Пути и средства формирования духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.

Пути и средства формирования духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.
г. Саяногорск, республика Хакасия
Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного  воспитания детей с ОВЗ, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир и нравственные качества ребёнка; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора; позволяет решить проблему социального инфантилизма.
Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ОВЗ, поскольку нет специальных программ в заданном направлении;
 низким образовательным статусом семей детей с ОВЗ;
недостаточной  методической  и практической базой для духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.
Задача коррекции недостатков решается путём разработки и реализации системы мероприятий духовно-нравственной направленности. При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки.
Принципы организации содержания духовно-нравственного воспитания учащихся  с ОВЗ:
-  принцип следования нравственному примеру. Это ведущий метод нравственного воспитания. Пример позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, пробудить в нём нравственную рефлексию, продемонстрировать реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
 - принцип идентификации.
устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Дети с ОВЗ в связи с неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий поздно начинают разбираться в понятиях морали и нравственности, легко поддаются дурным влияния, совершают неправильные действия. Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.
Средством духовно-нравственного  воспитания детей с ОВЗ является введение их в православную культуру и народные традиции через посещение музеев, создание представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России; формирование коммуникативных навыков.  
Важно обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением социального педагога, психолога; внеклассные мероприятия, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ ведётся согласно рабочей программы нашей группы во всех видах деятельности: ценностно – ориентировочная деятельность (праздники, посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню Победы), трудовая и общественно-полезная деятельность (дежурство по школе, посещение промышленных предприятий), спортивно-оздоровительная (воспитание потребности в ЗОЖ, профилактика табакокурения и наркомании), деятельность в области формирования правовой культуры (знакомство с законами РФ, изучение обязанностей и прав учащихся), профориентационная деятельность .
Литература:
1.Ладогина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. М. Просвещение, 2006

15