Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики

ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Рязани»








Формирование ключевых компетенций
у учащихся
через применение ИКТ на уроках математики



Учитель:
Л.А. Кожевникова








2010-2011 уч. год
Описание ситуации, в которой возникла педагогическая проблема. Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.
Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.
Цель проекта: создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации. Данная цель может быть достигнута с помощью применения новых информационных технологий в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволит реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.
Применение ИКТ на уроках математики способствует:

· Активизации познавательной деятельности учащихся.

· Развитию вариативности мышления, математической логики.
Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности
·изложения материала; деятельности учителя, управляющего
·этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно -выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Способы решения проблемы. Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий. Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении в следующих вариантах:

· фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование диагностических и контролирующих материалов;

· использование презентаций на уроках;

· выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков;
формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, то они служат для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.
Применение презентаций на уроке позволяет:
более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
эффективнее использовать время на уроке.

· создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Тестирование. Обучающие тесты использую с целью тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Данные тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме. Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся. При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах. Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами (в электронном виде) формирует у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения.
Анализ медиаурока с позиций здоровьесбережения.
Весь урок не должен быть «завязан» на презентации. Общее время работы с презентацией на уроке не должно превышать 20-25 минут. Это не значит, что все это время обучающиеся подряд смотрят на экран. При планировании урока необходимо предусмотреть смену форм работы с детьми. В режиме демонстрации презентации, используя правую кнопку мыши, выбрать команду Черный экран. При этом светящийся экран погаснет и можно организовать иную форму работы.
Типичные ошибки, замеченные на слайдах
1. Исключите слайды с текстом «Здравствуйте, дети», «Спасибо за урок», «Домашнее задание». Не забывайте, что на уроке ученики должны слышать живую речь учителя. И в момент начала урока, когда учитель говорит «Здравствуйте, дети», ученики должны смотреть в глаза учителю и понимать искренность его пожелания здоровья всем своим ученикам. Не бойтесь, если ваша презентация сократится на три слайда. Поверьте, количество – не есть качество.
2. Большое количество нечитаемого текста на слайде. Мелкий шрифт. При подобном конструировании слайда складывается ощущение, что презентация для учителя – это конспект, который он не выучил наизусть. На каждом слайде, разработанном для демонстрации на уроке, должно быть минимум текстовой информации. Шрифт крупный, хорошо читаемый.
3. Другая ошибка работы с текстом. Применение украшающих эффектов для текстовых фрагментов. Например, эффект тень. Посмотрите на рисунке запись теоремы Пифагора. Чтение таких записей, несомненно, напрягает глаза детей. Все украшательства, напрягающие глаза, следует исключить.
4. Анимация для текстовых объектов. Часто в работах учителей анимация текста раздражает глаза. Например, текст появляется по одной буковке. Когда мы читаем, то воспринимаем слова и даже строки целиком. Поэтому, наши глаза ждут, когда все буквы «выскочат», а только затем появится возможность прочитать текстовую строку. Такая анимация текста раздражает глаза. Анимацию для текста лучше использовать реже.
5. Подбирайте качественные картинки больших размеров. Порой, рассматривая изображения в презентациях, хочется потереть глаза – это ощущение дискомфорта от некачественных изображений. При масштабировании небольшие картинки потеряют качество, появится эффект размытости изображения или ступенчатый эффект. Человек напрягает глаза, чтобы увидеть, но без успеха.
Старайтесь избегать размещения на слайде анимационных картинок. Анимационные герои, сопровождающие презентацию, как правило, не несут смысловой нагрузки. Но появление таких картинок раздражает глаза. При воспроизведении презентации взгляд обязательно «зацепится» за анимационную картинку, ученику потребуется время, чтобы переключить внимание на другие объекты слайда. А многие дети будут смотреть только на прыгающую картинку и не смогут переключиться.
6. Фон презентации также может стать испытанием для глаз ребенка. Синий, красный и другие яркие цвета не комфортны для глаз. Устают не только глаза. После просмотра такой презентации ученик вдруг теряет работоспособность или наоборот излишне возбужден. Фон для презентаций по математике должен быть без дополнительного фонового рисунка. Понятно, что, например, сечение многогранника будет сложно воспринимать, если на слайде присутствует дополнительное фоновое изображение. Подбирая фон к учебной презентации, обязательно проверьте в классе: как воспринимается текст на данном фоне, видно ли с последней парты, может стоить увеличить толщину линий на чертежах.
7. Единый стиль оформления презентации. Появляющиеся на слайдах новые шрифты, разнообразные цвета – все это дополнительная нагрузка для глаз. Однажды на уроке я заметила, как глаза детей «мечутся» по экрану. Оказалось, что на предыдущих слайдах текст был в верхней части, а на следующем в правом нижнем углу. Ученику с последней парты текст был не виден совсем, он испытывал явный дискомфорт, т.к. не мог осмыслить суть вопроса. Я стараюсь не только в рамках одной разработки соблюдать единый стиль, но и во всех своих презентациях придерживаться этого стиля. Он хорошо знаком ученикам, им комфортно. Дети не испытывают лишних эмоций по поводу новой фоновой красоты, все свободное пространство слайда отдано красоте математики.
8. Использование звуковых эффектов в презентациях по математике. Сомневаюсь в обучающем эффекте использования звуков в презентациях. Например, меня шумные звуки в некоторых презентациях раздражают. Поэтому, если вы решили применить звуковые эффекты, то следует помнить, что неправильно установленный уровень звука может негативно воздействовать на слух ваших зрителей в аудитории.
9. Если проектор в классе установлен на парте. Проектор должен быть стационарно закреплен на потолке аудитории. Но часто один проектор используют несколько учителей, работающих в разных кабинетах (например, один проектор на учебно-методической кафедре). Если проектор стационарно закреплен на потолке, то луч яркого света проходит над головой учителя. Если проектор установлен на парте, то луч света попадает учителю в глаза. Это очень опасно для сетчатки глаз. Поэтому старайтесь избегать прямого попадания света. Например, я пользуюсь очень длинной указкой, если работаю у экрана с чертежом на слайде. Ни в коем случае нельзя приглашать к экрану детей, если есть опасность попадания луча света в глаза ребенку.
Выводы. Нерациональное применение компьютерной презентации в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Неограниченное использование проектора на уроке и игнорирование общепринятым правилам при конструировании презентации может негативно воздействовать на зрение обучающихся и учителя в аудитории.


Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.)












Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см - у обучающихся 5-11 классов. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза , считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль, считать до 5. Повторять 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.



15