Методическая разработка классного часа Есть ли герои у нашего времени 8 класс


-1280160-148590000-1146810-37020500Министерство обороны Российской Федерации
ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище»
Классный час
«Есть ли герои у нашего времени»
Методическая разработкаРазработала: Классный руководитель 8а класса
Монгуш Н.В.

г. Кызыл – 2016 г.
Рецензент: Вебер Е.Н., заведующий методическим кабинетом ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище».
Монгуш, Н.В. Есть ли герои у нашего времени [Текст]: метод. разработка /Н.В. Монгуш; Кызылское президентское кадетское училище. – Кызыл: Кызылское ПКУ, 2016. –27 с.
В методической разработке представлен опыт использования информационно-коммуникационной технологии во время проведения внеклассных мероприятий. Представлена система заданий, выполнение которых направлено на формирование заданных свойств универсальных учебных действий.
Работа выполнена в рамках реализации деятельности региональной экспериментальной площадки по введению федерального государственного образовательного стандарта общего образования на базе Кызылского президентского кадетского училища.
Рассмотрено на заседании предметно-методической кафедры гуманитарных дисциплин ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» (протокол №2 от 07.12.2014).
© ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», 2016
© Монгуш Н.В., 2016
Содержание
1. Вступление……………………………………………………………………...
2. Теоретическое обоснование организации исследовательской деятельности
3. Разработка классного часа по теме «Есть ли герои у нашего времени»……
4. Литература…………………………...………………………………………….
5. Приложения
Классный час «Есть ли герои у нашего времени»
Цель: 1. Формировать представление кадет о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами; воспитание гражданско-патриотического чувства.
Задачи:
1. дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни;
2. развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
3. воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.
Оборудование и МТО:
- Презентация «Герои нашего времени».
- раздаточный материал.
Ход классного часа
Эпиграф:
«Когда-нибудь о нашем времени и наших современниках будут вспоминать с благодарным достоинством. Ничто не  мешает уже сегодня всмотреться в зеркало современности, увидеть в нём эпоху и личность  героя…»
Валентин Георгиевич Распутин
(писатель)
Организация начала мероприятия.
Классный руководитель:
- Добрый день, уважаемые ребята. (Слайд 1)
Наверное, каждый человек, особенно, мужчина, хочет быть героем, или для своей любимой, или в глазах своих друзей и сверстников, среди своих близких. Ну, может слово "герой" звучит несколько старомодно, но вот быть уважаемым, ценным в глазах товарищей (да и по отношению к самому себе) хочет каждый нормальный человек, а психологи утверждают, что особенно ярко это проявляется среди вас подростков. И быть авторитетным это вообще чуть ли не самое главное.
А ситуации иногда складываются очень своеобразные. Послушайте пожалуйста стихотворение Эдуарда Асадова в исполнении вашего товарища Монгуша Аяна.
(Эдуард Асадов - Трусиха)
Шар луны под звездным абажуромОзарял уснувший городок.Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигуройИ девчонка - хрупкий стебелек.Видно, распалясь от разговора,Парень между прочим рассказал,Как однажды в бурю ради спораОн морской залив переплывал,Как боролся с дьявольским теченьем,Как швыряла молнии гроза.И она смотрела с восхищеньемВ смелые горячие глаза...А потом, вздохнув, сказала тихо:- Я бы там от страха умерла.Знаешь, я ужасная трусиха,Ни за что б в грозу не поплыла!Парень улыбнулся снисходительно,Притянул девчонку не спешаИ сказал: - Ты просто восхитительна,Ах ты, воробьиная душа!Подбородок пальцем ей приподнялИ поцеловал. Качался мост,Ветер пел... И для нее сегодняМир был сплошь из музыки и звезд!Так в ночи по набережной хмуройШли вдвоем сквозь спящий городокПарень со спортивною фигуройИ девчонка - хрупкий стебелек.А когда, пройдя полоску света,В тень акаций дремлющих вошли,Два плечистых темных силуэтаВыросли вдруг как из-под земли.Первый хрипло буркнул: - Стоп, цыпленки!Путь закрыт, и никаких гвоздей!Кольца, серьги, часики, деньжонки -Все, что есть, на бочку, и живей!А второй, пуская дым в усы,Наблюдал, как, от волненья бурый,Парень со спортивною фигуройСтал, спеша, отстегивать часы.И, довольный, видимо, успехом,Рыжеусый хмыкнул: - Эй, коза!Что надулась?! - И берет со смехомНатянул девчонке на глаза.Дальше было все как взрыв гранаты:Девушка беретик сорвалаИ словами: - Мразь! Фашист проклятый!-Как огнем, детину обожгла.- Наглостью пугаешь? Врешь, подонок!Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!-Голос рвется, яростен и звонок:- Нож в кармане? Мне плевать на нож!За убийство "стенка" ожидает.Ну а коль от раны упаду,То запомни: выживу, узнаю!Где б ты ни был - все равно найду!И глаза в глаза взглянула твердо.Тот смешался: - Ладно... Тише, гром...-А второй промямлил: - Ну их к черту! -И фигуры скрылись за углом.Лунный диск, на млечную дорогуВыбравшись, шагал наискосокИ смотрел задумчиво и строгоСверху вниз на спящий городок,Где без слов по набережной хмуройШли, чуть слышно гравием шурша,Парень со спортивною фигуройИ девчонка - "слабая натура","Трус" и "воробьиная душа". 1963 г.
Дети, прослушав ситуацию, рассуждают, отвечают на вопросы:
*Вы осуждаете парня со спортивною фигурой?* Какие черты характера проявились у парня?
*А у девушки?
(Хвастливость, безрассудство, ложный героизм, стремление выделиться…)
- А кто такой герой? (рассуждения ребят)

(Слайд № 2). Классный руководитель. Сегодня в ходе классного часа мы постараемся узнать, что такое настоящий подвиг, кто такой герой и ответить на вопрос: «Есть ли герои у нашего времени?»
Звучит песня «От героев былых времен», показ слайдов №№ 3,4,5,6,7


Классный руководитель:
Есть такой День героев России. Кто знает, когда он отмечается? (9 декабря)
- Безусловно, во все времена, в любом обществе, в любом государстве существуют люди, которых называют героями. Как правило, легко мы называют героев прошлого… Но как сказал Валентин Григорьевич Распутин:  «Когда-нибудь о нашем времени и наших современниках будут вспоминать с благодарным достоинством. Ничто не мешает уже сегодня всмотреться в зеркало современности, увидеть в нём эпоху и личность героя».
- Герой нашего времени, какой он?
- Слово предоставляется кадету Монгуш Аяну (слайд 9)
Монгуш Аян:
Майор Внутренней службы Дмитрий Тихомиров ценой собственной жизни спас товарища.

Пожар, на котором случилась трагедия, произошел 24 февраля 2013 года в поселке Кобрино (Ленинградская область) на территории многоквартирного дома. На этом пожаре Дмитрий руководил тушением огня. В ходе лично организованной им эвакуации было спасено около 40 жильцов. Когда все были выведены из здания и огонь почти потушен, майор Тихомиров со своим помощником Виталием Антоновым пошли внутрь дома для проведения проливки конструкций и ликвидации очагов тления. Когда они работали внутри, произошел обвал сгоревших конструкций – рухнули балки чердака и перекрытия, разделяющего этажи. Дмитрий вытолкнул Виталия из здания, но сам спастись не смог – оказался под завалом и погиб.
"Для всего пожарного братства это огромная трагедия, мы все скорбим и до сих пор не верим, что это произошло, – говорят коллеги Дмитрия Тихомирова. – Казалось бы, еще вчера мы работали бок о бок, а теперь его не стало..."
Классный руководитель: Майор Дмитрий Тихомиров был награжден нагрудным знаком МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС", медалями "За отличие в службе" III степени и "За безупречную службу", а также знаком отличия "За вклад в развитие Ленинградской области" (посмертно). Какими качествами обладал майор Тихомиров? Его мы можем назвать героем?
Классный руководитель:
- Что же означает слово «герой»? что означает слово как подвиг давайте обратимся к толковому словарю… (слайд 10)
Герой –
Подвиг -

- И этими качествами должен обладать любой человек, и следующая история о таком человеке. Слово предоставляется Монгушу Сонаму (Слайд №11)

Монгуш Сонам:
Два месяца назад, 25 сентября 2014 года, во время плановых учений в воинской части - в закрытом городке Лесной под Екатеринбургом один из бойцов, вырвав чеку, выронил гранату. У командира полка, который в это время был рядом, оставалось четыре секунды на принятие решения, и на поступок. Полковник мгновенно в прямом смысле слова выбросил сержанта из окопа и накрыл гранату собой. Жизнь спас бронежилет. Он разорван на груди. Но стальная пластина выдержала. Каска была пробита насквозь. Спасенный командиром полка сержант сегодня продолжает служить.
Классный руководитель: Боевой офицер Серик Султангабиев - участник контртеррористической операции в Чечне, за которую награжден медалью «За отвагу», спасая своего подчиненного, во время учений - готов был пожертвовать своей жизнью. Он уже заявил, что как только поправится, снова вернется на службу.
О чем этот случай говорит, это героический поступок? Его можно назвать героем нашего времени? (рассуждения ребят)
Далее послушаем историю водителя налоговой службы (слайд 12)

Ооржак Денис:
В августе 2014 года в г. Чадане он спас на пожаре 4 детей. что поздно ночью, 10 июня, в городе Чадан, Саян Танды-оолович Доржу выгнал машину из гаража своего дома, чтобы забрать жену, которая в тот день до позднего вечера работала. Примерно через час, вернувшись домой, он увидел сильное пламя огня со стороны дома соседей.
Зная, что у соседей имеются несовершеннолетние дети, Саян Доржу, не раздумывая, подбежал к горящему дому, разбил окно и проник в помещение. Как оказалось, дети и хозяева находились дома и спали. В первую очередь он вынес через окно детей, а потом помог выйти родителям.
Классный руководитель:
Благодаря героическим действиям Саяна Танды-ооловича Доржу на пожаре было спасено четверо несовершеннолетних детей, младшему из которых было два года, и их родителей.
- Как вы думаете какими чертами характера обладает водитель Доржу? (рассуждения кадет).
Классный руководитель:
- Удивительно, но в наши времена дети часто бывают храбрее и умнее взрослых.
- И вот следующая история о совсем юном герои нашего времени школьнике Мише Ярмонове. Слово предоставляется Анай-оол Артышу (Слайд № 13).

Анай-оол Артыш:
Юный герой России Михаил Ярмонов. Десятилетний школьник Миша Ярмонов из села Майорка Алтайского края спас утопающего мальчика. К Михаилу обратилась соседка с просьбой посмотреть, где бегает ее семилетний сын. Мальчик сразу же откликнулся на просьбу и, объезжая на велосипеде местность вдоль реки Чарыш, увидел у противоположного берега тонущего ребенка, которого сильным течением несло вниз по реке.
Миша немедленно сбросил с себя одежду и поплыл на помощь. Когда он подплыл к утопающему, обессилевший мальчик уже скрылся под водой. Михаил нырнул, подхватил его и около 20 метров плыл вместе со спасенным до берега. Борясь с сильным течением, Михаил вытащил мальчика, уже находившегося в бессознательном состоянии, на берег и сумел оказать первую помощь. Миша перевернул Данила на живот и начал слегка давить на грудь, а выбравшись на берег, делал искусственное дыхание, как его учили на уроках ОБЖ.
Классный руководитель: Юный спасатель Миша Ярмонов награжден нагрудным знаком МЧС России. Что вы можете сказать про этот поступок, ребята?
А девочка Даяна Бакыр, не раздумывая, бросившись в огонь, спасла женщину и ее дочку, которой 4 года. Во Всероссийском фестивале «Созвездие мужества» девочка победила в номинации «Дети герои».

Классный руководитель: Еще одна история про мальчика шестиклассника, ее вам расскажет кадет Аймаа Данай (слайд 15)

Аймаа Данай
Случай произошел в селе Сукпак, в доме многодетной семьи Монгуш. Днем родители шестерых детишек отправились в баню. Старший сын Давид ушел в школу, а 12-летний Адыя принялся наводить порядок в доме.
Только включил пылесос – и тут погас свет. Ничего страшного, решил мальчик. Но через несколько минут почувствовал запах гари.Выглянув в прихожую, он увидел, что там все полыхало. К входной двери было не подойти. Что делать? Решение пришло мгновенно. Адыя не растерялся и действовал как настоящий спасатель, разбив оконное стекло одной из комнат, через окно вытащил по одному своих младших братьев и сестру на свежий воздух и вызвал пожарных.
Классный руководитель: Как вы думаете ребята, это легко оказаться в такой ситуации, и действовать правильно, каждому это удается? Или такой поступок могут совершить только герои?
А теперь давайте составим портрет Героя.. Какой он должен быть настоящий герой? (Слайд 16)
Портрет героя
- внешность;
- возраст;
- профессия;
- воспитание;
- место рождения;
- качества характера;

Обсуждение по вопросам: Каков внешне должен быть герой? Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? Герои – это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения кадет)
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига. (Рассуждения ребят)
Классный руководитель. Ребята, можете перечислить те качества характера, которые определяют героя. (работа в группах). Ответы обосновать Выбрать 10 качеств, которые присущие настоящему герою
Принципиальность
Честность
Ложная жертвенность
Самопожертвование
Смелость
Жалость
Ответственность
Доброта
Сила воли
Авторитетность
Совестливость
Безрассудство
Страх,
Корысть
Милосердие
Храбрость
Трусость
Бескорыстие
Мужество
Хвастливость
Агрессивность
Стремление выделиться. (Рассуждения, ответы кадет)
Классный руководитель:
Слайд 17. Герои бывают разные, поступки тоже бывают разные, на слайде показаны разные поступки и люди, совершившие добрые дела… (Рассказать про Чернобыльскую АЭС)

А кто среди нас слышал про геройские подвиги своих родственников, товарищей друзей или сами кого-то сумели спасти и совершили благородный поступок? Кто нам может рассказать? (Кадеты рассказывают про случаи в их жизни..)
В устном народном творчестве о героях слагают легенды, а также существуют поговорки, пословицы о героизме, кто знает пословицы? (работа в группах, 3 мин), рассуждения. Ответы кадет.
Заключение.
Классный руководитель:

(слайд 18)
- все эти истории, которые мы сегодня рассказали и поделились с вами – это только маленькая часть того, что называется героизмом. Как вы думаете, ребята, каждый человек может совершить подвиг? (рассуждения)
- "Герой не совершает подвиг «на показ», он живет, согласно своему кодексу чести. Герою свойственны воля, мудрость, сострадание". Ребята, какими качествами характера все-таки должен обладать герой? (рассуждения)
- "Герой - это человек, способный на шаг в неизвестность. И окружающий мир он наполняет делами, а не разговорами".
- Их имена часто не помнят, зато в памяти много героических поступков, которые они совершили.

В завершении классного часа в своих тетрадях нарисуйте пожалуйста звезду:
Красного цвета, если вы считаете, что…: «было очень интересно, мне понравилось, и я многое понял»
Зеленого цвета, «было интересно, но некоторые моменты я не понял»
Желтого цвета, «некоторые моменты были не интересны, было скучно»
Черного цвета, «мне не понравилось, зря потратил свое время…».
Список использованной литературы:
http://www.stihi-rus.ru/1/Asadov/124.htmhttp://vk.com/heroes_of_the_time,
http://ruheroes.ru/geroicheskij-postupok-zaliny-arsanovoj/,
http://ahuman.ru/geroicheskie-postupki-v-nashej-zhizni/,
http://library146.ucoz.ru/publ/o_podvige_i_geroizme/1-1-0-9,
http://вектор-успеха.рф/stuff/70-1-0-5799,

Монгуш Н.В.
Кл.рук 8а класса