Конспект урока на тему И.А.Крылов Басня «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.


План-конспект урока литературы в 6 классе на тему:
И.А. Крылов. Басня «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.
Личностные УУД:
Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные УУД:
Планировагие своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Познавательные УУД:
Осуществление поиска необходимой информации о личности и творчестве И.А. Крылова.
Определение басни как одного из старейших жанров литературы по характерным признакам.
Понимание аллегорического смысла басен, мораль.
Деление на смысловые части, составление плана.
Использование выразительного и осознанного чтения, умение анализировать текст.
Сравнение и сопоставление между собой героев басни, освоение фразеологизмов, пословиц, поговорок.
Воспитание в детях доброты, порядочности, тактичности, патриотизма, чувства прекрасного.
Коммуникативные УУД
Выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формированиие собственного мнения и позиции.
Задавать вопросы.
Ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учитывание разных мнений в сотрудничестве.
Создание проблемных ситуаций на уроке.
Работа с текстом басни “Листы и Корни”.
Осмысление прочитанного; составление кластера и синквейна.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, рассказ), индивидуальная (выразительное чтение, рассказ, рассматривание содержания иллюстрации.) Формы работы: работа скомпьютерной моделью (слово учителя, прослушивание аудиозаписи, демонстрация портрета И.А.Крылова, иллюстраций к басням.Теория: басня, аллегория, мораль, иносказание.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
На доске: Иван Андреевич Крылов(1769-1844)
«Люблю, где случай есть пороки пощипать!» И.А. Крылов.
Басня - короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.
Аллегория(иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость)
Мораль – нравоучительный вывод.
Ход урока.
I . Проверка домашнего задания.
Слово учителя.
- Ребята, мы еще в прошлом году познакомились с творчеством этого замечательного писателя. Сегодня мы с ним встретимся как со старым знакомым.
- Предлагаю послушать краткий рассказ о биографии И.А.Крылова.
(На экране портрет И.А. Крылова.)
-О каких важных фактах из биографии писателя вы не услышали и хотели бы добавить?
-Что вы можете сказать о роли самообразования поэта?
-О каких интересных фактах из биографии поэта вам хотелось бы рассказать?
Комментарий учителя. Однажды его друг Николай Иванович Гнедич – известный переводчик «Иллиады" и «Одиссеи» предложил выучить древнегреческий на спор. Прошло два года. Гнедич вспомнил о старом споре, а Крылов вдруг предложил устроить ему экзамен. Принесли книги. Крылов, хитро улыбаясь, читал и переводил без запинки каждую страницу. Гнедич был поражен – он- то понимал, сколько труда надо было затратить, чтобы выучиться древнегреческому языку. Этот пример говорит о многообразии талантов писателя. Но главным все же для него стало сочинение басен.
Известный в то время баснописец И.И. Дмитриев, придя в восторг от басен И.А. Крылова, говорил: « Это ваш род, вы нашли его». Действительно, Ивану Андреевичу очень повезло. Он занимался тем делом, для которого был предназначен. Поверьте, в жизни это бывает не так уж и часто.
В 1809 г. вышла первая книга басен Крылова.
II. Изучение нового материала.
Постановка целей и задач урока.
Запись в тетради даты и темы урока, эпиграфа к уроку.
Выразительное чтение басни «Листы и Корни»
(После чтения первого ученика задаётся вопрос)
- Какую задачу как чтец вы перед собой ставите?
(После чтения второго ученика)
- Какая мысль, на ваш взгляд, дорога автору?
1. Анализ басни.
Вопросы:
- Какое впечатление на вас произвела басня?
- Чем интересна история, рассказанная в ней?
-Чем хвалились Листы, была ли правда в их словах?
- Как вы относитесь к тому, что сказали Корни?
- Какие черты характеров Листов и Корней противопоставляются в басне?
- На чьей стороне вы в этом соре?
2. Работа с учебником.
(Из истории написания басен М.Н.Муравьёва «Верхушка и корень» и И.А.Крылова «Листы и Корни»)
Вопросы для беседы:
- Как вы думаете, что хотел сказать И.А.Крылов басней «Листы и Корни»?
- В чём заключается разница между баснями И.А.Крылова и М.Н.Муравьёва?
- Какая точка зрения вам ближе? Почему?
3. Обращение к иллюстрации художника К.Трутовского «Листы и Корни».
- Мы знаем, что по – своему воспринимаются художественные произведения художниками и музыкантами. Обратимся к известной иллюстрации «Листы и Корни» русского жанрового живописца Константина Александровича Трутовского.
Рассказ учителя о художнике.
Вопросы для беседы:
- Что вы видите на иллюстрации К.Трутовского?
- Как они изображены художником?
- О чём говорят нам позы, жесты изображённых людей?
- Какая мысль, на ваш взгляд, дорога художнику?
- Как вы объясняете тот факт, что нет на иллюстрации ни Листов, ни Корней?
- Как вы считаете, уместны ли в данном случае слова эпиграфа «Басни Крылова – истинно народные произведения»? Почему?
III.Практическая деятельность: прослушивание басни в актёрском исполнении (фонограмма). Работа в парах. (вопросы, с. 43)
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- На уроке сегодня произошло несколько встреч. Какая из них вам больше всего запомнилась? Чем?
- Что нового вы узнали на уроке?
V. Домашнее задание.1. Выучить басню «Муха» наизусть и подготовиться к конкурсному чтению.
2. Прочитать статью о Дмитриеве и приготовить пересказ.