Коррекция нарушений письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью с применением компьютерных технологий

Коррекция письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий
Андреева Ольга Вениаминовна, учитель-логопед; Заболотских Ольга Павловна, кандидат педагогических наук.
МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова».
Республика Марий Эл, Сернурский район, пгт. Сернур.
Об особенностях письменной речи у младших школьников в своих работах описывали: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н.Корнев, М.Е. Хватцев и В.В. Воронкова, выявили, что нарушения письма у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются чаще, чем у детей с нормальным интеллектом.
Коррекция письменной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью - одна из самых актуальных для школьного обучения, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Одно из типичных нарушений при интеллектуальной недостаточности - это расстройство речи, при котором речевая система формируется с задержкой. У большинства детей речь выражена в виде отдельных слов структурно нарушенных, коротких аграмматичных фраз, отмечаются сложные нарушения звукопроизношения, ринолалия, дизартрия. В работах таких учеников встречается большое количество разнообразных ошибок: пропуски, недописывание слов, наращивание слов лишними буквами и слогами, перестановки букв, слогов внутри слова, грубое искажение слов, слитное написание слов, произвольное деление слов.
Введение компьютерных технологий во все области специального образования даёт более широкие возможности для развития ребёнка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Признано, что для детей с интеллектуальной недостаточностью компьютерные технологии являются уникальным средством, способным обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром, а также для развития устной и письменной речи. Компьютерные программы предполагают работу поэтапно, сначала необходимо усвоить предыдущий материал и
· лишь тогда приступать к новому. Компьютер делает обучение занимательным и разнообразным. В настоящее время разработаны и применяются разнообразные программы, тренажёры, игры, диски. Прежде всего это "Адаллин", "Видимая речь", "Айкьюша, "Разумейкин», "Игры для Тигры", "Мерсибо", «Мир за твоим окном». Например, компьютерная программа «Мерсибо» позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Система работы по коррекции нарушений письменной речи у детей с нарушением интеллекта недостаточно разработана, её теоретическое обоснование представляет в настоящее время малоизученную, но актуальную проблему. Анализ поисков и достижений в области изучения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в разных странах мира даёт основания утверждать, что новые компьютерные технологии могут использоваться в специальном образовании. Причём компьютерные технологии относятся к числу эффективных средств обучения, и позволяют достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Список использованной литературы
Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств/Г.К. Селевко // НИИ школьных технологий. – 2011. – С. 54 – 112.
Суровцева, И.В. Добывание знания с помощью компьютера/И.В. Суровцева // Начальная школа плюс До и После. – 2009. - № 7. – С. 30-32.
http://mersibo.ru
15