов индивидуального обучения» (Приложение № 1);
Индивидуальная карта учета динамики развития учащегося;
Программа комплексной реабилитации ребёнка-инвалида.
Титульный лист ИКП (см. Приложение №2):
Сведения о согласовании с заместителем директора по УР;
Гриф утверждения программы с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ;
Ф.И.О. учащего (-ей)ся, класс;
Наименование ОУ;
Ф.И.О., занимаемая должность учителя – составителя ИКП;
Сроки реализации ИКП
Общие сведения:
Сведения об учащем(-ей)ся:
Ф.И.О. учащего(-ей) ся                                                                              
Дата рождения                                      Класс                                         
Справка КЭК                                                                                                
Домашний адрес, телефон                                                                         
Сведения об учителе:
Ф.И.О. учителя                                                                                            
Образование                      Должность                  Категория                     
Стаж работы: общий                             в данном ОУ                              
Домашний адрес, телефон                                                                          
Пояснительная записка раскрывает статус документа, его структуру, содержание, актуальность, специфику учебных предметов с точки зрения особенностей и возможностей учащего(-ей)ся с ОВЗ, способы деятельности, ключевых компетенций. В ней отражены следующие моменты:
Нормативно-правовая база, лежащая в основе ИКП;
Программа, на основе которой составлена ИКП (государственная, компилятивная, авторская);
Обоснование формы обучения (классно-урочная система, на дому);
Медико-психолого-педагогическая характеристика учащего(-ей) ся (данные из протокола ПМПК – анамнез, речь, моторика, образовательная деятельность и т.д.);
Содержание курса, учебных предметов (по учебному плану):
№ п/п Учебные предметы (федеральный компонент, школьный компонент – факультативные занятия) Количество часов в неделю Количество часов в год
1.
2. Всего: час. час.
Цели, задачи (коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные), планируемый результат ИКП;
Методы и формы решения поставленных задач;
Формы контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся;
Учебники:
№ п/п Название учебника Класс Авторы Издательство
1.
2. Список литературы – структурный элемент ИКП, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны проводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Содержание учебного предмета – основная часть ИКП, краткое описание основных учебных тем, модулей. При его разработке следует опираться на обязательный минимум содержания государственных образовательных программ.
Название предмета;
Количество часов в неделю, в год;
Учебник;
Актуальность и специфика изучения данного курса (предмета);
Цели, задачи (коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные), планируемый результат в области формирования системы ЗУН по данному предмету;
Форма контроля качества обучения выполняет функции:
- обучающую;
- проверочную;
- воспитательную;
- корректирующую.
Перечень учебно-методического обеспечения должен содержать:
- учебно-теоретические пособия;
- учебно-практические (сборники упражнений и задач,
контрольных заданий, тестов, практических работ, хрестоматий
и т.д.);
- учебно-справочные (справочники, словари);
- учебно-наглядные (карточки, трафареты, иллюстрации, муляжи,
картины, атласы, таблицы и т.д.);
- ТСО (технические средства обучения).
Учебно-тематический план составляется на весь срок обучения, раскрывается последовательность изучения разделов и тем ИКП, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. Отдельно выделяются:
- контрольные работы и диктанты;
- практические и лабораторные работы;
- экскурсии.
№ п/п Тема (раздел) Часы Примечание
1.
2. всего теоретических практических Требования к уровню подготовки обучающего (-ей) ся. В этом разделе следует отразить требования по рубрикам:
может знать;
может понимать;
может уметь.
Данные требования должны быть не ниже требований, сформулированных в государственной образовательной программе.
Календарно-тематический план должен содержать следующие обязательные элементы:
№ п/п Название раздела, тема урока Количество часов Дата проведения урока Примечания
1.
2. - примечания (место для своевременных дополнений, корректировок программы, текущих записей).
Предложения и замечания проверяющих:
Дата Предложения и замечания Отметка о выполнении
Приложение № 1
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТАНДАРТ
«ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Учебный год__________________ Ф.И.О. учащего(-ей)ся___________________
Класс________ Учитель________________________________
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год Способ реализации программы
По плану Фактически №
п/п Предметы по учебному плану ИКП
Соответствует
образовательной программе Уровень усвоения
Успеваемость
Итоговые контрольные работы Обучаемость
(I, II, III уровни)
1
четв. 2
четв. 3
четв. 4
четв. год 1
четв. 2 четв.
3 четв.
4 четв. год 1 полу-годие 2 полу-годие октябрь апрель
1 2 Рекомендации к заполнению стандарта. Уровни обучаемости:
Общекультурный: понимание только основных положений курса, знает основные правила, применяет их по образцу и отвечает на вопросы репродуктивного уровня.
Прикладной – требует от ученика, кроме вышеперечисленного, выполнения заданий в измененной ситуации, умение демонстрировать понимание системности понятийного аппарата, не выходя за его рамки.
Творческий – демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике.
Приложение № 2
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
ЗД по УВР_______Ф.И.О Директор ОУ_______Ф.И.О.
подпись подпись
«____» _________20__г «____»_________20__г
Приказ № ___от «___»_________20__г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Для обучающего(-ей) ся____класса
______________________________________
Ф.И.О.
______________________________________
наименование ОУ
Учитель_______________________________
Ф.И.О.
20___г. – 20___г.
АВТОРСКАЯ СПРАВКА:
Перевалова Наталья Владимировна;
Учитель-олигофренопедагог ;
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат - Асбестовская СКОШИ, г. Асбест Свердловской обл.