Проблема становления ценностных ориентаций у молодого поколения в современном обществе

Статья
«Проблема становления ценностных ориентаций у молодого поколения в современном обществе»
Картышева Елена Анатольевна
Педагог – психолог, ГАПОУ СО НГТК,
Аспирант, ПГСГА
Самарская обл., г.Новокуйбышевск
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Аннотация: Статья посвящена философскому осмыслению ценностных ориентаций молодых людей в современном обществе. А также, освещаются проблемные вопросы студентов на примере диагностических исследований. Рассматриваются пробелы становления, формирования семейных ценностей у студентов.
Ключевые слова: экономическая нестабильность, сценарный план, ценности, духовность, актуальность.
Познав самого себя,
никто не останется тем,
кто он есть
Томас Манн
Понятие ценностей стало использоваться в качестве одного из ключевых для характеристики мировоззренческой сферы человека с древних времен. Так, введение Сократом принципа целесообразности, общего для блага и красоты, возводит их, как отмечал Г.П.Выжлецов, из оценочных понятий («хорошее», «прекрасное») в ранг идеальных ценностей. Аристотель впервые вводит при рассмотрении в «Большой этике» отдельных видов благ термин «ценимое» («тимиа»), выделяя при этом «божественные» ценимые, такие как душа, ум и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу блага), а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Рефлексия относительно роли и места ценностей в структуре человеческого знания и поведения с древнейших времен характерна и для восточной культуры. Так, ведущей этической категорией китайской философии выступает добродетель («дэ»), понимаемая как наилучший способ существования индивида. Дао (Путь) выступает при этом как высшая форма мирового социально-этического порядка, оно образовано иерархизированной гармонией всех индивидуальных добродетелей («дэ»). Ключевыми проявлениями дао и дэ на личностном уровне, их «человеческими ипостасями» у Конфуция являются «благопристойность» («ли») и «гуманность» («жэнь»), составляющие вместе двуединую ось конфуцианства, вокруг которой концентрируются все его остальные этические категории». В русской религиозной философии, традиции которой сегодня выступают важным источником для преодоления кризисных тенденций в развитии института семьи понятие ценности неотъемлемо связано с духовной традицией и идеей божественного начала, имеющей первостепенное значение для существования человека, определяющей образ его мыслей и поведения. Так, один из выдающихся представителей этого направления великий русский философ Н.О. Лосской, полагал, что абсолютная полнота бытия предполагает стремление к ценностным ориентациям человеческой жизни, приобщению личности к истине, красоте, постоянной духовной работе; при этом всякий предмет имеет ценность лишь постольку, поскольку он вызывает в душевной жизни человека индивидуально-психические переживания. При этом категория ценности в своем высшем смысле выражает идеальное значение и смысл бытия, то есть всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект. Всеобъемлющей и первичной самоценностью, абсолютной полнотой бытия выступает Бог в Его Троичной жизни. Основой классификации ценностей в философии Н.О. Лосского являлась концепция существования абсолютных, относительных, объективных, субъективных, отрицательных и служебных ценностей. Абсолютной общезначимой и, поэтому объективной положительной ценностью, с точки зрения Н.О. Лосского является ценность, имеющая характер добра с любой точки зрения и для любого субъекта и примером такой ценности является Божественная абсолютная полнота добра. В психоматериальном царстве, господствуют относительные ценности, которые в каком-либо отношении суть добро, а в другом зло, поскольку психоматериальное царство бытия состоит из деятелей, находящихся в состоянии отпадения от Бога и в обособленности друг от друга. Все существа стремятся к абсолютной полноте бытия, но достижение этой цели может идти двумя путями. Свободное подчинение Богу, следование ему как творцу. Абсолютного добра - это первый путь, путь Богочеловечества, Царства Божия, итогового обожения и достижения высшей ступени добра. Второй путь - это отмеченный в работах С.Н. Булгакова, соблазн человекобожия, как стремления достигнуть абсолютной полноты бытия путем покорения других существ. Есть и третий путь, это «земной» эгоизм, когда отпадение от Бога и стремление к абсолютной полноте бытия проявляется не в стремлении поставить себя на место Бога, а в любви к себе большей, чем к Богу и к другим существам. В качестве примера научной классификации ценностей в современной российской философии можно привести вариант, предложенный Б.С. Ерасовым, который выделяет:
( витальные ценности - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.;
( социальные - семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.;
( политические - гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.;
( моральные - добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п.
( религиозные - Бог, Священное Писание, вера и пр.;
( эстетические - красота, стиль, гармония. (электронный ресурс: http://ddut-mosk.spb.ru/doc/d510.pdf)
Проблема формирования семейных ценностей у детей и подростков в свете современной демографической политики Российской Федерации, несомненно, актуальна.
В связи с экономической нестабильностью разительно изменились представления людей о ценностях индивидуального и общественного бытия. Понимание сути жизненного сценарного плана, целей или средств их достижения трансформировались в процессы духовно – нравственной эрозии общества. Значение этого факта трудно преувеличить, поскольку сформировавшаяся проблема в современном обществе вынуждает молодых людей самоопределиться в условиях дестабилизации социальной жизни и кризисе привычных норм и ценностей. Таким образом, на примере молодого поколения мы можем зафиксировать данные необратимые процессы. Безусловно, молодые люди наиболее уязвимыми относительно происходящего и являются проводниками социального катаморфизма. По наблюдениям многочисленных респондентов, молодому поколению в настоящем, свойственны тенденции безразличия, «моральный релятивизм», и идеалистический цинизм к жизнедеятельности в целом.
С целью выявления информации, были проведены и интерпретированы результаты диагностических исследований у ряда студенческих объединений. Из полученных данных было выявлено следующее:
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Молодые люди испытывают чаще нужду в материальном, однако, на ряду с данными показателями, нуждаются в эмоциональной поддержке близких.
Продолжая раскрывать ценностные ориентиры молодых людей, было проведено исследование по методике «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича.

Наряду с проведёнными исследованиями, специалистами были выявлены и другие значительные факторы ценностных ориентаций студентов. Предпочитаемые ценности молодых людей:
Здоровье, свобода
Счастливая семейная жизнь
Интересная работа
Любовь,
Материально обеспеченная жизнь
Продуктивная жизнь
Отвергаемые ценности:
Жизненная мудрость
Развлечение
Красота природы и искусства
Счастье других
Развитие
Продуктивная жизнь
Счастье других
Творчество
Таким образом, анализируя результаты опроса, целесообразно предположить, что дети настоящего поколения не способны уважать старших, потому, как они отвергают мудрость. Не приемлют красоты, потому, как не посещают галереи и не приучены к искусству. А так же, молодёжи не свойственны чувства эмпатии, что предполагает отсутствие прочных дружеских межличностных контактов.
Реконструкция взглядов классиков социологии на семью -  необходимая историографическая предпосылка научного анализа семейных отношений.
Основатель социологии Огюст Конт рассматривал семью с точки зрения социальной статики как универсальное общечеловеческое явление. Общество образуется из совокупности семей. Семья – это союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях. Это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других.
Важнейшая функция семьи – передача традиции, которая обеспечивает в обществе социальную преемственность. Благодаря семье прошлое связывается с настоящим и будущим. Семья должна воспитывать понимание зависимости людей от прошлых поколений. Чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родился вчера, за его спиной целая цепочка жизни его предков. В основе социального организма лежит разделение труда, которое обеспечивает общественную солидарность, так как развивает социальный инстинкт, заставляя каждую семью чувствовать зависимость от общества и участвовать в общественной кооперации труда. Семья подчиняется неустранимому закону социальной иерархии и субординации: женщина должна в ней повиноваться мужчине, а младший – старшим.
Велика роль семьи в системе общественной солидарности. Аномия наносит огромный ущерб внутрисемейной солидарности и грозит нарушением целостности института семьи.
Методология Вебера, определившая типы социального действия, серьезно углубила представление о внутрисемейном взаимодействии. В классической социологии основательно разработан вопрос о месте семьи в общественном разделении труда. (электронный ресурс: http://womanadvice.ru/semeynye-cennosti)
В быту мы часто можем слышать выражение: «Родных не выбирают»
А как же семейные ценности, традиции, всё то, что связывает несколько поколений в одно целое, неужели в современном мире им вовсе нет места?
Нет однозначного ответа на вопрос, какие ценности следует культивировать в своей семье.
Для детей и подростков очень важно, чтобы внутри семьи присутствовало межличностное родственное общение, уважение, чувство значимости для
каждого из членов семьи. Не менее важным фактором выступает принцип принятия и умения прощать.
Тогда как, ценностные ориентиры формируются под почвой традиций. Именно традиции являются семейным объектом сплочения.
Семейных ценностей масса. Для многих семей важно наличие свободы, личного пространства, порядка, предельной честности в отношениях, щедрости и прочее.
Церковные служители нас учат совершать поступки «по духу». Дух нашего народа, весьма неординарный. Митрополит Сергий выступая с экранов телевизоров бьёт тревогу и пытается донести до умов россиян простые истины. А так же факты, фундаментально подтверждённые тем, что русский народ откровенно деградирует. Духовность многочисленна, у каждого без сомнений она своя. Некоторые, не стесняются просить прощения. Некоторые, обидев человека, украв, или совершив не правомерный поступок не испытывают даже угрызений совести. От этого и процветает безпринципность помыслов и суждений. Взрощенная семейной не духовной самобытностью и неверной идеологией. Факт на лицо: преступность растёт, молодеет, и процветает. В идеале, ценности должны быть для каждого человека едины. Морально- этические представления наших детей терпят огромное бедствие. Печально одно, что сейчас быть добрым, честным стало не актуально.
Список литературы (электронный ресурс):
1. http://ddut-mosk.spb.ru/doc/d510.pdf
2. http://womanadvice.ru/semeynye-cennosti
Диаграмма 2Root Entry