Конспект урока по Кубановедению на тему Мое любимое животное



Тема урока: «Мое любимое животное».
Цели урока:
Учить детей составлять текст – описание.
Формировать умение подбирать языковой материал для точной передачи описания.
Обогащать знания учащихся о жизни домашних животных.
Воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
Напечатанная таблица «Как строится текст - описание».
У каждого ученика напечатанные два текста – описания синички.
Картинки животных.
Напечатанный на плакате план рассказа о животном.
План анализа текста - описания.

Основные понятия: текст – описание, домашние и дикие животные, детеныши животных.
Тип урока – урок закрепления изученного материала.
Форма урока – сочинение.
План урока:
Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и целей урока.
Рассказ учителя «Как появились домашние животные»
Игра «Отгадай детеныша».
Работа по теме урока:
1. Повторение о тексте - описании.
2. Анализ текстов – описаний синички.
3. Закрепление изученного.
Практическая работа по составлению рассказов о любимых животных.
Итог урока.
Домашнее задание.
Ⅰ Организационный момент.
Ⅱ Вступительное слово учителя.

Ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с дикими животными Краснодарского края. Вы узнали, что их очень много, они такие разные, очень интересные и забавные.
Сегодня мы продолжим наш разговор о животных, но о каких, вы догадаетесь, отгадав загадки.
Самая пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)
Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает? (Баран, овца).
Не корова, а рогата,
С бородой – не человек. (Козел).
Хвост крючком,
Нос пятачком. (Свинья).
Мычать умеет,
Молока не имеет. (Бык).
В майках желто – полосатых,
Любят сахар, мед, арбуз.
Знают многие ребята:
Неприятен их укус. (Пчелы).
Важно ходит по двору,
Собирает зерна.
Он бывает поутру
Голосистей горна. (Петух)
Кто лежит
У батареи –
Ожидает
Сладких снов,
В белых тапках
Лапки греет
Под мурлыканье
Часов? (Кошка)
Когда плывет –
Прекрасен,
Когда шипит –
Опасен. (Гусь)
Испугается – бежит.
Остановится - дрожит. (Кролик)
С виду кроха,
Но – силен,
Озорует слишком,
Лишь родился,
Сразу он
Свой сломал
Домишко. (Цыпленок)

Ⅲ Сообщение темы и целей урока.
- Ну, что, догадались? (Ответы детей)
- Правильно, мы будем говорить о домашних животных, а если точнее, то будем описывать любимого домашнего животного. Тема нашего урока так и называется «Мое любимое животное».
Ⅳ Рассказ учителя «Как появились домашние животные».
- Сначала я вам хочу рассказать о том, как появились домашние животные. Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ними. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогали ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без домашних друзей и помощников.
- Чем домашние животные отличаются от диких животных? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.)
- Чем они платят людям за их любовь, ласку, внимание?
(Животные дают нам дают нам мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, мед, шерсть, воск, лекарства, общение, охраняют жилье, их используют как транспортное средство).
Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливают корма, до наступления холодов утепляют жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши.
- Знаете ли вы, какие у кого детеныши?
Ⅴ Игра «Отгадай детеныша"
Учитель называет взрослое животное, а дети – детенышей этого животного:
- Свинья (Поросята);
- Корова (Телята);
- Утка (Утята);
- Гусь (Гусята);
- Лошадь (Жеребята);
- Овца (Ягнята);
- Кошка (Котята);
- Курица (Цыплята);
- Собака (Щенята);
Ⅵ Работа по теме урока.
Повторение знаний о тексте – описании.
- У каждого из нас дома живет много животных, но какое – то относится к вам более ласково, добрее, чаще хочет вас лизнуть или потереться о вашу ногу. Вот о нем вы и попробуете составить свой рассказ. Мы будем составлять текст - описание любимого животного. Но сначала давайте вспомним структуру текста – описания.
На доске после ответов детей вывешивается таблица
«Как строится текст – описание».
1 Название предмета.
2 Его отличительные признаки
3 Вывод.
- Ребята, давайте обсудим, какими должны быть начало, средняя часть, концовка.
(Первое предложение называет предмет описания. Последующие слова и предложения указывают на признаки предмета. Последнее предложение указывает на наше отношение к предмету, заканчивает текст.
Весь текст отвечает на вопрос «какой»?)
Анализ текстов – описаний синички.
- Ребята, описание может быть разным. У вас на столе лежит два текста – описания синички. Прочтите их.
Синица.
Обыкновенные синицы живут в Москве и Подмосковье. Назовем отличительные признаки этого вида синиц. У них черная голова и белые щеки:
Верхняя часть тела серая, нижняя - желтая.
Длина тела – 15см.
К нам на балкон каждый день прилетает синица. Какая она яркая и красивая! Головка у нее черненькая, щечки беленькие. Спинка и крылышки зеленовато – серенькие. Грудка желтенькая с черным галстучком. Мне очень нравится эта птичка.

- Ребята, какое из этих описаний можно найти в справочнике о птицах, а какое – услышать от приятеля?
- В каком из них автор сообщает отличительные признаки птицы, а в каком делится впечатлениями об этой птице? (Ученики отвечают).
- Вы правы. Первое описание – деловое, его можно прочитать в справочнике, здесь названы отличительные признаки синицы. Второе описание – художественное, его можно услышать от приятеля. Автор не просто описывает красоту синички, но и делится своими чувствами.
Закрепление изученного.
- Вы услышали два описания одного и того же предмета и обратили внимание, как важно подбирать точные слова и выражения для характеристики, чтобы его представить таким, какой он есть. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай котика».

(На доске иллюстрации с изображением котов. Ученики, вызванные учителем, описывают любого кота по рисунку, а дети угадывают, кого он выбрал).Ⅶ Практическая работа по составлению рассказов о любимых животных по примерному плану.
(На доске вывешивается план).
Моя собака Джек.
План
1. Появление у нас Джека.
2. Его внешний вид и повадки.
3. Любимое лакомство Джека.
4. Отношение Джека к своим и чужим.
5. Моя дружба с Джеком.
Заслушиваются рассказы детей и анализируются по плану.
План анализа описания.
1. Понравился ли рассказ?
2. На какую тему описание?
3. Нет ли не относящегося к теме материала?
4. Раскрыта ли главная мысль?
5. Хорошо ли начато описание, обобщает ли последнее предложение?
6. Какие признаки животного отображены?
7. Возможен ли такой порядок расположения признаков?
8. Соответствует ли заглавие теме и идее?
(Анализ проводится с помощью учителя, дети могут затрудняться делать его самостоятельно).
Ⅷ Итог урока.
Наш урок подошел к концу. Давайте подведем его итоги.
- Чему мы сегодня учились на уроке?
- Что вам запомнилось?
- Что для вас было новым?
- Чей рассказ вам больше понравился?
Ⅸ Домашнее задание.
- Ребята, дома подготовьте рассказ о своем любимом животном. Если у вас есть его фотография, принесите ее на следующий урок. Нам будет легче представить вашего любимца. На альбомном листе сделайте рисунок и запишите рассказ о нем.
Кролик Вася.
Мое любимое животное – это кролик. Его зовут Вася. Я купил его на птичьем рынке. Он белый, с черными пятнами. Шерсть у Васи пушистая, мягкая. Ушки белые длинные, лапки темные, хвостик белый с черным пятном. Вася любит есть морковь, капусту и сено. Он любит бегать по клетке и очень радуется, когда оказывается на свободе. В свободное время я ухаживаю за ним: чищу клетку, мою его чашку для еды, кормлю. Я его очень люблю.
Михеев Александр
Моя любимая кошка.
Мою любимую кошку зовут Сонька. Наша кошка Сонька появилась у нас совсем маленькой. Ее мне привезла бабушка. Она была маленьким комочком шерсти. Я в нее сразу влюбилась. Шерстка у нее пушистая, трехцветная – белая, коричневая, черная. На лапках у нее белые носочки, уши серо-белые, мордочка белая, на грудке галстучек. У Соньки любимая еда – это рыба и молоко. Она у нас любит ходить на охоту, спать и играть со мной. Я люблю свою кошку.
Аксакова Анна
Мой любимый Толстый.
Мое любимое животное – собака. Ее мне подарили щенком. Я назвал его Толстым. У моего Толстого красивая умная мордочка, висячие ушки. Шерстка коричневая пушистая. Лапки небольшие. Похож мой щенок на пушистый комочек. Поэтому я и дал ему кличку Толстый. Он очень любит есть кашу и грызть косточку. Толстый любит играть со мной и охранять хозяйство, он очень громко лает. Я люблю своего Толстого, он умный и верный пес.
Затолокин Кирилл
Барсик.
Мое любимое животное – это наш кот. Его зовут Барсик. Нам подарили его соседи. Он рыжий, пушистый, на груди – белая манишка, уши – торчком. Он любит молоко. Барсик ловит мышей и играет с ними.
Зимой сидит на теплой печке и мурлыкает. Когда я прихожу домой из школы, он встречает меня, трется о мои ноги. Так он радуется моему приходу. Мы с ним хорошие друзья.
Мелконян Анжела