Рабочая программа по учебной дисциплине Психология общения для студентов по специальности Физическая культура

Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Казанское училище олимпийского резерва»










ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

________________________ПСИХОЛОГИЯ_ОБЩЕНИЯ____________________
























2016 г.





Рабочая программа учебной дисциплины Психология общенияразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.04.201 № 266.



Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Казанское училище олимпийского резерва»





Разработчики:
Герасимова Д.Я. преподаватель психологии, первой квалификационной категории.



























ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология общения

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям среднего профессионального образования углубленной подготовки, в том числе и по специальности 050141 Физическая культура.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология общения» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель:
приобретение студентами теоретических и практических умений в области психологии общения.
Задачи:
продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;
развить навыки эффективного общения, необходимого для работы;
научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;
сформировать навыки соблюдения этических норм общения.
Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.
В результате освоения дисциплины «Психология общения»
должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
Должен знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 050141 Физическая культура и овладению профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты
руководства соревновательной деятельностью.
ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.
ПК 1.7. Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям
спортивное оборудование и инвентарь.
ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в
физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и
занятия.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения
физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и
мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-
финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-
тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения
физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и
спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
образования, физической культуры и спорта.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической
культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации
физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания и смены технологий.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка составляет 72 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка 48 часов;
самостоятельная работа 24 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48

в том числе:


практические занятия
10

контрольная работа
2

самостоятельная работа
24

в том числе


подготовка практико-ориентировочных сообщений
8

подготовка к практическим занятиям
4

домашняя работа
12

Итоговая аттестация в форме экзамена









ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов
и тем

Максимальная учебная нагрузка студента
Количество аудиторских часов
при очной форме обучения
Самостоятельная работа




всего
в том числе






лекции
пр. занятия
зачет
к/р



Модуль I
46
32
24
8
-
-
14


Введение в учебную дисциплину
6
2
2
-
-
-
4

Р.1
Раздел 1 Психология общения
40
30
22
8
-
-
10

1.1
Тема 1.1. Общение – основа человеческого бытия
6
4
4

-
-
2

1.2
Тема 1.2. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
8
6
4
2
-
-
2

1.3
Тема 1.3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
6
6
4
2
-
-
-

1.4
Тема 1.4. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
10
8
6
2
-
-
2

1.5
Тема 1.5. Формы делового общения и характеристики
10
6
4
2
-
-
4


Модуль 2
24
14
3
2
-
1
10

Р.2
Раздел 2. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения.
16
8
8
-
-
-
8

2.1
Тема 2.1.Конфликт его сущность и основные характеристики
8
4
4
-
-
-
4

2.2
Тема 2.2Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция
8
4
4
-
-
-
4

Р3.
Раздел 3.
Этические формы общения
8
8
5
2
-
1
2

3.1.
Тема 3.1. Общие сведения об этической культуре.
10
8
5
2

1
2


Итого:
72
48
37
10

1
24

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала,
практические занятия, самостоятельная работа
Объем часов
Уровень усвоения

Модуль 1.




Введение в учебную дисциплину
Содержание учебного материала
2



1.Назначение учебной дисциплины «Психология общения».

2


2. Основные понятия.

2


3. Требования к изучаемой дисциплине

2


4. Роль общения в профессиональной деятельности человека

2


Практическая работа не предусмотрено




Контрольная работа не предусмотрено




Самостоятельная работа. Выявить влияние индивидуальных различий на особенности коммуникации в группе.
4


Раздел 1 Психология общения




Тема 1.1. Общение – основа человеческого бытия
Содержание учебного материала
4



1.Общее в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль

2


2.Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения.

2


3.Единство общения и деятельности

2


Практическая работа не предусмотрено




Контрольная работа не предусмотрено




Самостоятельная работа
Подготовить доклады и выступления по теме: «Общение – основа человеческого бытия».
Описать роль и место общения в деятельности педагога.
2


Тема 1.2. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Содержание учебного материала
4



1.Понятие социальной перцепции.

2


2.Факторы, оказывающие влияние на восприятие.

2


3.Искажение в процессе восприятия.

2


4.Психологические механизмы восприятия.

2


5.Влияние имиджа на восприятие человека.

2


Практическое занятие № 1
Самодиагностика по теме «Общение».
Диагностический инструментарий:
«Коммуникативные и организаторские способности». «Ваш стиль делового общения». Самоанализ результатов тестирования.
2



Контрольная работа не предусмотрено




Самостоятельная работа.