Методическая разработка: «Формирование и развитие у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни»


Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Казанское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
155829011112500
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Формирование и развитие у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни»
Выполнил:
воспитатель 1 взвода 3 роты
Гайнуллин Айрат АйдаровичОбсуждено на заседании педагогического совещания роты,
протокол № 07 от 21 января 2016 г.


Казань, 2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Глава 1. Здоровый образ жизни…………………………………………...5
1.1. Понятие здорового образа жизни…………………………………….5
1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни современных школьников………………………………………………………..7
1.3. Факторы риска для здоровья………………………………………...10
2. Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому
образу жизни…………………………………………………………………16
2.1. Валеология как наука …………………………………………………..16
2.2. Роль физических упражнений в формировании здорового образа
жизни и укреплении здоровья школьников ……………………………….21
2.3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании современных школьников ……………………………………………………………...............25
2.4. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.…..27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...37
Введение.
В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.
Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих школах не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки на фоне недостаточной двигательной активности.
Во многих школах не организована работа по формированию здорового образа жизни детей. По данным социологов, только 4% российских школьников получает информацию о способах сохранения и поддержания здоровья от учителей.
Вследствие всех этих причин, за период обучения в несколько раз увеличивается количество детей с нарушениями слуха и зрения, с изменениями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, и к выпускному классу полностью здоровых детей остается не более 15%. Поэтому данная тема очень актуальна в настоящее время.
В современном понимании здоровье человека – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Основная цель школьного образования – сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующий комплекс воспитательных задач:
1.Показать как взаимодействие семьи и школы влияет на воспитание современных школьников.
2.Определить значение валеологии как науки в формировании здорового образа жизни.
3.Обозначить роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.
4.Раскрыть значение воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Предметом настоящей работы являются способы формирования представлений современных школьников о здоровом образе жизни, а объектом – процесс формирования здорового образа жизни.
Глава 1. Здоровый образ жизни
1.1. Понятие здорового образа жизни
Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям окружающей среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Понятие образа жизни позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложено поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др.
В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать наследственность, функциональные способности организма и стиль жизни.
Стиль здорового образа жизни обусловлен личностными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья. Под индивидуальным стилем здорового образа жизни понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью.
К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха, отношение к вредным привычкам.
Помимо основных компонентов в системе формирования здорового образа жизни многими учеными выделяется еще и образовательный компонент учащихся, учителей, а также родителей, в котором можно выделить следующие основные знания:
– о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;
– о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;
– о целенаправленном применении разнообразных форм физической культуры;
– о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
– об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
– об активной пропаганде по внедрению здорового образа жизни в жизнедеятельность каждого человека и общества.
Именно этот образовательный компонент (пункт 6) лежит в основе обучения, привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.
Однако для очень многих людей эти знания ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Поэтому предполагается активная деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам здорового образа жизни - долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.
Таким образом, здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. В основе формирования здорового образа жизни лежат научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.
1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни современных школьников.
На протяжении последних десятилетий в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ на период с 1996 по 1999 год 43% учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63% - имели нарушения осанки; 18% старшеклассников - повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования, около 30% детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания, как диабет, гипертония, атеросклероз [1].
Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52% здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 - 15% зависит от здравоохранения.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей.
Все это согласуется с основными направлениями реформы общеобразовательной школы, в которой на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы2 [2].
Здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья и формировании здорового образа жизни занимают ценностно-мотивационные установки, знания, умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.
В настоящее время в практику работы школы внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации здорового образа жизни, укреплению здоровья учащихся в сфере общеобразовательной учебной деятельности, физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на здоровый образ жизни.
Однако до сих пор не разрешено имеющееся в науке и практике противоречие между потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории и технологии здорового образа жизни. Данное противоречие обусловлено в первую очередь отсутствием единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности.
Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов". Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления.
В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия.
Духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.
Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.
Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой.
Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме3[2].
Данное выделение компонентов здоровья условно и позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования здорового образа жизни.
1.3. Факторы риска для здоровья
Древнегреческий философ Фалес Милетский писал, что тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека. Не менее важно право человека на информацию. В первую очередь на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, т.е. факторами, воздействие которых может привести к развитию болезни.
Одним из важнейших приобретенных по наследству свойств здорового организма является постоянство его внутренней среды. Это понятие ввел французский ученый Клод Бернар (1813   1878), считавший постоянство внутренней среды условием свободной и независимой жизни человека. Внутренняя среда образовалась в процессе эволюции. Она определяется составом и свойствами крови и лимфы.
Постоянство внутренней среды повысило приспособительные резервы организма и в какой-то мере освободило его от влияния физических и химических факторов внешней среды. Однако это постоянство — оно называется гомеостаз — имеет определенные границы, определяемые наследственностью. А потому наследственность является важнейшим фактором здоровья.
Организм человека приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление и т.п.), химических (состав воды, воздуха, пищи), биологических (разнообразие живых существ) факторов окружающей среды.Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, гомеостаз нарушается, в результате чего могут произойти сдвиги, несовместимые со здоровьем и нормальной жизнью.
В наш век живые организмы испытывают все больше внешних воздействий, приводящих к изменениям их наследственных свойств. Эти изменения называются мутационными (мутациями). Особенно возрос общий фон мутаций за последнее время. Это серьезная проблема, и решить ее медикам без всеобщих оздоровительных мероприятий, без охраны окружающей среды невозможно.
Таким образом, свойства и качества внешней окружающей среды являются фактором, влияющим на здоровье или нездоровье. Отклонения от определенных привычных свойств и качеств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания.
Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую употребляем, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснять опасность жизни в зонах, зараженных радиацией. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.
Для человека окружающей внешней средой является не только природа, но и общество. Поэтому социальные условия также влияют на состояние организма и его здоровье.
Условия жизни и трудовой деятельности, а также характер и привычки человека, определяемые его воспитанием, формируют образ жизни каждого из нас. Образ жизни — культура питания, движения, профессия, использование свободного времени, творчество — влияет на духовное и физическое здоровье, укрепляя или разрушая его, продляя или укорачивая жизнь. Следовательно, правильный образ жизни является фактором здоровья, а нездоровый образ жизни — фактором риска.
Право человека тесно связано с его ответственностью. Воспитание человека, весь его образ жизни должны постоянно напоминать ему об ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Ответственность — это особенное свойство личности; оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе наказания, а на чувстве совести и долга, сознании ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека.
Морально ответственный человек понимает нормы и правила, запреты и предписания, связанные с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих. Так, издавна сложились традиционные правила поведения будущей матери. Спокойная обстановка в семье, отказ от курения и алкоголя, движение и свежий воздух — таков «кодекс» ее поведения. Казалось бы, простые требования. Однако на сегодня в стране 53% детей рождаются больными или с угрозой какого-либо заболевания, причем зачастую это происходит по вине матери.
Доказано, что ранняя детская смертность во многом зависит от своевременности и частоты посещений матерями женской консультации. При редких и несвоевременных посещениях уровень ранней детской смертности выше в 3 раза.
Ответственное отношение к здоровью должно проявляться в первую очередь тогда, когда человек еще здоров, а не болен.
К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения страны не занимается спортом, до 30% населения имеет избыточный вес, около 70 млн. человек курят. Широкое распространение имеет пьянство, алкоголизм и наркомания.
В каждом государстве действует особая служба, которая призвана лечить больных и предупреждать заболевание здоровых. Эта служба называется здравоохранением. Служба здравоохранения также является условием и фактором, определяющим здоровье человека. А ее недостатки — фактором риска.
Ответственность по отношению к здоровью должна поощряться государством. В ряде стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как резко сокращаются расходы предприятия на здравоохранение, уменьшаются пропуски по болезни, улучшается моральный климат в коллективе работников. Сознательное и ответственное отношение к здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.
Радикально изменить положение с охраной здоровья людей можно, лишь коренным образом перестроив отечественное здравоохранение, разработав программы, обеспечивающие Достижение научно обоснованных конкретных социальных целей совершенствования здоровья человека.
Здоровье, как и болезнь человека, определяется рядом факторов. Факторами, влияющими на здоровье, являются наследственность, окружающая среда, образ жизни человека и здравоохранение. Предрасположенность к наследственным заболеваниям, антропогенные изменения качества природной среды, нездоровый образ жизни, низкая эффективность здравоохранения ставят под угрозу здоровье населения.
Человек, не обремененный наследственными недостатками, тяжелыми последствиями болезни или несчастного случая, ответственен за свое здоровье. Ответственность эта включает заботу о здоровье своего потомства, помощь больному и немощному человеку. Государство должно поощрять заботу человека о своем здоровье.
Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни
2.1. Валеология как наука
Валеология - это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.
В конце ХХ в. валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980 г. И.И. Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982 г. четко оформил ее в виде методологической статьи «философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека», а в 1987 г. выпустил первую монографию по проблеме5[4]. Валеология сформировала несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине - это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике - закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Наличие своего предмета исследования - явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины. На стадии начального формирования находится психовалеология.
Общество предъявляет требование к системе образования - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни. Эту проблему решает новая область знаний – педагогрическая валеология, которая объединяет валеологию и педагогику в единый научно-методический комплекс. Ее можно назвать наукой о формировании здоровья педагогическими средствами. Девиз педагогической валеологии: "Здоровье через образование".
Под понятием "педагогическая валеология" понимается научная концепция формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в ходе обучения и воспитания. Педагогическая валеология опирается на теорию и методику воспитания здорового человека, создающие устойчивую мотивацию к здоровью, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни, выработку индивидуального валеологически обснованного способа жизнедеятельности. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся. Необходимо значительно усилить работу по оздоровлению школьной среды. Отечественная школа должна стать "школой здоровья", в которой обучение не влияет отрицательно на здоровье детей и педагогов. Чтобы российская школа смогла стать "школой здоровья" в ней необходимо формировать валеологическую учебно-воспитательную систему [5]. Основные цели этой системы можно сформулировать так:
– создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности.
– предоставить каждому ребенку возможность получить образование без потери здоровья.
– сформировать у всех участников образовательного процесса валеологическую культуру.
Задачи направления:
– формирование личности ребенка (самосознание, мировоззрение, эстетические чувства).
– воспитание навыков межличностного общения.
– половое воспитание и формирование ценностей семьи.
– физическое воспитание с основами гигиены.
– воспитание экологической культуры.
– воспитание основ безопасной жизнедеятельности.
Пути реализации:
– включение в учебный план школы курса валеологии, а также спецкурсов на основе объединения валеологической тематики с другими школьными дисциплинами, формирование интереса к новому предмету о здоровье человека, привлечение к преподаванию отдельных тем курса школьного психолога, врача, специалистов извне школы;
– ведение каждым учащимся личного валеологического дневника для самоконтроля за состоянием своего здоровья и выполнения практических заданий по курсу валеологии;
– формирование у школьников здорового образа жизни, здорового тела, души и духа;
– освоение валеологической культуры, как составной части нравственных и культурных ценностей, накопленных человечеством;
– формирование гуманистической направленности личности ребенка;
– возрождение семьи как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала, познание азбуки семейной жизни;
– усвоение этики взаимоотношений полов, основ сексуальной культуры;
– содействие воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой;
– формирование представлений о здоровье как об одной из главных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие ученика заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;
– развитие умения эффективно использовать валеологические знания при создании индивидуальной программы здорового образа жизни и личной модели здоровья;
– повышение мотивации детей к занятиям оздоровительными формами физической культуры;
– усвоение определенных санитарно-гигиенических знаний для использования их в школе, общественных местах, дома, на улице;
– воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании, игромании и табакокурения среди детей и подростков;
– организация здоровой досуговой деятельности по месту жительства.
В реформируемой школе предстоит создать атмосферу демократии и гуманизма, провести такие изменения структуры, содержания и технологий обучения, которые позволили бы ей создать валеолопгческое воспитательное пространство.
Основные направления воспитательной работы валеологической службы школы в решении этих проблем следующие:
– повышение валеологической грамотности учителей;
– оказание помощи администрации школы и учителям в работе по формированию здорового образа жизни учащихся и самих педагогов, создание банка данных по вопросам здоровья;
– осуществление валеологической экспертизы учебного процесса в целом по школе, а также в отдельных классах (анализ расписания занятий, выявление перегрузки детей учебным процессом и т.д.);
– валеологическая экспертиза учебных программ, особенно авторских, на соответствие их Госстандартам образования;
– валеологический анализ уроков и внеурочной деятельности учащихся.
Возможными формами конкретной работы валеологической службы в школе могут быть:
– создание лабораторий валеологических исследований, которые позволят выявлять социально-педагогические факторы, вызывающие ухудшение здоровья детей и педагогов.
– анкетирование и анализ самооценки знаний учителей по вопросам валеологии.
– тестирование с целью выявления оценки деятельности преподавателей со стороны коллег и учащихся.
– выявление мотивации учащихся в выборе форм поведения, образа жизни.
– психодиагностика с участием психолога и других специалистов.
– разработка рекомендаций к структурированию учебного процесса.
– валеологическое обоснование и экспертиза опытно-экспериментальной работы в школе.
– разработка и внедрение валеологических технологий применительно к отдельным урокам, курсам и всему учебно-воспитательному процессу.
– работа по включению участников педагогического процесса в систему естественного оздоровления с использованием природных факторов (организация кабинета психофизиологической разгрузки, формирование групп здоровья и др.).
– разработка рекомендаций и программ для классных руководителей и воспитателей по разным направлениям работы (например, предупреждение переутомления и психосоматической дезадаптации в разных возрастных группах; формы внеклассной работы, совмещенную с уроками валеологии по пропаганде здорового образа жизни, валеологическая работа с родителями и др.).
Через воспитательную деятельность в современной школе должно осуществляться оздоровление всего общества. Поэтому актуальна разработка проблем методологических, управленческих, экономических, психологических и др. в системе валеологического воспитания в современной школе, а также методических подходов к валеологическому воспитанию в школе.
2.2. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.
В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и в ВУЗе — устойчивости умственной работоспособности и психической активности.
Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку особых гормонов и сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов.
Культура движений способствует развитию умения «властвовать собой», т.е. сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, ровность поведения, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека.
Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма оказываются наиболее совершенными, и эффективность выполнения работы достигает своего максимума.
Человек, как и животное, в состоянии эмоционального аффекта (гнев, страх и др.) может совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справляться с которыми в обычных условиях не в состоянии. Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожар, наводнение и др.) человек поднимал тяжести, значительно превышающие его собственный вес.
Таким образом, с биологической точки зрения эмоции существуют как усиливающий механизм, позволяющий осуществлять и выдерживать значительно большие напряжения в чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с повседневными нагрузками нервной и мышечной систем. Вместе с тем эмоции при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме. Достаточно вспомнить состояние любого болельщика, наблюдающего за футбольным, хоккейным или шахматным матчем.
Современная жизнь школьника — занятия в школе, приготовление уроков, чтение, телевизор — предрасполагает к малоподвижному образу жизни. Оказалось, что около 18 часов в сутки (включая и сон) подросток находится в полной или относительной неподвижности. Лишь 6 часов остается у него на подвижные игры, прогулки, спорт. Недостаток движения сказывается на общем состоянии организма: часто меняется давление (становится то высоким, то низким), кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется, настроение резко меняется. Недостаток движения — гиподинамия, как и переедание, курение, вызывает развитие сердечно-сосудистых заболеваний7[3].
Движения должны доставлять удовольствие. Выбирая время для занятий физкультурой и спортом, проявляйте изобретательность: занимайтесь каждый день перед уроками или сразу по возвращении домой. Объединяйтесь с друзьями, выполняйте упражнения в любое свободное время, заставляйте себя ходить пешком; подходя к лифту, вспоминайте, что есть лестница. Не позволяйте себе предаваться лени.
В последнее время всю большую популярность приобретают тренажеры и гимнастические устройства индивидуального пользования. Это велотренажеры, «стенки здоровья», беговые дорожки, массажеры и мини-тренажерные устройства с игровыми элементами. Они позволяют заниматься физическими упражнениями круглый год независимо от погодных условий.
Тело человека создано для движения. Движение есть условие развития молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организма. Оно снимает напряжение, влияет на гормональные явления. Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, в особенности, сердечно-сосудистой системы. Активное движение - признак здорового образа жизни.
Необходимо учитывать, что занятия физическими упражнения нужно дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов. Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.
Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает.
Необходимо помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный фактор.
Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства.
Исследованиями установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств двухразовых занятий в неделю совершенно не достаточно. Школьнику должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания.
2.3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании современных школьников
Воспитание и оздоровление детей в значительной степени зависит от атмосферы в семье ребенка, от уровня понимания родителями педагогических и физкультурно-оздоровительных задач.
2.4. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.
В последние годы в нашей стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Заметно увеличивается число лиц с дисгармоничным развитием, нарушением пропорций между длиной и массой тела, морфологическими и функциональными показателями. Кроме этого, нередко уже среди младших школьников возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией 9[7].
Ухудшающееся зрение, хронические заболевания внутренних органов, астеническое состояние организма — все это последствия систематического переутомления школьников. Как показывают проведенные в Институте возрастной физиологии многолетние исследования, у значительной части детей в связи с высокой интенсивностью школьных нагрузок практически не остается свободного времени. Их рабочий день, особенно в старших классах, составляет 12-14 часов, что намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых. А ведь на школьные годы приходится период наиболее интенсивного развития детского организма. К концу обучения детей в школе 70% функциональных расстройств принимают хроническую форму, в несколько раз возрастает количество патологий пищеварительной системы, болезней глаз, увеличивается число нервно-психических заболеваний .Чтобы остановить регресс нации и процесс ее разрушения, необходимо воспитывать у ребенка ценностное отношение к здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.
Ценностное отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.
Воспитание ценностного отношения к здоровью — это длительный и последовательный процесс, включающие в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.
В воспитании ценностного отношения к здоровью и школах используются недостаточно эффективные формы работы с детьми. Либо ребенок служит лишь пассивным объектом воздействия на него педагога (беседы, рассказы, классные часы, «уроки здоровья»), либо основной целью является создание атмосферы состязания (спортивные игры, эстафеты, Дни здоровья и др.). Роль педагога во время таких мероприятий сводится к выполнению его функциональных обязанностей. Более же эффективны такие формы работы, в которых педагог и ученики становятся активными участниками совместной творческой деятельности. Такое взаимодействие позволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказать собственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать у каждого из участников четкое представление по обсуждаемому вопросу и способствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта.
В практике используются как традиционные (классно-урочные и лекционные), так и более креативные (игровые, сюжетно-ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков), прозаические (эссе, сочинения) и поэтические (стихи) формы работы с детьми, требующие от школьников активного участия в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению знаний.
Важную роль в формировании у школьников индивидуальной системы ценностей играют представления педагога о правилах и способах воспитательной деятельности, формах и приемах работы с детьми.
Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у школьников имеет особую значимость в передаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом.
Выше назывались различные способы пропаганды здорового образа жизни в школе. Но детям младшего школьного возраста в силу их психофизиологических особенностей очень непросто произвольно внимать и запоминать то, что им рассказывают взрослые, в связи с монотонностью и длительностью проводимых мероприятий.
Встает вопрос, как рассказать ребенку в наиболее доступной и интересной для него форме о вреде курения и употребления алкоголя, о правилах приема пищи, о важности двигательной активности человека, о необходимости соблюдения правил гигиены, пользе гимнастики или закаливания?
Предполагается, что занятия с детьми младшего школьного возраста могут носить активный характер с привлечением всех членов группы (класса). Каждый ребенок имеет право высказать собственную мысль относительно того или иного вопроса или утверждения. Мнения могут обсуждаться, уточняться и дополняться другими участниками занятия, а затем их обобщает учитель.
Поэтапная деятельность педагога, направленная на развитие у учащихся ценностного отношения к здоровью:
1-й этап - принятие педагогом системы убеждений, касающихся сохранения здоровья, на уровне самоактуализации. Степень информированности воспитателя, его приверженность нормам здорового образа жизни имеют существенное значение для его деятельности на последующих этапах формирования здоровьесберегающих установок у воспитанников (как и его внешний вид, личностные свойства, включая авторитет» манеры, ценностные ориентации и др).
2-й этап - рассмотрение и обсуждение понятия «здоровый образ жизни» как способ сохранения здоровья и полноценной социализации личности. Педагог, убежденный в целесообразности и актуальности здоровьесбе-регающей деятельности, сообщает свои убеждения воспитанникам (ссылки на сложившиеся традиции, на мнение, стиль и образ жизни авторитетных людей, ученых, политиков, знаменитых спортсменов и т.д., высказывание личного мнения). Учитель может использовать следующие методы:
– метод противоречия - непротиворечивое аргументирование в ответ на противоречия, выявленные в доводах воспитуемого;
– метод кажущейся поддержки в дискуссии — принятие доводов и даже приведение аргументов в их поддержку для создания впечатления о хорошей осведомленности с последующим представлением контраргументов; метод «извлечения выводов» - аргументы излагаются постепенно, на каждом этапе подводя ученика к согласию.
Эффективность убеждения определяется несколькими условиями:
– педагог, уверенный в правильности своих ценностных отношений, обращается к разуму и, что очень важно, к эмоциям воспитуемого, имеет план аргументации, представляет различные точки зрения и, переубеждая, прогнозирует различные варианты;
– учитывает индивидуальные особенности школьника, подбирает доступные его образовательному и культурному уровню аргументы;
– владеет культурой ведения дискуссии, противопоставляя свою точку зрения спокойно, тактично, без менторства.
3-й этап - внушение убеждений, один из важнейших аспектов формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Здесь особенно важно личное обаяние педагога, оказывающего влияние на ученика. Средством воспитательного воздействия может быть приобщение поступкам, имеющим здоровьесберегающую форму. В данном случае целесообразно использовать прием придания поступкам воспитанников нравственного содержания, а также анализ поступков с акцентом на выражение доверия к воспитаннику (поручение, разрешение, предложение). На наш взгляд, приемлемыми формами могут быть просьба, совет как выражение уважительной по отношению к воспитаннику позиции взрослого.
4-й этап - принятие ценности здорового образа жизни. На этом этапе на формирование мотивации оказывают влияние волевые качества воспитанника, его решительность, стремление к признанию, достижениям в значимой деятельности. Эти личностные качества определяют готовность школьника к ведению здорового образа жизни. Практико-ориентированная деятельность (лабораторные, практические занятия, самоанализ элементов образа жизни, самодиагностика индивидуальной концепции здоровья и т.д.) на данном этапе активизирует творческую активность, формирует стремление к самосовершенствованию и самореализации в здоровом образе жизни.
5-й этап - включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения учащихся. Формы воспитательного взаимодействия - тренинги с участием учащихся, педагогов, психологов, родителей; организация здорового досуга совместно с родителями, творческая деятельность сторонников здорового образа жизни [8].
Заключение.
Для достижения данной цели необходимо ввести комплекс воспитательных мероприятий в современной школе:
– применение валеологии как науки;
– введение комплекса физических упражнений;
– создание взаимодействия семьи и школы;
– соспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Валеология – это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида. Ее можно назвать наукой о формировании здоровья педагогическими средствами.
Основными целями этой системы является: создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности; предоставление каждому ребенку возможности получить образование без потери здоровья и формирование валеологической культуры у всех участников образовательного процесса.
Пути реализации:
– включение в учебный план школы курса валеологии, а также спецкурсов на основе объединения валеологической тематики с другими школьными дисциплинами, формирование интереса к новому предмету о здоровье человека, привлечение к преподаванию отдельных тем курса школьного психолога, врача, специалистов извне школы;
– ведение каждым учащимся личного валеологического дневника для самоконтроля за состоянием своего здоровья и выполнения практических заданий по курсу валеологии;
– формирование у школьников здорового образа жизни, здорового тела, души и духа;
– освоение валеологической культуры, как составной части нравственных и культурных ценностей, накопленных человечеством;
– формирование гуманистической направленности личности ребенка;
– возрождение семьи как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала, познание азбуки семейной жизни;
– усвоение этики взаимоотношений полов, основ сексуальной культуры;
– содействие воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой;
– формирование представлений о здоровье как об одной из главных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие ученика заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;
– развитие умения эффективно использовать валеологические знания при создании индивидуальной программы здорового образа жизни и личной модели здоровья;
– повышение мотивации детей к занятиям оздоровительными формами физической культуры;
– усвоение определенных санитарно-гигиенических знаний для использования их в школе, общественных местах, дома, на улице;
– воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании, игромании и табакокурения среди детей и подростков;
– организация здоровой досуговой деятельности по месту жительства.
Современная жизнь школьника — занятия в школе, приготовление уроков, чтение, телевизор — предрасполагает к малоподвижному образу жизни, поэтому необходима физическая нагрузка.
В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и в ВУЗе — устойчивости умственной работоспособности и психической активности, мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить.
Школьнику должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания.
Воспитание и оздоровление детей в значительной степени зависит от атмосферы в семье ребенка, от уровня понимания родителями педагогических и физкультурно-оздоровительных задач.
В последние годы в нашей стране наблюдается ухудшение состояния здоровья детей, возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма в связи с высокой интенсивностью умственных и недостатком физических школьных нагрузок. Нередко уже среди младших школьников возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом, наркоманией и игроманией.
Чтобы остановить процесс разрушения нации необходимо воспитывать у ребенка ценностное отношение к здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.
Ценностное отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.
Воспитание ценностного отношения к здоровью — это длительный и последовательный процесс, включающие в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения способствующими сохранению и укреплению здоровья.
Список используемой литературы
1)Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 1999. - с.1-35.
2)Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 2. - с. 8 – 12
3) Величковский Б.Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т. Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся IX класса — М., НПЦ «Экология и образование», 1992. — 160 c.
4) Брехман И.И.Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987, с. 125.
5) Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование. 1995. №5. с. 107-108.(Технология педагогического труда).
6) Лукина Т.В., Шукаева А.В. Семейно-оздоровительный клуб в школе//Начальная школа до и после.- №2.-96 с.
7) Косарева Н.В. Опыт работы молодежного волонтерского клуба «Альтернатива» по профилактике поведения высокой степени риска среди подростков и молодежи / Н.В.Косарева, П.Л. Дрибинский, А.Г.Семенова // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — М., 2004. -с. 55-58.
8) Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью// Воспитание школьников- 2008.- №8.-с.30-33
9) Дрибинский П.Л. Преемственность как условие воспитания ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста // Аксиологические проблемы педагогики: Сб. науч. тр. / Смоленский государственный университет. — Смоленск: Изд-во Смол-ГУ, 2007. - Вып. 3. - с. 137-145.
10) КоротенкоМ.Основы здорового образа жизни: [Опыт внеуроч. работы по курсу " Основы безопасности жизнедеятельности " в VI-X кл. сред. шк. с. Лапыгино Белгород, обл.]/ М. Коротенко // Основы безопасности жизни. -1998. - № 10. - с. 46-47
11) Васильева Т.П.Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у младших школьников/ Т.П. Васильева // Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. -М., 2000. -Вып.2. - С. 25-35
12) Васильева, Татьяна Петровна. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников: Автореф. дис.  канд. пед. наук: 13.00.01/ Т. П. Васильева; Гос. НИИ семьи и воспитания РАО и М-во труда и соц. развития. РФ. - М, 2000.-20-21с.
13) Кулаковский О.А.Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни: [опыт Вязьевской сред. шк. Могилев, обл. Беларуси] / О.А. Кулаковский // ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. - М., 2005. - № 5. - с. 37-41.
14) Слипченко Ф. Ф. Основы здорового образа жизни / Ф.Ф. Слипченко, А.С. Вульфович, Е.А. Шульгин; Волгогр.муж. пед. лицей. - Волгоград: Лицей, 2005. -235 с. -Библиогр.: с. 233 - 234
15) Коршунов В.В.О формировании здорового образа жизни современных школьников/ В.В. Коршунов // Институт непрерывного пед. образования (Великий Новгород). Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Великий Новгород: НовГУ, 2003. -Вып.5, кн.1. - с. 44-48
16) Тменов А.Б.Формирование здорового образа жизни как основа воспитательной деятельности в современной школе / А.Б. Тменов // Теория и практика обучения и воспитания . -Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. -Вып.2. - с. 38-45
17) Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование. 1995. №5. с. 107-108
18) Чумаков Б.Н. Валеология. М. 1997. Название:Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.
19) Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 1999, с. 176-177.