Работа над сочинением как способ развития письменной речи школьников с умственной отсталостью в коррекционной школе.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Выступление на МО
Тема: Работа над сочинением как способ развития письменной речи школьников с умственной отсталостью в коррекционной школе.
Ванькова Людмила Ивановна,
учитель русского языка и чтения
г. Чернушка Пермский край

2016- 2017 г.
Уровень речевой подготовленности учащихся с интеллектуальным недоразвитием является недостаточным, что затрудняет их коммуникацию и в целом снижает успешность адаптации в обществе. Формирование речевых умений происходит при выполнении целого ряда упражнений. Наиболее важным из них является такое комплексное упражнение, как СОЧИНЕНИЕ.
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения". В частности, в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения":«Сочинение  – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему». При написании сочинения происходит становление и совершенствование всех групп речевых умений: от умения ориентироваться в ситуации речевого общения до умения осуществлять контроль за своей речью. Но это упражнение позволяет обогатить опыт речевой деятельности учащихся с недоразвитием интеллекта при правильной методической организации работы на всех этапах.
Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:
- понять и раскрыть тему сочинения;
- подчинить свое сочинение определённой мысли;
- собрать материал, систематизировать и расположить в нужной последовательности;
- определить границы сочинения;
- составить план и писать по плану;
- создать текст и записать его;
- использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
- совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.
Сочинение – обязательный этап в системе письменных проверочных работ. Школьные сочинения классифицируются по источникам материала:
на основе личного опыта учащихся:
1. сочинение о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;
2. сочинение на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и другого опыта;
на основе опосредованных источников информации:
1. сочинения по картинам делятся на три основных вида:
а) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
б) повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;
в) описание картины;
2. сочинение на основе прочитанного;
3. сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;
4. сочинение по рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;
на материале разных источников:
книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений.
на основе творческого воображения:
по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).
Работа над сочинением делится на 3 этапа
1. Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной или иной литературы.2. Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т. п.
3. Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.Методика проведения урока написания сочинения
1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения;
2. Беседа с целью упорядочения материала;
3. Составление плана или его уточнение;
4. Речевая подготовка текста;
5. Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста;
6. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов;
7. Самостоятельное письмо сочинения – основная часть урока;
8. Самопроверка.
Методика написания сочинения по картине И.И.Левитан «Март»
История создания картины
Всмотритесь в картину, а я расскажу историю её появления. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Левитан ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. Он не любил солнце. "Видно, не придётся сегодня поработать, — подумал он, — слишком светло всё, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадёт!"
Вдруг в синем небе над его головой закричала лесная птица сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут солнечные лучи брызнули ему в глаза, и с непривычки Левитан словно ослеп. Он привстал в санях, замахал руками и тоже вывалился в снег. А лошадка на радостях, что сани стали совсем лёгкими, рванулась вперёд, да и припустила рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная. Лежит Левитан в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то и нет! Сел он, глаза открыл. С непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протёр глаза, взглянул — и сам себе не поверил. Красота-то какая!
И. И. Левитан
Исаака Ильича Левитана называют певцом тихой грусти, задумчивой печали, щемящей сердце тоски.
Ученик Саврасова, он был полон любви и уважения к тому, кто, по его словам, создал русский пейзаж. «Саврасов, - писал Левитан, - избирал не исключительно красивые места, а, наоборот, старался отыскать в самом простом и обыкновенном глубоко трогательные, часто печальные ноты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже».
Но эта картина Левитана, в отличие от многих его полотен, радостная, светлая, наполненная солнцем и радостью весны.
Работа над картиной
Какую цветовую гамму использовал художник?
Какое настроение создаёт это полотно?
Какие предметы изобразил Левитан?
Что в первую очередь обращает на себя ваше внимание?
Какими цветами художник изобразил небо?
Как он изобразил лес? Опишите его.
Как на картине выглядит дорога?
Какими цветами изобразил художник снег?
Какие приёмы использовал Левитан, чтобы показать на полотне солнце?
Что мы видим на переднем плане? В центре? На заднем плане? Справа? Слева?
Какое время года изображено? Почему вы так думаете?
Последовательное описание картины
День. Лошадь. Снег. Ели. Берёзы. Небо.
Дом. Дорога. Скворечник. Тени на снегу. Воздух.
Собираем материалы к сочинению

Предмет изображения
Слова, словосочетания,
изобразительно-выразительные средства
день солнечный, весенний
берёзки белоствольные, изящные
ели
тени зелёные, тёмные
густые, фиолетовые
небо яркое, голубое
снег в лесу – искристый, рассыпчатый; имеет множество цветовых оттенков: около деревьев – голубоватый, сероватый; на дороге – грязный, бурый, желтовато-серый; на пригретой солнцем крыше.лошадь как коричневое пятно, стоит у крыльца
воздух чистый, прозрачный, холодный, весенний
дом яркий, жёлтый, двухэтажный, деревянный
скворечник незаметный, белый
дорога грязная, раскисшая, разбитая
Составление плана
1. Вступление (история создания/слово о художнике)
2. Описание картины (идея, настроение произведения искусства, чем поражает)
- Предметы изображения 1- 11
3. Вывод (восторженный аккорд, произведённое впечатление)
Образец сочинения
«Март» – один из лучших пейзажей художника Левитана. (Солнечный, весенний) день, но ещё много снега. Справа виднеется стена (деревянного, жёлтого) дома. Под (яркими, теплыми) лучами весеннего солнца дом кажется оранжевым.
Возле дома стоят (белоствольные, изящные) берёзки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне (яркого, голубого) неба. Среди веток берёз просматривается скворечник.
Слева темнеют (зелёные) ели, подчеркивая белизну стволов берёз. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают (густые, фиолетовые) тени.
В картине снег (искристый, рассыпчатый) имеет множество цветовых оттенков: около деревьев – (голубоватый, сероватый), на дороге – (грязный, бурый, желтовато-серый).(Тёплым, коричневым) пятном выделяется лошадь, греющаяся под первыми (тёплыми, солнечными) лучами.Хочется вдохнуть полной грудью (чистый, прозрачный, холодный, весенний) воздух. Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны.
Дифференцированная помощь
Карточка для сильных учащихся:
Составь рассказ по картине И. Левитана «Март»
Какая весна изображена на картине?
Что освещает яркое солнце?
Каким стал снег на дороге?
Каким он остался под деревьями?
Какие деревья изображены на картине?
Какое настроение создаёт произведение?
Карточка для слабых учащихся:
Составь рассказ по картине И. Левитана «Март»
Какая весна изображена на картине? (ранняя)
Что освещает яркое солнце? (дом, лошадку, тропинку, деревья)
Каким стал снег на дороге? (тёмным и рыхлым)
Каким он остался под деревьями? (чистым, белым)
Какие деревья изображены на картине? (стройные берёзки и зелёные сосны)
Какое настроение создаёт произведение? (радостное, весеннее)
Варианты начала сочинения
«Март» – один из лучших пейзажей художника Левитана.
Рассматриваю полотно великого мастера кисти И. Левитана «Март»
Картину «Март» написал великий русский художник И. Левитан.
Перед нами картина художника И. Левитана «Март».
Памятка для редактирования текста сочинения
Проверь!
Ясно ли передал свою мысль?
Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?
Все ли слова употреблены удачно?
Правильно ли записаны безударные гласные, все трудные слова, расставлены знаки препинания?
Таким образом, при подготовке к написанию сочинения необходимо выполнить огромную работу, как учителю, так и ученикам. Если каждый этап работы будет тщательно продуман, то написание самого сочинения детьми не составит особого труда, потому что им предстоит воспроизвести все сказанное на уроке.
Список литературы
1. Текучев А. Методика русского языка в средней школе. М.: Книга, 1980 г. с. 297-2992. Баринова Е., Боженкова Л., Лебедев В. Методика русского языка. М.: Книга, 1974. С. 31.3. Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.4. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы), под. ред. Ладыженской Т.А. М., Просвещение, 1978, стр.765. К. Д. Ушинский "Об учебно-воспитательной работе", М., 19396. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. – М., Просвещение, 1983.-128 с.