Статья Формирование орфоэпического навыка у младших школьников на уроках русского языка через словарную работу

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ СЛОВАРНУЮ РАБОТУ

Н. В. Кудинова
НИУ «Белгородский государственный университет», г.Белгород

Изучение русского языка в начальных классах (по ФГОС НОО) – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. Внимание к орфоэпической стороне речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство.
Орфоэпические нормы - это часть норм современного русского языка, которые в свою очередь входят в общую речевую культуру человека [1, c.31]. Велика и эстетическая ценность правильного произношения, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Основы произносительной культуры закладываются в самом раннем детстве.
В школе проблему формирования орфоэпического навыка призвана взять на себя начальная ступень обучения. Действующие программы по русскому языку для начальных классов обязывают вести работу над звуковой стороной речи детей на протяжении всего начального этапа обучения. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным  периодом  для становления и совершенствования произносительной культуры. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи на произносительном уровне в начальных классах.
В области орфоэпии школьники овладевают умениям и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий [4, c.65]. Орфоэпический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (устная речь, чтение).
В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.
Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарной работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках [2, c.91-92].
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Наиболее распространенный вид словарно-орфоэпической упражнений это различного рода словарные диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.
1. Зрительный диктант: Учитель показывает детям карточку - слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.
2. Картинный диктант:
1) Учитель показывает детям картинку, дети называют изображенный предмет, проговаривают, объясняют написание слова.
2) Учитель показывает картинку, а дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают, дети проверяют его написание.
3) Учитель закрывает только безударную гласную, дети проговаривают слова «про себя», затем «вслух» .
3. Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).
Учитель предлагает детям карточки-картинки, либо карточки слова, либо слова на слух. Задания могут быть следующие. Например:
1) Или карточки - слова. Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную - "О", во второй - слова, в написании которых надо запомнить гласную - "А".
2) Использование кодоскоп. На пленке записан текст. Дается задание: прослушав, выписать из текста труднопроизносимые слова (любой художественный текст с такими словами)
4. Диктант с использованием загадок.
1) Учитель читает детям загадку, дети сначала проговаривают отгадку, а затем пишут ее.
2) Учитель подбирает загадки, требующие хорового ответа. Дети отгадывают и хором проговаривают ответ.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову [5, c.256].
По мнению Альтовой Любови Михайловны процесс формирования орфоэпического навыка опирается на дифференцированный подход.
В одном классе находятся дети с разным уровнем речи и слуха. Процессы восприятия, внимания, памяти, мышления работают по-разному.
Причиной возникающих затруднений является недостаточная разработанность дифференцированного подхода к формированию устной речи.
Данная ситуация потребовала усиленного внимания к проблеме дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей в начальной школе.
Дифференцированный подход предполагает: - комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи на начало обучения в школе; - на основе обследования – создание групп учащихся; - соединение в едином педагогическом процессе специальной работы по формированию у учащихся речевого слуха, навыков слухозрительного восприятия, достаточно внятного, естественного воспроизведения устной речи и развитию самостоятельного моделирования высказываний, их актуализации в собственной речи; - специальную работу, направленную на активизацию устной коммуникации учащихся при широком использовании диалогов; - текущий и периодический учет развития навыков восприятия и воспроизведения устной речи; - преемственность в работе над устной речью в разных организационных формах обучения: на индивидуальных занятиях, на групповых занятиях и во внеурочное время.
Произносительная сторона устной речи формируется при использовании различных видов речевой деятельности. Дети овладевают навыками дактилирования, слухо-зрительного восприятия, говорения, (сопряженное, отраженное проговаривание речевого материала, ответы на вопросы, чтение, самостоятельная речь).
Развитие устной речи зависят от многих факторов: от остаточного слуха, от индивидуальных особенностей ребенка, от времени наступления снижения слуха, от условий, в которых ребенок находится, от внимания к ребенку, от окружающих его людей, от речевой среды, от преемственности в работе над речью на индивидуальном занятии, на уроках и во внеклассное время. Развитие устной речи ребенка зависит от совместной деятельности учителя класса и воспитателя, от совместного планирования, от взаимопонимания, от единых требований к речи учащихся.
Для успешного формирования орфоэпического навыка используются определенные показатели:
1) развитие речевого (фонематического) слуха;
2) развитие орфоэпической зоркости;
3) понимание языковых значений;
4) овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфоэпический навык;
5) умения выбрать способ выполнения орфоэпического действия и составить алгоритм его выполнения;
6) выполнение достаточного количества практических упражнений;
7) систематическая работа над ошибками [3, c.335].
Таким образом, правильно построенная работа на уроках русского языка, использование различных методов и приемов, придерживание определенным методическим условиям формируют орфоэпический навык младших школьников.

Список использованной литературы
Аванесов Р.И., Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов - М., 1984. – С.276.
Аванесов P.И., Беседы о русском литературном произношении / Р.И. Аванесов - 1975. – С.403.
Головин Б.Н., Основы культуры речи / Б.Н. Головин - М., 1980. – С.335.
Горбачевич К.С., Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич - М., 1990. – С.65.
Гетманский М.И., Методика работы над устной русской речью в школе / М.И. Гетманский - 1973. – С.256.






15