Роль урочной деятельности в реализации программы духовно-нравственного воспитания.

Школа выполняет одну из главных функций в современной системе формирования личности человека. В школе учащиеся проводят больше половины своего времени на протяжении одиннадцати лет. Это период активного взросления и социализации ребенка.
Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды деятельности:
·урочную;
·внеурочную (культурные практики);
·внешкольную (социальные практики);
·семейную;
·общественно-полезную.
Несомненно, урок занимает одно из ведущих мест в процессе формирования научных знаний. Но также он оказывает немаловажное влияние на выработку характера и специфику поведения учащегося. При этом нет большой разницы, какой преподается предмет. В любой школьной дисциплине кроется глубокий воспитательный смысл. Даже при одинаковом материале возможно получить различный воспитательный эффект.
Каждая из базовых ценностей педагогически определяется как вопрос и превращается в воспитательную задачу, которую учитель решает на том или ином учебном материале.
Воспитательный эффект любого урока зависит прежде всего от
эмоционального строения урока. Дети весьма чувствительны к эмоциональному настрою и восприимчивы именно к эмоциональной составляющей урока;
разнообразных методических приемов. При этом педагог должен не только ориентироваться на образовательную составляющую учебного процесса, но и на воспитательные функции, позволяющие формировать полноценную личность в ребенке;
от информационной насыщенности. В то же время урок не должен перегружать учащихся. Они не должны уставать от урока, и получать на нем не только знания по конкретному предмету, но и духовно расти, ориентироваться на существование в социуме;
наличия в структуре воспитательных элементов, которые помогут не только в социализации учащегося в обществе, но и в дальнейшем процессе самовоспитания и самопознания.
Наша школа в течение ряда лет работает по системе Л.В.Занкова. Традиционное для нее внимание к воспитанию духовно-нравственной культуры обучаемых выразилось в отборе материала, в системе заданий, в организации содержательного общения детей.
Анализируя программы учебных курсов, мы пришли к выводу, что система Занкова направлена на формирование тех же базовых национальных ценностей, которые провозглашаются Концепцией ДНВ:
- патриотизм;
- социальная солидарность;
- гражданственность;
- семья;
- труд и творчество;
- наука;
- традиционные российские религии;
- искусство и литература;
- природа;
- человечество
Чтобы продемонстрировать это, перейдем к конкретным примерам.
Одна из базовых ценностей – семья. Первое представление ребенка о ней, несомненно, формируется родителями. Что такое семья? На чем основывается семья? Как распределяются обязанности между ее членами? Эти знания закрепляются и расширяются на уроках Литературного чтения, русского языка и окружающего мира.

Фрагмент урока литературного чтения.
Тема урока: Мир. Россия. Родина. Семья
Изучаемые понятия: Средства устного общения, мимика, жесты, тон.
Воспитательные задачи: Показать, что в основе взаимоотношений внутри семьи лежат любовь, уважение, забота. Дать первое представление о гендерных (поло-ролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми, социальный пол, социальное взаимодействие) семейных ролях.
Описание этапа урока
Раздел учебника «Твоя родина» начинается с такого задания (слайд)
Что вы видите на картинке? (Кремль, Москва, Триколор)
Как вы догадались, что это Земля? Почему здесь нарисованы звезды? Когда звезды соединяются вместе, что они образуют? (Созвездие)
Представьте, что это ваша семья: дедушки, бабушки, мамы, папы и, конечно же, вы – дети? Возьмите в руки листочки и нарисуйте в виде звездочек свою семью (дети рисуют)
Посмотрим, какие созвездия получились у вас (рассказы о семьях).
Зачем нужна семья?
Работа со стихотворением В. Берестова «Любим тебя без особых причин»
Закончить урок можно вопросом: Как связаны между собой семья и родина?

Фрагмент урока русского языка.
Тема урока: Строчная буква М (слайд)
Воспитательные задачи: Формирование осознанного, заботливого отношения к маме.
Описание этапа урока.
Знаете ли вы, какое первое слово произносит человек? Прочитаем это слово в тетради (читают и обводят)
Прочитаем то, что написано ниже. Какого слова здесь не хватает?
Давайте нарисуем портрет мамы в рамочке, которая дана слева.
Чтение предложений. Их обсуждение: Почему мама умывала Аллу? А что еще делают мамы? Почему они это делают?
А как вы относитесь к маме? Что вы для нее делаете?

В течение года мы обращаемся к таким темам, как «Семейные праздники», «Семейный фотоальбом», «Родословная», «Семья – основа общества» и др. Таким образом, освещаются разные аспекты этого понятия.
В учебных программах заложен большой потенциал для формирования ценностного отношения к природе и окружающей среде. В пояснительной записке к программе по «Окружающему миру» одна из учебных целей сформулирована так: «Воспитание позитивного, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье» (слайд)
Приведем примеры некоторых тем: «Охрана водоемов», «Значение воздуха для жизни», «Охрана животных», «Влияние человека на природу» и т.д.
Уроки литературного чтения помогают «достучаться» до сердца ребёнка, помогают понять, как трудно и важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир – мир природы, людей и мир чувств. Надо отдать должное авторам программ: они подобрали такие произведения, которые никого не оставят равнодушными.
Фрагмент урока литературного чтения.
Тема урока: Изобразительные возможности художественного текста
Воспитательная задача: Вызвать у ребенка чувство сопереживания, которое поможет осознать ответственность человека за свои поступки.
Описание этапа урока (слайд)
Что вы почувствовали, когда слушали это стихотворение?
Что чувствует герой? Каким словом он выражает это чувство?
Почему он так резко говорит о взрослом человеке?
Какой поступок вызвал негодование мальчика? Можно ли убивать животных? Почему?
Часто животных мы называем «братьями нашими меньшими». Почему?
Как мы должны относиться к братьям нашим меньшим?

Полученные впечатления школьники осмысливают (присваивают) в ходе выполнения практических заданий, предусмотренных в учебниках, в ходе самостоятельной творческой деятельности, создавая поделки (уроки технологии), участвуя в охране природы (кормушки для птиц), осваивая здоровый образ жизни (навыки гигиены).

Любовь к Родине является внутренним, мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Патриотические чувства эффективнее формируются в процессе диалога, направленного на познание того лучшего, что лежит в основании традиций народов России. Необходимый учебный материал можно найти практически во всех курсах. Например, в учебнике по окружающему миру есть раздел «Что вы знаете о своей стране» (слайд), в Азбуке – «Удивительное –КА» (слайд), в русском языке в разделе «Имена собственные» помещены тексты о Москве (слайд). Таким образом, многие задания помогают учителю решать не только учебные, но и воспитательные задачи.

Интеграция учебных курсов создает предпосылки для духовно-нравственного развития, что находит воплощение в отборе материала, системе заданий, в организации содержательного общения детей на уроке. Все это направлено на развитие личностных качеств ребенка, метапредметных и предметных действий.

15