Статья на тему Проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в современной школе


МБОУ КУРИЛОВСКАЯ ООШ
СОБИНСКОГО РАЙОНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ЛАРИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно-нравственного воспитания становится более актуальной. Прежде всего, хотелось бы сказать, духовность и нравственность – понятия разные. Хотя при этом близкие, постоянно соприкасающиеся между собой. В чем же дело? В науке принято сначала договариваться о понятиях, чтобы понятийный аппарат был доступен всем. Нам нужно сделать то же. Что «духовное» и что такое «нравственное», о чем мы постоянно говорим?
Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне развития, о личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не столько структурой, сколько способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу. Нравственная культура- систематический результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как наличием моральных ценностей, так и участием человека в их создании. Итак, нравственность- это характер отношения к окружающему миру: как я отношусь к другому человеку, законам общества, к самой природе, как я отношусь к своей семье. Я могу быть безупречным нравственно: не нарушаю законов, я верен семье, хорошо работаю, следовательно, я – нравственный человек! Единственное, чего мне не достает , так это сказать всему миру, насколько я хорош: «Посмотрите на меня и берите с меня пример!»
Можно, оказывается, быть нравственным человеком, но внутри себя при этом с презрением смотреть на других, которые кажутся недостаточно нравственными, или даже вообще безнравственными, я чувствую насколько я выше перед этими презренными людьми. То есть нравственный человек может быть заражён гордыней. Избави Бог от такого нравственного человека!
Проблема духовно-нравственного становления личности обусловлена изменениями в социально-экономической и общественно-политической жизни страны. Такие тенденции, как отчуждение молодежи от земли, родного дома, от своих корней, утрата молодым поколением общинной взаимопомощи, изменение структуры социальных ценностей, а также социальная неустойчивость молодежи, низкая мотивация к трудовой деятельности обуславливают процесс воспитания с формированием развитой личности.
Ведущей роли в духовно-нравственном формировании личности посвящены труды Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо, труды
И. Канта о трансцендентности сферы духовного; Г. Гегеля об «абсолютной духовной идее», «мировом духе и разуме»; Р. Штайнера, который выделяет чувство благодарности, чувство любви, чувство долга; выдающихся русских философов, просветителей, педагогов: Д.И. Писарева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Хомякова, а также идеи философов современности Д.С. Лихачева и А.И. Арнольдова. Проблема духовно-нравственного формирования личности– одна из актуальных и сложных, включает в себя такие категории, как личность, ценность, духовность, образование, развитие, формирование и др., и рассматривать её следует не только с педагогических, но и с философских, психологических позиций. Духовность связана со стремлением человека выйти за рамки личного бытия и одновременно утвердить себя в материальном мире. В настоящее время, к сожалению, человек в значительной степени ориентирован на материальное богатство. Но многие пребывают в мире грёз и покидают реальный мир, зачастую прибегая к таким средствам как алкоголь, наркотики, увлечения всякого рода сомнительными культами, и в первом и во втором случае мы имеем дело с утратой духовности, что очень опасно для человека. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо - эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета.
Воспитание духовности как цель – это залог успешного обновления общества – так ставит сегодня проблему сама жизнь. При всём многообразии подходов к пониманию «духовности» есть смысл выделить основные: духовность – это высший уровень развития человека, строящего свои отношения на гуманизме и стремящегося к высшим человеческим ценностям: добру, истине, мудрости, красоте.
Духовность – это личностное качество, которое не даётся изначально, а формируется в ходе освоения общечеловеческих ценностей.
Духовные ценности становятся предметом пристального внимания философов, социологов, педагогов, психологов в ХХ–ХХI вв., когда гуманистическая направленность становится ведущей тенденцией общественных наук. Эволюция ценностей общества происходит постоянно. Система ценностей обуславливает процесс становления ценностных ориентиров отдельных личностей, проецируется в их сознание и поведение, создавая определенную шкалу ценностей поколения, представляет результат духовной работы личности. Только педагог, обладающий богатым духовным потенциалом, способен воспитать соответствующую личность. Сегодня, в период ломки старых стереотипов и противоречий в условиях нестабильности и ощутимого обострения межчеловеческих отношений в рамках социума, наблюдается довольно резкое нарушение процесса формирования и развития духовного мира подрастающего поколения. Оно сопряжено со сложившимся дефицитом духовно-нравственных ценностей, их переоценкой в современном мире. Такое положение ставит педагогические коллективы образовательных учреждений перед необходимостью реализации важнейшего социального заказа – возрождение духовности всем арсеналом существующих средств. Это прежде всего возрождение народной педагогической культуры, традиций этнического воспитания.
Действительно, традиции народа, фольклор, народная мудрость – это эффективное средство воспитания справедливости, трудолюбия, гуманности ,т.е. тех качеств, которые являются основой духовно-нравственной культуры каждой личности. До недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно учитывались национальные особенности , традиции, обычаи, опыт народной педагогики. Вместе с тем, еще К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть призвано народностью.
Принимая во внимание духовно-нравственную маргинализацию подрастающего поколения , учитывая, что приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре религий в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, правительство Российской Федерации выступило с поддержкой предложения о приобщении обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей. Ведь православие видит задачу в том, чтобы одно другому не противостояло, и чтобы нравственность не уничтожала духовности. В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу регионального курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций: православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику. Реализация регионального компонента «Наш край» Харчевниковой Е.Л. органично вписывается в образовательную программу начальной школы и содействует развитию личности ребёнка, решает дидактические задачи. Вызвать интерес к истории, научить видеть себя потомками и наследниками крестьянской России, обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе – актуальная задача для любого педагога начальной школы. Как показывает анализ педагогической и психологической литературы , личный опыт работы, процесс воспитания подрастающего поколения на народных традициях включает три этап:
· 1)формирование положительного эмоционального отношения к народным обычаям и традициям через развитие интереса к ним; 2) организация координированной учебно-воспитательной деятельности, включающей в свое содержание прогрессивные традиции народной педагогики, произведения фольклора, декоративного народного творчества; 3) перевод творческой деятельности по привитию интереса к народным обычаям и традициям в познавательную активность самих учащихся в данном направлении. Использование хороводных песен и задорных частушек повышает радостный эмоциональный настрой и укрепляет взаимоотношения между детьми (школьные праздники «Колядки накануне Рождества», «Масленица»). Ежегодные Пасхальные выставки декоративно-прикладного творчества учащихся, участие в конкурсе «Всему начало- отчий дом»,изучение культурных традиций и мастерства предыдущих поколений, способствуют овладению опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формированию собственной картины мира. Знакомя детей с загадками, сказками, поговорками, пословицами приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Прибаутки, потешки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая нежность, заботу, веру в будущее. В пословицах и поговорках метко и кратко высмеиваются человеческие недостатки, оцениваются жизненные позиции и положительные качества человека. Русские народные сказки прививают любовь к Родине, помогают понимать, что для достижения цели нужно терпение и упорство. Даже сказка «Репка» помогает задуматься о роли каждого в семье и о своих обязанностях перед родителями. Активно участвовать в историко-краеведческой работе, изучать прошлое истории, знакомиться с подлинными памятниками практикую экскурсии по экспозициям школьного краеведческого музея «Истоки вечны». Историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества на основе которых формируются гражданственность, гордость за своё Отечество.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
( С.Дрожжин)
Какие бы занятия я ни проводила, всегда обращаю внимание на круг интересов и потребностей детей, их начитанность, жизненный опыт, запас наблюдений. Я учу школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Таким образом, перевожу внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность, используя такие формы работы: беседа,«круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью. Постижение общечеловеческих ценностей, входящих в них образов и представлений, понимание силы их значения для людей существенно повышают престиж как образовательных учреждений, так и семьи, продуктивно способствуют осуществлению взаимосвязи и взаимодействию этих воспитательных институтов. Итак, духовная ориентация подрастающего поколения на народные традиции, на общечеловеческие ценности как аккумулятор общечеловеческих морально-нравственных норм должна непременно воплощаться в практическую созидательную деятельность. Четко зафиксированные в народных традициях, нравственных проповедях культуры, эти нормы выступают в качестве образцов, концентрирующих в себе лучшие личностные качества, принятые в социуме нравственные эталоны. Огромный нравственный потенциал состоит в том, что он воспитывает у подрастающего поколения такие высокие моральные качества, как патриотизм, гражданственность, мужество и бесстрашие, беззаветную преданность интересам Родины и народа. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно- нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако, наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. В настоящее время духовно-нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, но конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие четкой системы в воспитательной работе современной школы и классных руководителей. Система нравственного воспитания включает в себя во-первых, актуализацию всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются деятельность ( учебная, общественно - полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства. Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах. В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников. Таким образом, формированию духовно-нравственных ценностей детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, предполагая взаимную заботу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Компетентность педагога ,его профессионализм, характер повседневных взаимоотношений с детьми формируют духовную близость и уважение к педагогу, желание ему подражать. Важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником. Исключительно гуманна идея: старость созидательна тем, что в пестовании внуков можно исправить ошибки, совершенные при воспитании собственных детей, пробуя организовать обратную связь поколений.
Закрепляя в себе многовековой опыт истории и бережно передавая его последующим поколениям для дальнейшего развития , обычаи и традиции народа служат механизмом развития духовного мира, представляют собой способы передачи ценной информации на социально-психологической основе.
Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть формирование гуманных отношений между детьми, чувства долга и ответственности за свою страну и своё поведение, потребности в труде, бережного отношения к природе, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. А закончить я хочу такими словами: если каждый педагог будет верить в это сам и убедит своих воспитанников в правильности и реальности этого утверждения, то каждое занятие превратится в праздник и для обучающегося, и для самого педагога.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1980. 416 с. 2.Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе.-М., 2000. 3.Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников.-М., 1998. 4.Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России.
5.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. Т. 2. 496 с.


15