Урок-путешествие «Роль бактерий и грибов в природе и их использование в промышленном производстве».


УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ
«Роль бактерий и грибов в природе и их использование в промышленном производстве»
Цель: обобщить знания уч-ся о бактериях и грибах как самостоятельных царствах: показать роль этих организмов как разрушителей органических веществ в природе, обеспечивающих обогащение почвы минеральными веществами, раскрыть пути использования микроорганизмов в различных отраслях п/х.
Оборудование: муляжи «шляпочных грибов», таблицы «Бактерии», «Шляпочные грибы».
Ход урока
1. Оргмомент
«Отраден вид густого леса в знойный полдень, освежителен его чистый воздух, успокоительна его внутренняя прохлада, и приятен шелест листьев, когда ветер порой пробегает по его вершинам!»
Сергей Аксаков.
Маршрутный лист
•завод
•поляна «Паразитическая»
•поляна «Плесневая»
•поляна «Шляпочная»
•поляна «Бактериальная»
Ребята! Сегодняшний урок мы посвящаем обобщению материала по теме «Бактерии и грибы», а проведём его несколько необычно! Мы с вами отправимся в лес и побываем на нескольких полянах, где мы с вами должны обобщить знания о бактериях и грибах, как самостоятельных царствах и показать роль этих организмов, как разрушителей органических веществ. И так, мы входим с вами в лес. Лес встречает нас холодной прохладой, шелестом листьев и пением птиц. Ну, что мы видим? Перед нами поляна, а название ей «Бактериальная».
Мы движемся вперёд и встречаемся с первым вопросом.
Вопрос №1
По каким признакам строения бактерии выделяются в особое царство?
(Одноклеточное, без полного набора клеточных структур).
Вопрос №2
Какова взаимосвязь строения и жизнедеятельности бактерий?
Вопрос №3
Чем отличаются бактерии от растений по строению и способу питания?.
По строению: одноклеточные, не имеют органы как у растений.
По питанию: не способны к фотосинтезу.
Вопрос №4
Какую роль играют бактерии в природе?
(Сообщение «Роль бактерий в природе»?)
Вывод:
1 . участвуют в гниении
2. участвуют в минерализации органических соединений
3. азотфиксации
И так, побывав, на бактериальной поляне, мы с вами можем подвести итог всему тому, что мы узнали.
1.бактерии выделены в отдельные царства, т.к. они имеют целый ряд особенностей, которые не дают им право входить в другие отделы (одноклеточные, споровые, без полного набора клеточных структур).
2.бактерии не способны к самостоятельному питанию, по способу питания их делят на сапрофитов и паразитов.
3.роль бактерий в природе велика, т.к. они разрушают все органические остатки, участвуют в процессах гниения, широко используются в промышленном производстве.
Двигаясь, от поляны к поляне, я, ребятам, активно принимающим участие в работе, буду выдавать жетоны, в конце урока по тому, кто больше какого цвета наберёт, поставим оценки.
Впереди нас ждёт поляна «Шляпочная».
А кто здесь? Тут нас, ребята, встречает Лесовичёк - представитель лесного царства, именно он будет экзаменовать вас по шляпочным грибам.
Лесовичек:
Дорогие ребята! Я, ваш Лесовичек, ужасно встревожен. Дело в том, что многие ребята, хорошо мне знакомые, очень любят сейчас искать среди других виновных, то в загрязнении речки, то в гибели поляны, то вообще, в оскудении всего леса. Но одновременно они совсем не любят смотреть на себя, оценивать собственные поступки. «Я?» « А я ни в чём не виноват. Ой, ли?» Я то, ваш Лесовичек, заботясь, день и ночь об экологическом равновесии своих угодий, всё вижу, что делается вокруг, всё слышу.
А теперь, я хочу задать вам несколько вопросов и узнать, что вы знаете о шляпочных грибах.
Вопросы:
1.где живут грибы и почему их называют шляпочными?
2.как питаются грибы?
3.какова взаимосвязь строения и жизнедеятельности грибов?
4.какова роль грибов в природе?
(Сообщение)
Ребята! Вот в лес вы пришли, а как вы отличите ядовитые грибы от съедобных?
(Сообщение)
А теперь я расскажу вам одну историю, может быть, вы мне подскажете, как поступают в данном случае ваши бабушки и мамы. « .. .Но вот сидит Маша с бабушкой на опушке, смотрит за козой Манькой, которая того и гляди, удерет на капустное поле.
-Расскажи, бабушка, как вы в старину грибы в лесу солили - просит Маша.
-Расскажу, матушка, расскажу…
Что же рассказал бабушка Маше о заготовке грибов?
(О заготовке грибов)
А вот недавно я встретил своего старого друга и он мне напомнил русскую поговорку «Стар гриб, да корень свеж».
Вы не знаете, почему так говорят?
(Собирают грибы не маленькие, не старенькие, а те, что в самый раз поспели. Маленький гриб, грех уносить из лесу. И старый нехорошо тревожить, он на семена годится. Ну, что же ребята, вы мне понравились, проходите на другую поляну и помните:
1.гриб шляпочный состоит из грибницы и плодового тела, размножаются спорами.
2.по особенностям строения и жизнедеятельности они выделены в отдельное царство
3.в клетках грибов нет хлорофилла, поэтому питаются они готовыми питательными веществами, для них характерно явление симбиоз.
И так, ребята мы опять встречаемся с вами, но теперь на поляне «Плесневая».
Вопросы:
1. чем отличаются плесневые грибы от клеточных?
2.какое строение имеет мухомор? (сделать пренарост, рассмотреть его, и зарисовать увиденное)
3.с какими целями человек разводит дрожжи?
Ребята! Мы прошли с вами и по этой поляне. Казалось, нет пользы от этих грибов. Ах, нет? Польза от них есть, и немалая. Плесневые грибы разрушают органические вещества, используются широко в промышленности, о чём мы с вами узнаем позже.
Мы движемся с вами к последней лесной поляне под названием «Паразитическая». Здесь ждёт нас встреча с известным грибом - Трутовиком Вопросы:
1.какие грибы называют грибами-паразитами? (Сообщение).
2.какой вред наносят деревьям трутовики?
3.какие ещё вы знаете паразитические грибы, и какой вред они приносят?
Здесь мы с вами узнали, что есть грибы, которые приносят растениям вред и с ними приходится бороться.
Итак, мы с вами покидаем лес, что же мы уносим с собой?
1.грибы и бактерии выделены в отдельные царства, т.к. для них характерен целый ряд особенностей в строении, которых нет ни у одного представителя другого отдела.
2.грибы и бактерии играют большую роль в разрушении органических веществ в природе и обогащении почвы минеральными веществами.
3.грибы и бактерии - играют большую роль в жизни человека, и широко используются в промышленном производстве.
Ребята! Мы прошли с вами по лесу, вспомнили и обобщили, что знали о грибах и бактериях. А сейчас нас ждёт встреча с директорами заводов, на которых в производстве используются грибы и бактерии. А встречу эту нам организовал Лесовичек.
У нас в гостях директор фармацевтического комбината, директор молокозавода, заведующий тепличным хозяйством по производству грибов-шампиньонов.
Давайте попросим их рассказать о своих производствах.
Директор фармацевтического комбината Пенициллин - исключительное по силе своего действия лекарство. Получается он из земной плесени пенициллина и др. антибиотиков в настоящее время представляет собой огромное заводское хозяйство. В лаборатории нашего завода всегда сохраняется чистая культура грибка, из которой в производстве получают чистую культуру антибиотика. Сила антибиотика определяется единицами действия (ЕД.). Для промышленного производства применяется штамп, активность которого увеличена до 3000 единиц. Гриб выращивают в глубине жидкой питательной среды при температуре 20- 25 градусов
Гриб растёт несколько суток и выделяет в питательную среду жидкость антибиотического действия. Всё проводится в стерильных условиях. Потом определяют Е.Д. полученного антибиотического вещества. Затем производят выделение из питательной жидкости антибиотическое вещество. В результате получается кристаллический порошок, который расфасовывается в пузырьки.
Вопросы:
1. Товарищ Директор! Население близ лежащего посёлка беспокоится о возможном влиянии вашего завода на окружающую среду. (Пожалуй, это единственное производство, которое не оказывает влияние на загрязнение окружающей среды т.к. мы пользуемся топливом в небольших количествах, поэтому выбросы газов в атмосферу столь не значительны, что о них говорить не приходится).
2. Скажите, а только ли таким путём можно получать антибиотики?
(нет, ещё и синтетическим путём. Широко известны синтетические антибиотики синтомицин и левомицин).
Директор тепличного хозяйства
Первая фабрика по производству грибов-шампиньонов построена в Белгородской области в п. Разумное. Фабрика работает круглый год и поставляет на прилавки магазинов свежие грибы. У нас в специальных цехах установлены четырёхъярусные стеллажи. На них в питательную почву высаживают грибницу. В помещениях поддерживают температуру и влажность воздуха, почвы, при которой плодовые тела быстро растут. С 1 кв.м, почвы снимают более 20 кг плодовых тел шампиньонов. Собирают по 5 урожаев в год. Наше производство полностью безвредно для окружающей среды.
Директор молокозавода
На нашем заводе выпускают кефир, творог, сметану, ряженку. Для получения этих продуктов мы используем молочнокислые бактерии, которые, питаясь содержащимися в молоке, образуют молочную кислоту. Под её действием молоко превращается в кефир, а сливки - в сметану. Ежедневно эта продукция поступает на прилавки магазинов и вы её используете в пищу.
Ребята! Пройдя по лесу, и встретясь с директорами некоторых предприятий, использующих в своём производстве бактерии и грибы, мы с вами ещё раз убедились, в том, что бактерии и грибы играют большую роль в жизни природы и человека, заводское производство на основе их является экологически чистым. А так же I из ваших ответов явствует, что бактерии и грибы являются самостоятельными царствами, на что указывает их особенность строения и жизнедеятельности.