Статья на тему Организация взаимодействия младших школьников в работе над сочинением по пейзажной картине


Наталья Евгеньевна Петрова
ГБОУ СОШ № 283
г. Санкт-Петербург
Галина Сергеевна Щеголева
Российский государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
_________________________________________________________________
В статье раскрывается вопрос, посвященный учебному взаимодействию младших школьников. Для экспериментальной работы школьников 3его класса разделили на группы по 4 человека и предложили обсудить пейзажную картину и написать сочинение по ней. После выполнения задания ученики были опрошены посредством анкетирования и листов наблюдений. На основании их ответов были составлены выводы об эффективности группового взаимодействия и представлена работа по его применению на уроках русского языка для улучшения качества восприятия материала.
Ключевые слова: [учебное взаимодействие, групповая работа, текст, сочинение по картине, пейзажная картина, речевые умения].
Взаимодействие учеников друг с другом и с учителем в процессе обучения является немаловажным фактором, влияющим на эффективность работы учащихся, на развитие ребенка как культурное, так и интеллектуальное. Без учебного взаимодействия структура урока будет нарушена, ведь именно от успешности взаимодействия учеников в классе зависит результат, достижение поставленной цели, задачи.
Что касается сочинения по картине, то его написание способствует творческому и психологическому развитию детей, ведь с помощью данного вида работы, они не только используют знания фонетики, орфографии, синтаксиса, но и получают новые знания об окружающем мире, расширяют свой кругозор. Сочинение – это средство развития у детей устной и письменной речи, а также способ проявить свои учебные умения, способ научиться правильно и эффективно взаимодействовать с коллективом.
Как указывает М.Р. Львов, сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины [2].
Такой вид сочинения, как сочинение по пейзажной картине, является одним из наиболее трудных видов сочинения для младших школьников. Такой вид деятельности, подразумевающий взаимодействие школьников на уроке, может положительно повлиять на успешность обучения. К тому же, в новом стандарте предлагается использовать организацию совместной (групповой) работы над созданием письменного текста как средство совершенствования процесса обучения сочинению.
Опытная экспериментальная работа заключалась в том, чтобы, соединив учебное взаимодействие и написание сочинения на уроке русского языка, подтвердить положительное влияние такой организации работы. Ведь ученику намного проще написать сочинение для знакомого ему человека, для друга, ему проще работать сообща с товарищем во время обдумывания содержания и необходимых языковых средств. После написания сочинения наступает этап взаимопроверки. В результате такого сотрудничества во время работы дети приобретают такие умения, как умение действовать более самостоятельно; умение слушать собеседника; умение контролировать собственное письменное высказывание путем взаимопроверки.
Текст, который необходимо составить школьникам, является целостным речевым высказыванием, в котором присутствует общая мысль. Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания: присутствует определенная тема, замысел, законченность высказывания, наличие заголовка или возможности озаглавить текст [1].
Предполагалось, что ученики приобретут некоторые речевые умения в процессе работы над картиной и работе в группе. Г.С. Щеголева выделяет четыре группы речевых умений: информационно-содержательные (умение получать информацию для высказывания, раскрывать тему и замысел текста); структурно-композиционные – правильное построение текста (умения выделять и формулировать части в тексте, последовательно и логично выстраивать текст); умения, связанные с правильным использованием языковых средств выразительности; умения редактировать текст [4].
Для изучения особенностей учебного взаимодействия детей было проведено два сочинения по пейзажной картине с детьми 3-го класса 2-ой Санкт-Петербургской гимназии Адмиралтейского района. Работа по написанию сочинений велась следующим образом: сначала учащимся было предложено написать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»; на следующем занятии, детям было дано задание написать сочинение по картине «Весна. Большая вода» того же художника. В обоих случаях им задали два вопроса: «Почему картина так называется?» и «Какие чувства вызывает у вас эта картина?», но подготовка к написанию велась по-разному: в первом случае эти два вопроса обсуждались с учителем; во втором случае школьники были поделены на группы по 4 человека и данные вопросы обсуждали друг с другом. Также непосредственно перед написанием сочинения детям была предложена такая речевая ситуация:
«Представьте, что вы увидели данную картину в музее, и она вас настолько поразила, что вы захотели поделиться своими впечатлениями с человеком, который ни разу не видел эту картину. Опишите эту картину так, чтобы у этого человека возникло желание сходить в музей и посмотреть своими глазами на это произведение искусства».
Всего в классе 28 человек. Подробно была проанализирована 21 работа, так как именно эти дети присутствовали как на первом, так и на втором сочинении. На втором занятии этими же детьми были заполнены анкеты, в которых были представлены вопросы с вариантами ответов – «Понравилась ли работа в группе?», «Как для тебя лучше готовиться к сочинению?» и открытый вопрос – «Чем помогла работа в группе при написании сочинения?».
Была поставлена задача проверить умение учеников работать без помощи взрослого, поэтому предварительно с учениками не был составлен план сочинений, не проводилось подробное обсуждение картин. Впоследствии, при сравнении первой и второй работ детей, планировалось выявить роль групповой работы, как вида учебного взаимодействия, и определить, влияет ли оно на качество сочинений по картине.
Сочинения учащихся были оценены с точки зрения содержания, построения и речевого оформления по следующим критериям и показателям: по содержанию, построению и речевому оформлению. После анализа обоих сочинений можно говорить о том, что изменения в лучшую сторону произошли по многим критериям оценки, а точнее, по полноте раскрытия темы, делению текста на части, использованию языковых средств выразительности и наличию речевых ошибок, то есть сочинение, написанное в групповой работе.
В целом, групповая работа способствовала более полному раскрытию темы: вместо 3 с этим справилось 6 человек, что вдвое больше, чем в первом сочинении. Произошли изменения и с делением текста на части: все дети смогли определить при групповой работе смысловые части – у кого-то текст состоял из нескольких частей, у кого-то из одной, но имеющей логическое начало и конец. Эмоционально оценили картину практически все дети. Что же касается языковых средств выразительности, то такая работа поспособствовала увеличению их использования, активизировала детей в подборе слов. Также уменьшилось количество речевых ошибок у детей, которые в первом случае допускали 4 ошибки и более.
Из 21 учащегося высокий уровень при составлении первого сочинения продемонстрировали 2 человека (9%), низкий уровень показали 5 человек (24%), большинство учащихся – 14 человек (67%) показало средний уровень.
При создании второго сочинения уже 4 человека (14%) справились с поставленной задачей на высоком уровне, 12 человек (57%) продемонстрировали средний уровень, на низком уровне написали работу также 5 человек (24%). Таким образом, произошли изменения в лучшую сторону при работе над сочинением по второй картине. К тому же, многие третьеклассники отмечали работу в группе как приоритетную. 20 учащихся из 21 признали, что такая работа им помогла, что говорит о целесообразности проведения такого вида работы в процессе учебы.
При анализе ответов анкеты были выявлены преимущества, которые выделили практически все дети. Работа в группе помогла выразить свои мысли, чувства (5 человек); придумать «полезные», нужные, красивые слова (4 человека); придумать опорные слова (3 человека); подобрать эпитеты (3 человека); исправить повторы, ошибки (2 человека); записать самое удачное (1 человек); написать вступление (1 человек); написать сложные слова (1 человек); оформить предложения (1 человек).Достаточно любопытно было наблюдать за поведением и общением школьников во время подготовки к сочинению по картине. Несмотря на то, что одна ученица работала чуть медленнее и написала сочинение уже после того, как все прочитали друг другу свои сочинения, ее дождались и выслушали, причем слушали ее внимательно. Также ребята помогали одноклассникам находить ошибки в тексте при прочтении каждой работы вслух.
Одна девочка со знанием дела и с озадаченным видом во время чтения текста ее товарищем на его фразу «(по закону физики)» сказала: «Не кажется ли тебе, что этот научный факт можно было бы опустить?» Это свидетельствует о том, что ребенок, во-первых, выслушал сочинение другого и, во-вторых, понял, о чем тот говорит.
Еще одна достаточно интересная ситуация заключалась в том, что мальчик вспомнил слово «заводь», но значения данного слова он не знал. После обращения к педагогу ребенок понял, что это подходящее слово для сочинения и начал настоятельно рекомендовать записать его в листок с опорными словами, который был выдан каждому школьнику, и использовать его при написании сочинения. Сам он данное слово использовал в своей работе.
Учебное взаимодействие является очень важным механизмом в образовательном процессе. Несмотря на положительные результаты, первый опыт такого взаимодействия не мог оказать серьезного влияния на качество работ, следовательно, нужно чаще таким образом организовывать учебный процесс, чтобы у детей появлялся опыт такого вида деятельности, тем более, что школьники высказали свое благосклонное отношение к групповой работе.
В ходе опытно-экспериментального исследования был разработан цикл занятий, направленный на определение условий успешной организации учебного взаимодействия в ходе работы над сочинением по пейзажной картине.
Уроки необходимо строить на основании того, что выделили в методике М.Р. Львова:
сообщение цели урока;
знакомство с художником;
знакомство с картиной;
беседа по картине: обсуждение нескольких вопросов (коллективно или в группах);
самостоятельная запись текста;
проверка работ (самостоятельно или в группах).
При проведении формирующего эксперимента можно использовать лист наблюдений (несколько адаптированный для работы именно над сочинением по картине), рекомендуемый в материалах ФГОС второго поколения [3], для включения школьников в активный процесс оценивания своего участия в работе группы над сочинением и участия других ее членов.
Обучающий эксперимент планируется проводить в три этапа: подготовительный, основной и контрольный.
Цель подготовительного этапа заключается в подготовке школьников к написанию сочинения по пейзажной картине в ходе групповой работы; в уточнении представлений детей о сочинении по пейзажной картине; в составлении памятки о работе по картине.
Целью основного этапа является развитие умения работать в группе во время подготовки к сочинению; прислушиваться к мнению товарищей по группе; оценивать свою работу и работу других.
На контрольном этапе ставится цель проверки умения школьников работать в группе в ходе работы над сочинением по пейзажной картине; предполагается проведение опроса учащихся с помощью листа наблюдений.
На подготовительном этапе с детьми планируется два занятия, которые будут представлять собой фрагменты уроков по 15 минут. Остальные этапы рассчитаны на целые уроки. Основной этап будет включать написание трех сочинений по пейзажным картинам, подготовка к которым будет проводиться с небольшой долей помощи учителя и предоставленных школьникам вопросов для обсуждения картин. На контрольном этапе ученикам нужно будет написать одно сочинение по пейзажной картине при предварительной подготовке к сочинению в группах, но без помощи учителя.
На подготовительном этапе будет уточняться понятие «пейзаж», вестись работа по пейзажной картине Е.Е. Волкова «Болото осенью» 1871 года; будет составляться памятка, отражающая структуру сочинения по картине, и вестись беседа по тексту-описанию пейзажной картины А.А. Пластова «Первый снег» 1946 года.
На основном этапе планируется написать 3 сочинения: сочинение по пейзажной картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» 1871 года, после заполнение листа наблюдений; сочинение по пейзажной картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» 1935 года; сочинение по пейзажной картине К.Ф. Юона «Волшебница-зима» 1912 года.
На контрольном этапе ученикам будет предложено написать сочинение по картине С.К. Писемского «Ручей в лесу» 2007 года и проверить его в группах без помощи учителя, после заполнить лист наблюдений.
На каждом этапе обсуждение в группе будет встречаться на различных этапах урока – при обсуждении картины; при подведении итогов фронтального обсуждения картины; при проверке написанного.
Подбор пейзажных картин осуществлялся таким образом, чтобы их содержание мотивировало детей к высказыванию мнения по картине и формировало эмоциональное отношение учащихся к изображенному. У школьников будет возможность наблюдать пейзажи в различные времена года, что также является мотивацией к высказыванию, к размышлению. К тому же, картины создавались в разное время – в разные века, в том числе, представлена картина современного художника. Это должно способствовать появлению интереса к анализу пейзажа, к сравнению искусства живописи 19-21 веков. На всех картинах присутствует человек или напоминание о нем, будь то церковь или оставленные во время дождя на террасе, на столике, стакан и свежие цветы в вазе – все это ведет к размышлению, к появлению мотива для рассуждений по картине.
В основном и контрольном этапах в начале урока с учениками ведется беседа о художнике и показывается его портрет и картина (выводится на экран через проектор или показывается фотография и репродукция). Из биографии художника нужно взять только самые важные и интересные факты (рассчитывать на 3 минуты от занятия).
Приведем несколько фрагментов уроков.
Один из уроков на подготовительном этапе: работа с картиной Е.Е. Волкова «Болото осенью»
- Коллективное составление памятки о работе по картине на примере разбора картины «Болото осенью», по ходу обсуждения памятка записывается учениками в тетрадь.
Рассмотрите картину.
Какое время года изображено? (Осень.)
Что изображено на переднем плане? (Утки, тростник, вода.)
Что на заднем? (Дом, деревья, женщина.)
Опишите данную картину.
(Первый пункт памятки – описание картины)
Как вы понимаете «замысел картины»? Подумайте каждый, выскажите свое мнение. (Это основная мысль, идея художника.)
Как вы думаете, в чем заключается в данном случае замысел художника? (В том, чтобы поделиться со всеми своим ощущением осени, показать свое настроение; также показать жизнь на болоте как особый мир с его постоянными обитателями и гостями.)
(Второй пункт – замысел художника)
Что мы должны почувствовать, глядя на любую картину? (Цвета, фон, тон картины, изображенное на картинах: человек, животное, явление природы.)Какие чувства вызывает у вас данная картина? (Немного мрачные, грустные из-за пасмурной погоды и окончания лета.)
(Третий пункт – мнение о картине)
1. Описание картины.
2. Замысел художника.
3.Ваше мнение о картине.
Один из уроков на основном этапе: сочинение по пейзажной картине К.Ф. Юона «Волшебница-зима»
- Организация работы в группах во время подготовки к сочинению. Школьникам задаются вопросы.
Как лучше организовать работу в группе? (Чтение по очереди.)
Что делают другие в то время, когда один читает? (Внимательно слушают, на листочках отмечают свои замечания, пожелания.)
Как нужно читать? (Выразительно, медленно, делать паузы в конце предложения.)
Вы начнете обсуждение. Можно ли говорить всем сразу? (Нет.)
Как в таком случае? (По очереди или выбрать руководителя группы, который будет устанавливать очередность.)
Что нужно сказать прочитавшему свою работу? (Что понравилось тебе в его сочинении, замечания.)
Что делает тот, кто прочитал свою работу? (Слушает другие работы.)
- Чтение работ друг другу, исправление ошибок:
После окончания работы над составлением текста каждый учащийся читает свою работу товарищам в группе. Они внимательно слушают друг друга, при этом дают советы по исправлению ошибок, недочетов и высказывают свое мнение относительно услышанного сочинения.
Чтение написанных сочинений поможет каждому оценить результаты обсуждений, позволит увидеть, к каким советам прислушались товарищи по группе, исправить ошибки. К тому же, читая вслух, а не про себя, как обычно при самостоятельной проверке работ на уроке, детям проще воспринять написанное.
Урок на контрольном этапе: сочинение по пейзажной картине современного художника С.К. Писемского «Ручей в лесу»
- Вся работа строится на самостоятельной работе (без помощи учителя) каждой группы, состоящей из 4 человек.
- В конце урока заполняются каждым учеником листы наблюдений.
Это необходимо для того, чтобы впоследствии сравнить результаты опроса на основном этапе и на контрольном с целью выявить умение каждого учащегося работать в группе в начале эксперимента и в конце, определить динамику развития умения каждого взаимодействовать с одноклассниками в процессе работы над сочинениями по пейзажным картинам.
Задания на каждом этапе ученикам даются таким образом, что деятельность от этапа к этапу усложняется, объем работы увеличивается, доля помощи учителя становится незначительной, и на последнем этапе школьники уже сами в группах выполняют задание без подсказок учителя.
Предполагается, что данные занятия, расположенные в такой последовательности и с указанным содержанием позволят детям:
приобрести опыт работы в группе при написании сочинений;
научиться слушать и слышать друг друга;
приобрести опыт в анализе собственных текстов и текстов, составленных их одноклассниками;
путем обсуждения совершенствовать умение систематизировать материал, информацию, полученную в ходе обсуждения картин.
Комплекс упражнений формирующего эксперимента построен с учетом методических условий:
- наличие четких указаний об организации работы в группе по выполнению задания;
- использование учебного взаимодействия на различных этапах написания сочинения;
- заполнение учащимися листа наблюдений для анализа работы в группе каждого участника.
Библиографические источники
Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа / В.А. Лукин. – М.: «Ось-89», 1999. – 192 с.
Майская А.З. Методические рекомендации к написанию сочинений / А.З. Майская // Начальная школа. – 2001. – № 9. – С.40-43.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Провещение, 2009. – 216 с.
Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. – М.: НИИОП АПН СССР. – 1980. – С. 37-52.
Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования / Г.С. Щеголева. – 3-е изд., испр. – СПб.: Специальная Литература, 2009. – 256 с.