Программа по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Мой край. Мой город. Моя Родина.

КОУ «Красноярская адаптивная школа-интернат»

ПРОГРАММА
по патриотическому и гражданскому воспитанию
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Мой край. Мой город. Моя Родина».

«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Срок реализации Программы: 4 года (2016– 2020 уч. г. г.)
Программа рассчитана на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с 6-9 классы.
Аннотация
Представлена Программа патриотического и гражданского воспитания обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города (села). Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией
Автор программы: воспитатель КОУ «Красноярская адаптивная школа-интернат», Омской области, Омского района - Новгородцева Анжелика Александровна Программа
гражданско-патриотического воспитания «Мой край. Мой город. Моя Родина»
на 2016 – 2020 учебные года
(от 13 до 18 лет)
Паспорт Программы
Наименование программы Тема программы
«Мой край. Мой город. Моя Родина» Развитие нравственных качеств личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья посредством патриотического воспитания.

Заказчик программы
КОУ «Красноярская адаптивная школа-интернат», Омской области, Омского района.

Цель программы
     Совершенствование и развитие оптимальных условий, обеспечивающих целенаправленное формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине, истории, культуре, традициям народов РФ.



Задачи программы
Получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.

Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.

Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.

Формировать активность и толерантность самосознания учащихся;

Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
Реализовать программу мероприятий патриотического и гражданского направления с последующей оценкой качества результативности;
Усилить роль семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Система программных мероприятий
нормативно-правовое обеспечение
материально-техническое обеспечение
методическое обеспечение

Сроки реализации Программы
2016-2020 уч. г. г.

Ожидаемые результаты








Показатели и индикаторы реализации Программы
Реализация Программы призвана способствовать:
-развитию целостной системы патриотического, гражданского воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного города и района;
-воспитанию у детей любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
-формированию ответственного понимания обучающихся с  ОВЗ  своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
-созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.  

В результате выполнения Программы будет обеспечено:
-создание и внедрение новых форм,  мероприятий по патриотическому гражданскому воспитанию и социализации обучающихся   в коррекционной образовательной организации;
-внедрение и эффективное использование новых информационных систем и технологий  воспитания обучающихся с ОВЗ;
-рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения коррекции и развития  детей образовательной организации;
-повсеместная доступность для детей с ОВЗ различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;
-внедрение и поддержка механизмов и моделей социального  взаимодействия, партнерства обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ;
-развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством  профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально - востребованные сферы деятельности;
-обеспечение роста социальной зрелости обучающихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии  способностей,  в сознательном профессиональном самоопределении обучающихся с ОВЗ, во благо современного доступного рынка труда и российского общества;
В образе выпускника:
-в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления  к самообразованию;
-в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
-Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотизм обучающихся с ОВЗ, как основа личности  гражданина России.
 


Контроль за исполнением программы
Администрация школы-интерната

Программу составила
Воспитатель КОУ «Красноярская адаптивная школа-интернат» -Новгородцева Анжелика Александровна













Пояснительная записка
Основания для разработки Программы
-Конституция Российской Федерации;
-Всеобщая Декларация прав человека;
-Конвенция о правах ребенка;
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 24.07.2015г. );
-Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г., раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008г., протокол 36);
-Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»;

Программа ориентирована на учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, имеющих ограниченные возможности здоровья. Она определяет содержание, основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, воспитанников школы-интерната, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения
Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.
В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
Патриотическое воспитание – это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению с целенаправленной подготовкой молодого человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свой край, свой город, свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные и религиозные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.
Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.
Патриотическое воспитание в школе-интернате это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Героические события отечественной истории, истории Омской области и города Омска, выдающиеся достижения наших соотечественников и земляков в области политики, экономики, науки, культуры, религии, спорта и других областях еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Процесс патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Смысл многих гражданско-патриотических качеств ребенку с ограниченными возможностями здоровья так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.
Правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, т.к. «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, чем в массовой школе».
В настоящее время в школе-интернате сложилась определенная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории, выставки, конкурсы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, обществознания, в процессе внеклассной работы, организации Уроков Мужества.
Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебно-воспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления
· воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа.
Исходя из выше изложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся, воспитанников разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.
Программа патриотического воспитания «Мой край. Мой город. Моя Родина» предназначена для учащихся 6-9 классов, рассчитана на четыре года, учитывает особенности психофизического развития детей.
Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.

Цель и задачи программы
Цель программы:
Совершенствование и развитие оптимальных условий, обеспечиваю щих целенаправленное формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине, истории, культуре, традициям народов РФ. Программа рассчитана на 2016-2020 годы и предполагает решение следующих задач:
Задачи:
Получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.

Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.

Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.

Получение и расширение знаний об истории Омской области и города Омска, выдающихся достижениях наших соотечественников и земляков в области политики, экономики, науки, культуры, религии, спорта и других областях.

Формирование активность и толерантность самосознания учащихся.

Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Создание условий для творчества учащихся и их самовыражения;
Реализация программы мероприятий патриотического и гражданского направления с последующей оценкой качества результативности;
Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Принципы реализации программы
Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.
·Принцип коррекционно-компенсаторной направленности
·(во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений);
2.
·Принцип гуманизации
·(умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия любовь к семье, родному краю, Отечеству.);
3.
·Принцип учета региональных условий (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального);
4.
·Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.);
5.
·Принцип непрерывности и системности
·(взаимосвязь процессов воспитания и обучения);
6.
·Принцип интеграции
·(сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.);
7.
·Принцип
·стимулирования активности
·(планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.).
3.Этапы реализации Программы
№ п/п
Содержание этапов
Срок реализации

Подготовительный
Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты. Разработать, обсудить и утвердить на педагогическом совете программу патриотического воспитания. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

2016-2017 уч.г.г.

Практический
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию. Изучить и внедрить уже разработанные современные педагогические технологии по патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Расширение и укрепление связей и отношений школы-интерната с учреждениями культуры, социальными партнерами. Проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов, обучающихся о ходе реализации программы. Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях патриотической тематики.

2017-2020 уч.г.г.





Аналитический
Анализ и обобщение результатов работы. Проведение коррекции затруднений в реализации программы. Издание методического комплекса (перспективных планов, методик, методических рекомендаций, дидактических пособий). Планирование работы на следующий период.

2018-2020 уч.гг.

4.Формы реализации программы:
тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, дидактические игры, предметные недели, проекты, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам .круглые стол, читательские конференции, организации выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды, и др.
5. Программа включает в себя следующие тематические блоки:
Блок I. «Я, моя семья и школа».
Цель: осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности; воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям. Необходимо помочь ребенку осознать себя членом семьи, воспитанником школы-интерната, воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
Блок II. «Моя малая Родина».
Цель: осознание обучающимися причастности к судьбе родного города, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми родного города.
Блок III. «В краю великого Иртыша».
Цель: воспитание национально-патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории, традициям и обычаям Омской области. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к ценностям родного города, т.к. именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Блок IV. «Я - гражданин России».
Цель: формирование представления с отдельными эпизодами истории России, ее символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм; об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.
6. К концу изучения программы учащиеся должны:
знать: название страны, столицы, государственных символов России и родного города, другой символики и исторических святынь Отечества; свою родословную; обычаи и традиции народов ОМСКА; героев-сибиряков; памятные места села Красноярки и др.
понимать: значение и происхождение символики РФ и Омской обл.; значение терминов - патриотизм, патриот, подвиг, достоинство, гражданский долг, любовь к Родине, Отечество, родословная, предки, семейные реликвии, этика, родственные отношения, краеведение, милосердие; свою роль в обществе,
придерживаться жизненной позиции, принятой в обществе; анализировать ситуации, делать положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

7. План действий по реализации программы.
Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами
·духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся, воспитанников к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
Тематическое планирование
Основная школа

· Обучающиеся, воспитанники 6–9-х классов.
Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие в различных видах гражданско-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях, организуемых в школе-интернате. Школа-интернат должна подготовить обучающихся, воспитанников старших классов к сознательному выбору профессии. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины

6 класс

Тема
Содержание
Количество часов

1.






2.








3.





4.
«Я, моя семья и школа».


«Моя малая Родина».



«В краю великого Иртыша»


«Я - гражданин России».

Беседа-диалог «Семейные праздники и традиции». Ролевая игра «Я горжусь своей семьей».

Внеклассное занятие «История села Красноярки». Познавательное занятие «История возникновения Омска» Экскурсия «Достопримечательные места села Красноярки»

Знакомство с символикой Омской области и города. Шар - лото «Краеведы».

Классный час «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить». Цикл бесед о ВОВ.
2ч.






3ч.








2ч.





2ч.


7 класс

Тема
Содержание
Количество часов

1.





2.







3.





4.
«Я, моя семья и школа».


«Моя малая Родина».



«В краю великого Иртыша »



«Я - гражданин России».

Беседа- рассказ «Моя родословная». Тематический вечер «О той, кто дарует нам жизнь и тепло».

Познавательное занятие «Традиции нашего города» Беседа «Город, в котором я живу» Экскурсия на почту.

Беседа - диалог « Красная книга Омской области». Шар –лото « Краеведы». Экскурсия в краеведческий музей.

Цикл бесед «История российской государственной символики» (государственные флаги 19-20 в.в.).
2ч.





3ч.







3ч.




1ч.


8 класс

Тема
Содержание
Количество часов

1.

2. 3. 4.
«Я, моя семья и школа».


«Моя малая Родина».


«В краю великого Иртыша »




«Я - гражданин России».

Беседа «Семейная этика» Беседа «Что такое мир в семье?»

Познавательное занятие «История моего города». Экскурсия
Беседа «Экология Омской области, охрана животного и растительного мира». Шар - лото «Краеведы». Экскурсия в краеведческий музей Красноярской средней школы.

Государственные праздники и памятные даты, их история. Цикл бесед «История российской государственной символики» (история гимнов).
2ч.











3ч.







2ч.


9 класс

Тема
Содержание
Количество часов

1.



2.






3.




4.
«Я, моя семья и школа».

«Моя малая Родина».



«В краю великого Иртыша»



«Я - гражданин России».

Тематический вечер «Без корня и полынь не растет». Семейное законодательство.
Беседа-диалог «Наши знаменитые земляки». Сочинение по опорным словам «Омск – моя малая родина». Экскурсия по историческим местам города.
Быт, нравы, обычаи жите-лей Омской области. Шар – лото «Краеведы». Экскурсия в художествен-ный музей.


Цикл бесед «История российской государственной символики» (эволюция герба России).
2ч.





3ч.











1ч.







8.Основные программные мероприятия
Содержание работы
Срок исполнения
Взаимодействие исполнителей

Информационно-методическое обеспечение реализации Программы
Разработка программы патриотического воспитания учащихся на 2016-2020 годы
Оформление и обновление в школе-интернате информационных уголков для воспитанников, педагогов по патриотическому воспитанию на темы:
- «Государственная символика России»
- «Государственная символика Омской области»
- и другие по данной тематике
Проведение диагностических исследований, с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере воспитанников, отношения педагогов к данной проблеме.
Создание банка данных видео, аудио, CD-материалов по данному направлению работы.
Подготовка списка периодических изданий, способствующих формированию гражданина РФ
Координация взаимодействия с музеями, парками, библиотеками города (села) с целью привлечения к сотрудничеству в проведении классных часов, экскурсий, лекториев, круглых столов в школе-интернате.
Мероприятия по патриотическому воспитанию
Участие в городских, областных мероприятиях, проводимых в рамках Программы
Участие в  конкурсах, фестивалях, реализующих программы патриотического воспитания школьников.
Проведение воспитательных мероприятий (викторин, дискуссий, конкурсов, экскурсий) по формированию у учащихся гражданско-патриотической компетентности.
Организация тематических кинопоказов по вопросам патриотического воспитания и формирования законопослушного поведения воспитанников.
Организация встреч с ветеранами труда, ВОВ, участниками боевых действий.
Проведение круглых столов по актуальным вопросам патриотического воспитания
. Организация и проведение выставок детского рисунка, плаката, листовок, буклетов  по патриотическому, гражданскому  воспитанию
Проведение общешкольных акций:
«Ветеран живет рядом»
«Дом без одиночества»
«Милосердие»
Проведение общешкольных мероприятий, посвященных Дню защиты детей, Дню матери, Дню защитника Отечества, празднованию 1 мая, 9 мая, Дню Памяти и скорби.
Уход за памятниками Памяти, Славы,  воинам  войны, возложение цветов.
Работа по формированию у учащихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (День семьи, тематические вечера, праздники для мам, бабушек, пап, классные часы)
Осуществление мониторинга результативности  реализации Программы по патриотическому и гражданскому воспитанию.




2016-2020г.г.




Классные руководители, воспитатели, социальный педагог




Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели.

Библиотекарь, воспитатели.


Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители.
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, воспитатели.






9. Прогнозируемые результаты

Осуществление настоящей программы позволит:
- развить целостную систему патриотического, гражданского воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного города и района;
-формировать ответственное понимание обучающимися с ОВЗ  своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
- отвлечь обучающихся, воспитанников от противоправной деятельности;
- сформировать такие ценности как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие;
- привить уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;
- заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами.
-воспитывать у детей младшего школьного возраста и подростков любовь к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
-создать благоприятные условия для нравственного развития интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.
- повышать качество мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
-формировать гражданскую грамотность учащихся;
-внедрять новые формы и методы работы по данному направлению.





10. Координация и контроль реализации Программы

Координация и контроль реализации программы осуществляют:

Директор школы общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров; создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации патриотического воспитания.

Заместитель директора по УВР анализ состояния патриотической работы, её планирование, согласование планов с общественными внешкольными организациями; выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности, педагогического мастерства педагогов, организаторов внеклассной и внешкольной работы; выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе;

Заместитель директора по ВР обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по патриотическому воспитанию; осуществляет методическое сопровождение патриотической направленности учебно-воспитательного процесса; организует кружковую (музейную) работу патриотической направленности; руководит подготовкой и проведением общешкольных внеклассных мероприятий патриотической направленности, информирует и обеспечивает участие подростков в мероприятиях всех уровней: муниципальных, региональных, федеральных; поддерживает постоянные деловые контакты с управлением образования района, районным отделом по делам молодежи, районным краеведческим музеем, районной детской библиотекой

Классные руководители осуществляют руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива; планируют и координируют соответствующую работу учителей, занимающихся с данным классом, внешкольных учреждений и родителей по формированию у учащихся гражданско-патриотических компетентностей;

Учителя-предметники обеспечивают патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса средствами своего предмета; систематически вносят патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные формы проведения, методы изложения,

Воспитатели корректируют процесс патриотического воспитания, привлекают к этой деятельности специалистов дополнительного образования.

Библиотекарь организует выставки, беседы в рамках патриотического воспитания; оказывает помощь в подборе литературы педагогам и детям

11. Мониторинг эффективности Программы:
В решении задач, поставленных Программой патриотического и гражданского воспитания обучающихся с ОВЗ, особое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного отслеживания результатов работы по патриотическому воспитанию и результатов воздействия воспитательного процесса на личность школьника трудно оценить эффективность работы образовательной организации в данном направлении.
Мониторинг в школе представлен двумя уровнями:
1. Индивидуальный, персональный – осуществляет воспитатель, учитель, классный руководитель (это ежедневное наблюдение, динамика развития каждого обучающегося и классного коллектива по патриотическому, гражданскому воспитанию).
2. Внутришкольный – осуществляет зам. директора по учебно-воспитательной работе (отслеживает динамику развития класса и школы, объединения дополнительного образования по учебным четвертям, по данному направлению)
Для определения результатов патриотического воспитания используются:
 - анкетирование обучающихся;
- определение уровня воспитанности;
- диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
- описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;
- анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т.д.;

  
Заключительные положения

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально- политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.
Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:
- воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.
- формирование личности, ее характера, чувств, нравственных качеств, гражданской позиции, общей культуры с опорой на наиболее сохранные стороны развития.
- построение системы работы по патриотическому воспитанию с учетом индивидуальных особенностей и возрастных изменений личности воспитанника и его социальным запросом
- создание условий для освоения воспитанником социально ценных форм поведения.
Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы:
- педагоги полностью осознают проблемы патриотического и гражданского воспитания, стоящие перед школой;
- на сегодняшний день нами разработана программа патриотического воспитания «Мой край. Мой город. Моя Родина».
Все выше изложенное нацеливает на взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, воспитанников, как основа личности гражданина России.







Информационные ресурсы:

А.Р. Маллер. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. М: АРКТИ, 2006 .
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 г.
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 №4 – с. 23.
Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / Борщанская М. С. // Дефектология. – 2001. №4 – с. 37.
Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010г.
Выгодский Л. С. Нравственное воспитание / Пед. Психология. – М.: 1991- с. 138.
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – с.17. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В.Я-гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 140 с.- (Педагогика. Психология.Управление).
Журналы «Коррекционная педагогика», «Завуч», «Дефектология», «Воспитание школьников».
Интернет –ресурсы
Л.И. Акатов. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009г. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. Ф-тов пед. ин-тов под ред. В.В.Воронковой
Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2013 №1 с. 22.
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М.: Изд-во АПН  РСФРС, 1959г.
Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.».
Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Под ред. Щербаковой А.М.. – М.: ВЛАДОС, 2003
Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
Закон «Об образовании».
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Конвенция о правах ребёнка.


 

























15