Развивающие игры с проблемными речевыми ситуациям в логопедической работе с дошкольниками с ОНР.


Развивающие игры с проблемными речевыми ситуациям в логопедической работе с дошкольниками с ОНР.
Миккоева Н.В.
В психолого-педагогических исследованиях среди наиболее значимых для познавательно-речевого развития детей выделяются развивающие игры. Установлено, что развивающие игры являются средством коррекционно-развивающей работы с детьми [1, 4, 5, 6 и др.].
Анализ методической литературы показал, что развивающие игры с проблемными речевыми ситуациями разработаны в наименьшей степени, несмотря на заложенную в них потенциальную возможность более осознанного усвоения языковых закономерностей и правил использования языка в речи [2, 7]. Речевой материал таких развивающих игр намеренно насыщен разнообразными неточностями и ошибками, что вызывает у играющих реакцию на неверность или необычность речевого стимула и необходимость актуализации имеющихся знаний использования языка в речи. Имеются исследования, указывающие на то, что запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации, процессы мгновенных озарений, комплексный охват проблемной ситуации, способность к смысловой догадке на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта обеспечивает интуиция [3].
Однако не выявлено целенаправленных исследований, которые были бы ориентированы на изучение педагогического потенциала развивающих игр с проблемными речевыми ситуациями, направленных на развитие языковой интуиции и познавательного интереса к языковым явлениям у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в аспекте оптимизации логопедической работы.
Значимость изменения существующего положения в обозначенной сфере предопределила специфику разработанной нами серии развивающих игр с проблемными речевыми ситуациями. Для этого нами была реализована систематизация накопленных современной педагогикой дидактических игр, осуществлена дефиниция их коррекционного и развивающего потенциала для формирования указанных компонентов, адаптированы игровые задачи и речевой материал в с соответствии с психофизиологическими возможностями дошкольников с ОНР, разработаны собственные оригинальные игры, определена рациональная последовательность включения игр в процесс логопедического воздействия по преодолению ОНР.
Развитие самостоятельной ориентировочной деятельности дошкольников с ОНР в сфере языка и речи обеспечивалось нами посредством организации специальной речевой среды, потенциально направленной на активизацию речемыслительной, в частности металингвистической, деятельности дошкольников с ОНР и на достижение целей образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественноэстетическое развитие» через овладение речью как средством общения и приобщение к словесному искусству.
Развитие языковой интуиции проводилось опосредованно и поэтапно. На пропедевтическом этапе особое внимание уделялось играм, направленным на развитие слухового контроля, речеслухового внимания, памяти, фонематического восприятия.
Этому этапу предшествовали беседы с воспитателями и родителями о развивающем потенциале окружающей ребенка речевой среды, о важности продуманного речевого поведения взрослых в общении с ребенком. Обосновывалась необходимость развития и обогащения речи посредством знакомства ребенка с окружающим миром, чтения художественной литературы, совместных языковых игр.
Известно, что повышение заинтересованности и участия детей при выполнении специальных логопедических заданий позволяет эффективнее осуществлять коррекцию и развитие нарушенных речевых звеньев. Языковая интуиция в норме проявляется как непроизвольный интерес к неясности или необычности речевого стимула, по типу проявления реакций в виде ориентировочного рефлекса. Поэтому придание самому характеру неясности на первых порах большей степени выраженности в работе с детьми с речевыми нарушениями повышает вероятность восприятия речевых стимулов. Достигалось это благодаря моделированию проблемных речевых ситуаций с фонетическим, лексико-грамматическим и семантическим содержанием по уровню трудности доступных дошкольникам с ОНР, но требующих затраты определенных усилий для их решения. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их "снятие".
Приведем примеры игр, направленных на развитие языковой интуиции на лексико-семантическом и лексико-грамматическом уровне уровнях.
1. Игра «Бывает – не бывает»
Цель: Развитие языковой интуиции на уровне фразы (лексико-семантический уровень).
Описание игры: Педагог объясняет правила игры: «Давайте поиграем в очень веселую игру, которая называется «Бывает – не бывает». Я бросаю кому-нибудь из вас мяч и говорю либо правду, либо небылицу. Если я говорю правильно, то тот, кому я кидаю мяч, должен успеть его поймать. Если же я говорю небылицу, то есть то, чего не может быть, то мяч нужно отбросить обратно.
Речевой материал: красное молоко, большая черепаха, соленый сахар, двухколесный трактор, быстрая зебра, горячая каша, толстый худышка, безобразная красота, ароматные духи, деревянный чайник, легкий кит, звездное небо, квадратный мяч, домашние тапочки, съедобная поганка, картофельное варенье.
2. Игра «В поезде»
Цель: Развитие языковой интуиции на уровне слова (лексико-грамматический уровень).
Описание игры: Педагог объясняет правила игры: «Ребята, мы уже с вами знакомы с жителями страны Великания и Лилипутия. Оказывается, что в этих сказочных странах также живут невиданные существа с необычными названиями. Например, Постыкунище. Как вы думаете, из какой страны Постыкунище – из Великании или Лилипутии? А Клюпанчонок? Эти сказочные жители любят ездить друг к другу в гости. Представьте, что в одном вагоне поезда сидят жители из двух этих стран. Попробуем угадать, кто из какой страны – из Великинии или Лилипутии. Если называется житель страны Великании – кричите «Великания» и прыгаете вверх, если Лилипутии – шепчите «Лилипутия» и садитесь на корточки.
Речевой материал: Нурсик, Апиалинина, Спыпушек, Лановушка, Дзагрундинище, Марпища, Хыхонька, Калагавунище, Спызеньчик, Мыравенок, Ютища, Пжинпушка, Себезенько, Бушкатина, Япичка, Паракотище.
Проблемные ситуации, формируя интерес к познанию языка как явлению действительности, закладывают основы личностного отношения ребенка к этому процессу. Подобную организацию проблемных речевых ситуаций можно рассматривать как важное условие развития у детей дошкольного возраста лингвистического отношения к слову.
Работа по формированию познавательного интереса и развития языковой интуиции организовывалась в малых группах и индивидуально, позволяя вовлекать в деятельность детей с учетом их психофизиологических возможностей, например, не включать в подгруппу с активными детьми детей заторможенных и застенчивых.
Осознание языковых закономерностей и развитие языковой интуиции рассматривались нами как взаимосвязанные процессы. Проявления языкового чутья свидетельствуют о наличии языковых обобщений, наличии важной способности к структурированию языкового материала в памяти, наличие целостных схем или блоков, с которым уже возможно осуществление сличения поступающих речевых сигналов.
Как показала практика, игры с проблемными речевыми ситуациями оказывают коррекционно-развивающее воздействие на дошкольников с ОНР. Их интеграция в логопедическую работу возможна в качестве эффективного средства, побуждающего к проведению простейшего этимологического анализа слов и элементарного анализа структуры предложения, формированию лексико-грамматической правильности и организации семантических полей, элементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, активизации словарного запаса и произвольному построению сложных синтаксических конструкций.
Список литературы.
Баряева, Л.Б., Гаврилушкина, О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: СОЮЗ, 2005. - 103 с.
Бушенев, Н. Т. Языковые игры как средство формирования речемыслительных навыков у ребенка [Электронный ресурс] / Н. Т. Бушенев // Проблемы детской речи: Материалы межвузовской конференции, 1996. - Режим доступа: http://ruthenia.ru/folktee
Еникеев, М. И. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. – М. : НОРМА–ИНФРА, 1999. – 624 с.
Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов / Под ред. В. И. Селиверстова, 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.
Катаева, А. А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию умственно отсталых детей / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сборник методических рекомендаций / Под ред. Л. В. Лопатиной. – СПб., Москва : САГА, ФОРУМ, 2006. – 272 с.
Петрановская, Л. В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя / Л. В. Петрановская. – М. : МИРОС – МАИК «Наука /Интерпериодика», 2000. - 144 с.