ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕМаленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано  с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.
Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, в условиях перехода на стандарты второго поколения.Слайд №2
Слайд №3. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.
1.Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).
2.Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию,  социальные компетенции).                                 
3.Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).
Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и  развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности.
Слайд №4.  К основным задачам педагогической деятельности отношу:  обеспечение ресурсной базы для реализации  компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности; использование на практике современных педагогических технологий; создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников. Я считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса, где можно организовать познавательную деятельность учащихся, формировать и развивать предметные и ключевые компетенции, применять современные образовательные технологии, создавать «ситуацию успеха», обеспечивать сохранение здоровья, то есть осуществлять развитие компетентности личности младших школьников.
Слайд №5: Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные  технологии. При выборе образовательных технологий я руководствуюсь следующими критериями.
1.Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.
2.Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.
3.Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.
 4.Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.
5.Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.
К таким технологиям отношу обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие  технологии.
 Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества. Поэтому в настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя.
Слайд №6. Информационно-коммуникативные технологии позволяют:
развивать интеллектуальные, творческие способности,
умение самостоятельно приобретать новые знания,
перейти от традиционной технологии, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации.
обеспечивают личностно -ориентированный подход.
1.Работа на интерактивной доске.Интерактивная доска является одним из новейших инструментов, позволяющих внедрять в практику учителей информационные технологии с целью формирования информационных компетенций учащихся.
 
  Слайд № 7:   В чём же основные преимущества ИД? Почему ИД становится всё более популярной?
Интерактивная доска:
помогает расширить использование электронных средств обучения, потому что они передает информацию слушателям быстрее чем при использовании стандартных средств.
позволяет увеличить восприятие материала за счёт увеличения количества иллюстрированного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. ИД становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.
позволяет учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
ИД позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.
ИД позволяют ученикам принимать участие участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.
Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.
Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.
При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения, у учителей появляется больше свободного времени
 
Если говорить о том, как относятся к использованию интерактивной доски на уроке ученики, смело можно сказать – положительно! Всем уже давным-давно надоели обычные школьные доски с мелом, который пачкает  одежду, руки и личные вещи. Тем более что новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения.
2.Создание презентаций к урокам.Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Слайд №8. Презентации – это превосходное средство передачи знаний. Они гораздо более эффективны, чем обычные бумажные или электронные документы, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление. В английской пословице говорится – «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»….
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Слайд № 9. Презентации позволяют учителю:• наглядно представлять материал;• интенсифицировать процесс объяснения нового материала; • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; 
Неистощимым источником идей для создания мультимедийных уроков является Интернет. Иногда совсем не обязательно «изобретать колесо», а можно воспользоваться опытом других педагогов (соблюдая авторские права), готовыми электронными учебными пособиями.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование информационно-комуникативных технологий на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.  С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Слайд № 10.Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем: 
большой объем информации; неумение работать с информацией; недостаточное количество наглядных пособий; некоторые темы являются достаточно сложными. Теперь каждый может проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно.
Слайд № 11. ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:
фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др., отсканированные иллюстрации книг, карты и др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы», аудиозаписи «Голоса животных», и др., музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.Слайд № 12. Компьютер можно использовать на всех этапах урока. 
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)
Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)
Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.  Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. Иллюстрации, видео фрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие по странам, городам, побывать в прошлом.
Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать.
Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае, - решения занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей
    Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно начинают писать новую букву. Мультимедийный проектор, проецирующий изображение написания букв, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать рассеивания внимания первоклассников. Программа по русскому языку уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим предлагаю игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Можно проводить с помощью печатных картинок, но также возможно с помощью презентации.
ИКТ помогают мне в создании и подготовке дидактического и наглядно-демонстрационного материала по литературному чтению. На уроках литературного чтения целесообразно использовать Интернет – ресурсы. Так, например  ресурс   http://www.solnet.ee/ - детский портал «Солнышко».  В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. Поэтому, готовясь к уроку, я собираю информацию о писателе в Интернете: факты биографии, портреты, фотографии. Составляю презентации к урокам, иногда вставляя в них документальные фильмы или аудиозапись с голосом писателя. И учащимся стало интереснее, они стали сами в начале урока знакомства с новым писателем спрашивать, а что это за человек, а чем он интересовался, а он ещё жив. Сначала я предлагаю им по фотографии или по портрету предположить, а какой это человек, определит его характер. И только после высказанных детьми предположений, предлагаю посмотреть, прослушать найденный мной материал. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг. 
Заключение:
Слайд № 13.Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.  Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Слайд № 14. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: •    повышает качество знаний •    продвигает ребенка в общем развитии •    помогает преодолеть трудности •    вносит радость в жизнь ребенка •    позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития •    создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Анализ таких занятий  с применением ИКТ показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедиа презентации.Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.
      Благодаря систематической работе, у учеников начальной школы формируется социальная компетентность. Слайд № 15.Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, осуществляется развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе.
    Слайд №16.   В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то и результат не заставит долго ждать.Слайд №17