Формирование духовно-нравственных качеств лмчности обучающихся на уроках ИЗО


«Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся
на уроках изобразительного искусства»
Традиции нашей духовной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести тот духовно-нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм и который теперь может стать отправной точкой в деле образования и воспитания детей.
Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история нашей земли при решении задач духовно-нравственного, патриотического образования и воспитания.
В федеральных государственных образовательных стандартах первостепенное значение уделяется духовно-нравственному воспитанию учащихся и сформулирована система базовых национальных ценностей. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В рамках системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы представлена система заданий по изобразительному искусству. В разделе «духовно-нравственные проблемы жизни и искусства» выпускник научится:
- понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
- осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить с собственной позицией и давать ей оценку;
- передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
- осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, понимать роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Уроки изобразительного искусства позволяют, опираясь на богатый культурно-исторический материал, развивать художественно-творческие способности детей, вооружают школьников представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики, архитектуры.
В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное воспитательное и развивающее воздействие на ребёнка. Развивают способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное отношение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков.
Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовно-нравственного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Например на уроке по теме «Портрет воина-защитника (свт. блг. вел. кн. Александр Невский) учащимся предлагается создать портретный образ с опорой на произведения искусства, собственное воображение, знания о жизненном подвиге великого полководца, политического деятеля, святого.
Ребята, анализируя произведения искусства разных эпох выясняют, что портрет – изображение какого-либо человека существующего или существовавшего в реальной действительности. Через внешнее сходство отражается внутренний мир человека. Что поведают портретные образа А. Невского? Какой характер был у этого человека? Только ли внешнее сходство определяет ценность портрета как произведения искусства? Если бы единственным достоинством портрета было его сходство с натурой, сложно было бы отличить хороший портрет от плохого. Художник стремится передать не буквальное сходство, а, скорее, эмоциональное. Чтобы подчеркнуть определенные качества модели, художник может идеализировать или обострять изображение. Учащиеся в своих работах стараются делать акцент на личностных качествах великого человека, роль которого в истории России нельзя переоценить, передать их в своих творческих работах.