Рабочая программа по английскому языку Страноведение. Великобритания (9 класс)


Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по английскому языку «Страноведение» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования и «Методического конструктора (авторы Д.В.Григорьев, к.п.н., Степанов, к.п.н.).
В настоящее время мировой кризис во многих сферах человеческой деятельности напрямую связывают с кризисом образования, что послужило причиной «строительства» новой, отвечающей современным потребностям общества, системы образования. Характерной особенностью современного этапа развития образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций, которые в совокупности обеспечивают готовность выпускников различных учебных заведений к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества.
Деление является условным, поскольку все они тесно связаны между собой: социально-коммуникативная или готовность к решению проблем, информационная, коммуникативная, социокультурная компетенция и готовность к самообразованию на протяжении всей жизни. Социокультурная компетенция идентифицируется с а) страноведение, б) лингвострановедением, в) культуроведением, г) культурологией. К профессиональным умениям социокультурной компетенции относится достаточный уровень знаний о культуре родной страны и стран изучаемого языка, умение рассказать о них и сравнить на иностранном языке, знать и соблюдать основные особенности формального и неформального общения в устной и письменной речи.
Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся об истории, традициях и культуре стран изучаемого языка, способствует лучшему освоению базового курса английского языка.
Курс рассчитан на учащихся 9-ых классов с повышенным уровнем мотивации углубленного изучения иностранного языка, а также служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути.
Цель курса -показать учащимся историческую перспективу развития английского общества, проследить формирование нации, ее культуры и языка, ее менталитета, образа жизни, традиций. Задачи курса:
Обучающие:
знакомство с культурой английского языка и с культурой англоязычных стран;
изучение новой лексики;
введение грамматического материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
совершенствование навыков разговорной речи;
формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.
Отличительные особенности
В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия. Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках. И являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Отличие данного курса от базового.В данный курс включены самые разнообразные сведения о тех сферах жизни общества, которые не освещались или недостаточно освещались в предыдущих классах: литература, музыка, средства массовой информации, медицина, образование, положение стран в мире.
Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
2. Содержание программы
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык– информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
3. Тематический план программы
№ п\пРазделы, темы Количество часов
1. Страна и люди 4 часов
2. Достопримечательности Великобритании 6 часов
3. История Великобритании 8 часов
4. Парламент Великобритании 4 часов
5. Образование в Великобритании 3 часа
6. Культура, традиции и обычаи 6 часов
7. Знаменитые люди Великобритании 3 часа
  ИТОГО 34 часа
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Главным содержанием курса является информация об истории, географическом положении, климате, политической системе, системе образования и культуре Великобритании, а также сведения о столице Соединенного Королевства – Лондоне и его достопримечательностях.
В данном курсе четко прослеживаются межпредметные связи: при изучении географического положения – с географией, истории страны – с историей.
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
5. Формы контроля
Основные формы организации учебной деятельности: чтение (основные этапы работы: дотекстовый, текстовый, послетекстовый), перевод, самостоятельная работа с текстами, групповая работа, аудирование. В рамках элективного курса целесообразно делать упор на наращивание вокабуляра и последующую активизацию специальной терминологии в различных видах речевой деятельности.
В каждом разделе курса содержатся задания для систематизации знаний; задания, которые позволяют выразить собственное мнение; задания, которые позволяют сравнить культуру англоязычных стран и России, что способствуют более эффективному усвоению курса.
Система оценки учащихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня сложности для текущего и промежуточного контроля.
В начале курса обучения проводится викторина (Quiz) с целью выявления уровня знаний учащихся и пробелов в знаниях.
В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как составление и выполнение теста, викторины, подготовка устных сообщений, мини-сочинение, учебная дискуссия.
Конечным результатом в изучении данного курса может быть такая форма отчетности, как создание проекта в форме Power Point и его устная защита.
6. Материально-техническое обеспечение программы
•АРМ;
•компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
•компьютер с Интернетом;
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
• «Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
•«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)
•«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000г)
•Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2002г.)
•. Великобритания: история и культура = Great Britain: Culture across History Автор : Воевода Е.В учебное пособие. – М.: МГИМО-Университет, 2009. – 221 с. (10экз).
• Страноведение Англия. Серия "Учебники и учебные пособия". –Составитель : Нестерова Н.М. Ростов-н/Д.: "Феникс", 2005. - 320 с. (20 экз).• Великобритания. Литература. Театр. Кино. Музыка. Танец. Балет. Живопись. Скульптура. Архитектура. Дизайн. СМИ: лингвострановедческий словарь/ сост. Г.Д.Томахин. – М.: Астрель: АСТ, 2005. 335с. (7 экз).
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://www.royal.gov.uk
2. http://www/center.fio.ru./som/items.asp?id=10001125
3. http://www.forum.entertainment.ie,
4. http://www.news.bbc.co.uk3
5. http://www.iearn.org
6. http://www.kidlink.org
7. http://www.iecc.org
8. http://www.stolaf.edu./network/iecc
9. СD – ROM “THE ROYAL FAMILY