Статья Тестирование в проблемном обучении


Тестирование в проблемном обучении
Овчинникова Надежда Михайловна, HYPERLINK "mailto:nad.mix.ov@mail.ru" nad.mix.ov@mail.ruОАОУ «Средняя общеобразовательная школа №30 г. Йошкар-Олы»
Тестирование является видом измерения знаний или умений. В настоящее время разработано множество тестовых заданий, предполагающих свободную форму ответа или выбор ответа. Если сюда добавить наиболее употребительные формы заданий, то получится следующая классификация:
Свободная форма ответа.
1.1.Тесты с пропусками.
1.2. Задание на дополнение.
1.3. Краткий ответ.
1.4. Форма микросочинения 2. Формы, предполагающие выбор ответа.
2.1. Установление связи.
2.2. Альтернативные формы.
2.3. Выбор ответа.
Это чрезвычайно подвижная форма заданий, получившая широкое распространение. Она реализуется главным образом в своей разновидности «выбор правильного решения из четырех или пяти предложенных».
Эту форму задания можно использовать на разных этапах урока проблемного обучения и с разными целями.
Постановка проблемы может быть задана в виде тестового задания. Например, на уроке « Окружающего мира» во 2 классе по теме « Природные зоны холодного пояса» изучение каждой природной зоны осуществляется по плану характеристики природной зоны:
Расположение.
Климат.
Растения.
Животные.
Занятия населения.
Соответственно работа ведется по научным группам (географы, ботаники, зоологи, социологи). Каждой научной группе предлагается выполнить задание на установление соответствия лесной зоны, крайнего севера (Арктики) и тундры. Географы соотносят положение и климат лесной зоны, крайнего севера (Арктики) и тундры, ботаники соотносят растения, зоологи – животных и птиц, социологи – название коренного населения и их занятием. Учитель задает вопрос: «Какие зоны могут быть отнесены к холодному климатическому поясу?» «Ученые» затрудняются дать ответ или высказывают гипотезы. Возникает проблема. Учитель задает наводящие вопросы:
- Назовите границы холодного климатического пояса?
- Покажите на карте территорию нашей страны в зоне холодного климатического пояса?
- Какие растения могут произрастать в океане, покрытом льдом?
- Каких растений и животных можно встретить в океане?
Таким образом ведется « побуждающий» или « подводящий» диалог, в результате дети « открывают» новое о природной зоне холодного пояса ( устанавливают соответствие в карточках).
На этапе воспроизведения знаний, детям даются тестовые задания на выбор природных условий, обитателей Арктики, погодных условий Арктики.
На этапе подведения итогов изучения новой темы можно предложить задание на нахождение ошибки в характеристики Арктики и тундры.
Приведенные примеры заданий по теме « Природные зоны холодного пояса» можно использовать и на других уроках в этапе актуализации знаний, проверке домашнего задания и контроля усвоения знаний и умений по данной теме « Природные зоны холодного пояса».
Есть еще один интересный способ проверки полученных знаний с помощью тестов, содержащих по 15 определений, характеризующих те или иные группы определений. Из этих 15 определений только 5 правильные, остальные 10 ошибочные. Учащимся предлагается выписать на листочках номера определений, содержащих правильные утверждения. Находка заключается в том, что после окончания работы, учащиеся сами могут проверить правильность выполнения задания (обменятся с соседом) с помощью специальных конвертов или номеров верных ответов, записанных учителем на доске.
Одной из распространенных форм тестового контроля является диктант из 10 заданий, требующий краткого ответа или выборе номера ответа, записанных на доске. Такой диктант называют еще цифровым. Используя прием самопроверки или взаимопроверки, дети сами ставят себе отметки за каждые 9-10 правильных ответов-«5», 7-8 – «4», 5-6 – «3», менее 5 – «2». Диктант можно использовать в актуализации знаний или в рефлексии.
Достоинства тестового контроля в непродолжительности « процедуры», возможности провести оценку знаний и умений у большой группы учащихся. Для учителя – это метод педагогической диагностики, с помощью которого определяется успешность или не успешность овладения учащимися знаниями, умениями и навыками. Для учащихся - это возможность получить информацию о своих достижениях или промахах в учении, сравнивать свои результаты с эталонными.
Библиографический список:
Алешина Т.И., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля.- Начальная школа.- 1993.- №1.- 45 с.
Плитинь Н.Н. Использование дидактических тестов для итогового контроля по русскому языку. Начальная школа.- 1994.- №2- 28с.
К. Ингенкомп . Педагогическая диагностика: Пер. с нем.- М.,:Педагогика, 1991.- 240 с.
Морзюк С.С. и др. Биология./ Задания для тестовой проверки знаний, умений и навыков выпускников общеобразовательных школ, лицеев и гимназий /. – Киев: Абрис. – 1993. – 97с.