Рабочая программа по дисциплине Физика 10-11 класс (Медицинский колледж)


БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
«КАЛМЫЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Т.ХАХЛЫНОВОЙ»
Утверждаю
Зам.директора по УМР
___________Г.Д.Санджиева
«_____»______________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
г.Элиста 2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело
Разработчик: Педерова Л.А.– преподаватель физики БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им. Т.Хахлыновой»
Рецензент: Агуева Л.В. – учитель физики высшей категории
МБОУ «РНГ им. С.Радонежского»
Рассмотрена на заседании
ЦМК общеобразовательных дисциплин
Протокол № _____
«_____»_______________20___г.
Председатель__________Л.А.ПедероваПринята на методическом совете
Протокол № ______
«_____»_____________20 ____г.
Согласовано:
Зав.метод.отделом _________ Н.В.Тагирова
Содержание
Пояснительная записка
Паспорт программы учебной дисциплины физика
Структура и содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Условия реализации учебной дисциплины
Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Информационное обеспечение обучения
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины физика
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Физика» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание
учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения СПО на базе основного общего образования.

Паспорт программы учебной дисциплины «Физика»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины реализует Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОС по специальности СПО:
34.02.01 Сестринское дело Базовый уровень подготовки
1.2. Место учебной дисциплины физика в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОДП.17 Физика является составной частью профильных дисциплин общеобразовательного цикла по специальности:
34.02.01 Сестринское дело Базовый уровень подготовки
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины физика:
В результате освоения учебной дисциплины физика обучающийся должен уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в медицине; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд.смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Физика»
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 166
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 132
в том числе: практические работы 24
контрольные работы 10
Практическая работа (всего) 24
1.Составление алгоритмов решения задач.
2.Решение задач по тематике дисциплины.
3.Составление конспектов отдельных тем курса.
4.Самоподготовка к лабораторным работам.
5.Заполнение обобщающих таблиц.
6.Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.
7.Подготовка реферативных сообщений по тематике дисциплины.
8.Проектная работа. 1
14
2
2
3
2
При изучении дисциплины ФИЗИКА проводятся следующие формы контроля знаний и умений студентов:
-текущий;
-промежуточный;
-итоговый.
Текущий контроль проводится методами: устный, письменный, тестовый с выставлением поурочного балла (оценка деятельности студента на всех этапах занятия с выведением общей оценки).
Для организации промежуточного контроля проводятся тестирование и письменные проверочные работы по решению задач.
Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Тема занятий Содержание темы Уровень освоения
1 2 3
Введение.
Методы научного познания и физическая картина мира. Содержание учебного материала
Физика-наука о природе. Возникновение физики как экспериментальной науки. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Диапазон восприятия органов чувств. Органы чувств - процесс познания. Научный эксперимент и его особенности. Научная гипотеза. Физическая модель. Фундаментальные физические теории. Пределы применимости физической теории. Физика и медицина. Измерения в медицине. Базовые физические величины. Физика в познании вещества, поля, пространства и времени. Материя, виды ее существования, формы движения. знать:
- что является предметом в изучении физики;
- роль органов осязания, вкуса, обоняния, слуха и зрения в процессе познания окружающего мира;
- понятия: физический закон, научная гипотеза; научная теория; модель;
- в чем заключается взаимосвязь теории и физической модели;
- основные физические величины (длина, время, масса) по плану изучения физических величин;
- из каких структурных элементов состоит физическая теория;
- почему эксперимент является критерием правильности физической теории;
- значение физики для медицины.
уметь:
- отличать гипотезы от научных теорий;
- приводить примеры изученных в курсе физики основной школы моделей, законов, гипотез, теорий;
- по плану изучения физической величины описывать (устно или письменно) длину, время, массу.
1
Раздел 1
Механика знать:
- физический смысл кинематических величин (по плану);
- модель материальной точки;
- понятия: тело отсчета, траектория, радиус-вектор, инерциальные системы отсчета, полная механическая энергия системы; волновой процесс, механическая волна, звуковая волна;- законы равномерного, равноускоренного, равнозамедленного прямолинейного движения, свободного падения, гармонических колебаний;
- смысл принципа относительности Галилея; суперпозиции сил;
- физическую суть явлений инерции, перегрузки и невесомости;
- физическую сущность продольных и поперечных волн;
- параметры и уравнение гармонических колебаний и волн; условия распространения механических волн, характеристики звука;
- физические основы звуковых методов диагностики заболеваний;
- величины: масса, сила, сила трения, сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения нити, сила тяжести, вес тела, импульс силы, импульс тела, потенциальная энергия, кинетическая энергия, работа, мощность (по плану изучения физической величины);- законы Ньютона, закон Всемирного тяготения, закон Гука, сохранения импульса, сохранения механической энергии, условия и границы их применимости (по плану изучения закона).
уметь:
- находить путь, перемещение, скорость для всех видов движения (аналитически и графически);
- строить графики v(t); а(t) для видов прямолинейного движения;
- находить характеристики тел при свободном падении, колебаниях;
- раскрывать смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, Гука; законов сохранения импульса, механической энергии;
- вычислять ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;
- вычислять скорость тела, используя закон сохранения механической энергии;
- находить параметры колебаний (период, частоту, амплитуду) по уравнению гармонических колебаний;
- вычислять длину волны по скорости ее распространения и частоте;
- решать задачи в общем виде, применяя изученные формулы;
- делать выводы на основе экспериментальных данных, предоставленных таблицей, графиком или диаграммой. Тема 1.1
Кинематика
Содержание учебного материала
Понятие механическое движение. Материальная точка. Тело отсчета. Траектория. Путь. Перемещение. Скорость. Координатный и векторный способы задания положения материальной точки в пространстве и времени. Равноускоренное прямолинейное движение, закон равноускоренного прямолинейного движения. Ускорение. Равнозамедленное прямолинейное движение. Свободное падение тел. Влияние ускорений на живые организмы. Равномерное движение по окружности и его характеристики. Период. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Относительность механического движения. Преобразования Галилея. Сложение скоростей. Относительная скорость двух тел. 1
Тема 1.2
Динамика
Содержание учебного материала
Принцип инерции. Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил. Сила упругости. Сила трения. Их электромагнитная природа. Закон Гука. Закон трения скольжения. Силы трения и сопротивления в живых организмах. Сила тяжести. Вес тела. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Особенности поведения человека при перегрузках и невесомости. 1
Практическая работа
1.Составление алгоритма решения динамических задач.
2.Сравнение векторного и координатного способов нахождения равнодействующей нескольких сил.
3.Решение задач по теме «Динамика». 2
Входная контрольная работа № 1 3
Тема 1.3
Законы сохранения в механике
Содержание учебного материала
Импульс силы. Импульс тела. Замкнутая система. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивное движение в живой природе. Работа силы. Работа силы трения, тяжести. Мощность. Полная механическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Механическая работа и мощность организма человека. 1
Практическая работа
1.Составление конспекта «Успехи в освоении космического пространства».
2.Решение задач по теме «Законы сохранения в механике». 2
Тема 1.4
Механические колебания и волны
Содержание учебного материала
Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Уравнение гармонического колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс. Колебания в живой природе. Биоритмы. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Характеристики звука: высота, тембр, громкость, интенсивность. Физические основы слуха. Звуковые методы диагностики. Ультразвук, его использование в технике и медицине. Ультра- и инфразвуки в живой природе. 1
Контрольная работа №2 3
Раздел 2
Основы
молекулярной физики и термодинамики знать:
- понятия: тепловое движение частиц; массы и размеры молекул; идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы; броуновское движение; температура (мера средней кинетической энергии молекул); необратимость тепловых процессов; насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; анизотропия монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации, фазовый переход;- законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева-Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, первый и второй законы термодинамики;
- особенности строения вещества в твердом, жидком, газообразном состоянии;
- практическое применение: использование низкого вакуума в медицине, применение высокотемпературного пара для стерилизации медицинского инструментария и медикаментов, использование кристаллов и других материалов в технике; тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.
уметь:
- решать задачи на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева-Клапейрона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры, первого закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей;
- читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа;
- вычислять работу газа с помощью графика зависимости давления от объема;
- пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа.
1
Тема 2.1
Основы МКТ. Идеальный газ
Содержание учебного материала
Основные положения МКТ и их опытное обоснование. Броуновское движение. Диффузия и осмос. Диффузия в живой природе. Размеры и массы молекул и атомов. Постоянная Авогадро. Идеальный газ. Термодинамические параметры. Давление газа. Понятие вакуума. Применение низкого вакуума в медицине. Межзвездный газ. Температура. Термодинамическая шкала. Медицинский термометр. Основное уравнение МКТ (без вывода). Уравнение Менделеева-Клапейрона. Объединенный газовый закон. Приведение объема газа к нормальным условиям. Изотермический процесс, закон Бойля-Мариотта. Физические основы дыхания. Изобарный процесс, закон Гей-Люссака. Изохорный процесс, закон Шарля. Графики изопроцессов. 1
Лабораторная работа №1
«Экспериментальная проверка закона Гей - Люссака» 2
Тема 2.2
Основы
термодинамики
Содержание учебного материала
Внутренняя энергия идеального газа. Изменение внутренней энергии тела при теплообмене и при совершении механической работы. Работа газа при изобарном изменении его объема. 1 начало термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Понятие о 2 начале термодинамики. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. КПД мышц. Роль тепловых двигателей в экономике. Охрана природы. 1
Практическая работа
1.Заполнение таблицы «Применение 1-го начала термодинамики к изопроцессам в газе». 2
Тема 2.3
Агрегатные состояния и фазовые переходы
Содержание учебного материала
Понятие фазы вещества. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Применение высокотемпературного пара в медицине. Автоклав. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная, относительная влажность воздуха. Точка росы. Приборы для определения влажности воздуха. Гигиеническое значение влажности воздуха.
Характеристика жидкого состояния вещества. Ближний порядок. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя жидкости. Поверхностное натяжение. Газовая эмболия. Смачивание. Капиллярность. Капиллярные явления в быту, природе, человеческом организме.
Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллы. Дальний порядок Анизотропия кристаллов. Пространственная решетка идеального кристалла. Типы связей в кристаллах, виды кристаллических структур. Дефекты и примеси в кристаллах, их значение. Виды деформаций. Механическое напряжение. Закон Гука. Упругость, прочность, пластичность, хрупкость. Механические свойства костной и мышечной ткани. Плавление и кристаллизация. Изменение объема и плотности вещества при плавлении и кристаллизации. Зависимость температуры плавления от внешнего давления. Уравнение теплового баланса при плавлении и кристаллизации. 1
Контрольная работа №3 3
Раздел 3
Основы
электродинамики знать:
- основные положения классической электронной теории;
- понятия: электрический заряд, электрическое и магнитные поля; напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость; сторонние силы и ЭДС; магнитная индукция, магнитный поток, магнитная проницаемость; термо-электронная эмиссия, собственная и примесная проводимость полупроводников, p-n-переход в полупроводниках; луч, угол отражения, угол падения волны, угол преломления, угол полного внутреннего отражения;- законы: Кулона, сохранения заряда, Ома для полной цепи, электролиза, Ампера, электромагнитной индукции, отражения и преломления света;- физическую сущность явлений интерференции, дифракции, поляризации света;
- практическое применение: электролиза в медицине и гальванотехнике, электрического тока с лечебной целью: электрофорез, электросон и др.
- электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы (магнитная запись звука; электронно-лучевая трубка); полупроводниковый диод, терморезистор, транзистор;
- физические основы электролечения;
- электрические свойства биологических тканей;
- сущность принципа Гюйгенса;
- применение высокочастотных электромагнитных колебаний в медицине: диатермия, индуктотермия, УВЧ-терапия;
- правила техники безопасности при работе с электроприборами.
уметь:
- решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закона Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом и магнитном полях; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, электроемкости, магнитной индукции, силы Лоренца, силы Ампера;
- производить расчеты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединений проводников;
- пользоваться электроизмерительными приборами: амперметром, омметром или авометром, вольтметром, выпрямителем электрического тока;
- собирать электрические цепи;
- анализировать состав электромагнитного излучения;
- измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления стекла. Тема 3.1
Электрическое
поле Содержание учебного материала
Электрическое взаимодействие. Элементарный заряд. Дискретность заряда. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Диэлектрическая проницаемость среды. Электростатическое поле. Напряженность. Принцип суперпозиции полей. Графическое изображение электрических полей. Однородное электрическое поле. Работа, совершаемая силами электрического поля при перемещении заряда. Потенциал. Разность потенциалов, напряжение. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Проводники в электрическом поле. Распределение зарядов в проводнике. Принцип электростатической защиты. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Электроемкость проводника. Конденсатор. Емкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля. Материальность электрического поля. Электрические свойства тканей человеческого организма. 1
Практическая работа
1.Изображение спектров электрических полей системы двух одноименных зарядов.
2.Анализ и сравнение электрических свойств различных тканей человеческого организма.
3.Исследование в домашних условиях электризации натуральных и синтетических веществ.
4.Решение задач по теме. 2
Тема 3.2
Законы
постоянного тока Содержание учебного материала
Постоянный электрический ток, сила тока, плотность тока. Условия, необходимые для возникновения и существования электрического тока. Стационарное электрическое поле. ЭДС, внешний и внутренний участки цепи, напряжение на этих участках. Закон Ома для участка цепи и замкнутой цепи. Короткое замыкание. Сопротивление как электрическая характеристика резистора. Зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Зависимость сопротивления от температуры. Понятие о сверхпроводимости. Удельная электропроводность различных тканей организма. Последовательное и параллельное соединение проводников. Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях. Применение постоянного тока с лечебной целью. Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца. Короткое замыкание. 1
Лабораторная работа № 2
«Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» 2
Практическая работа
1. Решение задач по теме 2
Контрольная работа №4 3
Тема 3.3
Электрический ток в различных
средах. Содержание учебного материала
Электрический ток в электролитах. Электропроводность электролитов. Электролиз. Законы электролиза. Постоянная Фарадея. Применение электролиза. Лекарственный электрофорез.
Электропроводность газов. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Понятие о плазме. Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Вакуумные диод и триод, их применение. Электронно-лучевая трубка.
Сравнительная характеристика проводников, диэлектриков и полупроводников. Электропроводность полупроводников и ее зависимость от температуры и освещенности. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Термисторы и фоторезисторы. P-n переход. Полупроводниковый диод. Применение полупроводниковых приборов. 1
Контрольная работа № 5 3
Тема 3.4
Магнитное поле Содержание учебного материала
Магнитное поле как особый вид материи. Постоянные магниты и магнитное поле Земли. Взаимодействие токов. Графическое изображение полей. Магнитные поля прямого, кругового тока, соленоида (качественно). Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Рамка с током в магнитном поле. Магнитный поток. Работа магнитного поля при перемещении проводника с током. Биофизические основы магнитотерапии. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Магнитосфера Земли и ее взаимодействие с солнечным ветром. Радиационные пояса Земли. 1
Практическая работа
1.Сравнительный анализ электрического и магнитного полей.
2.Анализ характера взаимодействия электрических зарядов и магнитного взаимодействия токов.
3.Решение задач по теме. 2
Тема 3.5
Электромагнитная индукция Содержание учебного материала
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Роль магнитных полей в явлениях, происходящих на Солнце. Солнечная активность. Солнечно-земные связи. Роль электромагнитных полей в жизни живой природы. Самоиндукция. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля. Материальность магнитного поля. 1
Практическая работа
1.Выявление роли магнитных полей в явлениях, происходящих на Солнце.
2.Решение задач по теме. 2
Тема 3.6
Электромагнитные колебания и волны Содержание учебного материала
Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращение энергии в закрытом колебательном контуре. Собственная частота колебаний в контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Токи высокой частоты, их применение в медицине: дарсонвализация, диатермия, индуктотермия, УВЧ-терапия. Переменный ток как вынужденные электрические колебания. Получение переменного синусоидального тока при равномерном вращении витка (катушки) в однородном магнитном поле. Период и частота тока. Понятие о генераторах переменного тока. Мгновенное, максимальное и действующее значения ЭДС, напряжения и силы тока. Получение, передача и распределение электроэнергии в экономике РФ. Трансформаторы. Преобразование переменного тока.
Электромагнитное поле и его распространение в пространстве в виде электромагнитных волн. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С.Поповым. Физические основы радиосвязи. Применение электромагнитных волн. Влияние электромагнитных колебаний на живые организмы (сотовые телефоны, бытовые электроприборы, компьютер). Меры защиты. 1
Практическая работа
1.Сравнение свойств токов высокой и низкой частоты.
2.Составление схемы передачи электроэнергии на большие расстояния (ЛЭП).
3.Оценка электромагнитных полей, создаваемых бытовыми электроприборами в квартире.
4.Решение задач по теме. 2
Контрольная работа № 6 3
Тема 3.7
Волновая оптика Содержание учебного материала
Краткая история развития представлений о природе света. Электромагнитная природа света. Зависимость между длиной волны и частотой электромагнитного излучения. Диапазон световых волн. Принцип Гюйгенса. Законы отражения и преломления света. Полное отражение света и его применение в эндоскопических приборах. Дисперсия света. Разложение белого света призмой. Дисперсионный (призматический) спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел. Интерференция света. Когерентность. Интерференция света в природе, применение ее в технике. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дифракционный спектр. Понятие о поляризации. Поляроиды, их применение в науке, технике, медицине для определения концентрации растворов.
1
Лабораторная работа № 3
«Определение показателя преломления стекла» 2
Лабораторная работа № 4
«Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки» 2
Практическая работа
1.Решение задач по теме. 2
Контрольная работа №7 3
Раздел 4
Квантовая
физика
знать:
- понятия: квант, фотон, элементарная частица, фундаментальная частица, античастица, аннигиляция, спин, кварки, гипероны;- сущность корпускулярно-волновой природы света, особенности химического и биологического действия света;
- физическую природу и свойства внешнего фотоэффекта, законы Столетова;
- планетарную модель строения атома, постулаты Бора;
- строение атомного ядра, особенности ядерных сил;
- правила смещения для различных видов радиоактивного распада, закон радиоактивного распада, физический смысл периода полураспада;
- последствия действия радиоактивных излучений на живые организмы, меры защиты;
- механизмы протекания ядерных реакций, деления ядра, условия возникновения цепной реакции деления, устройство и принцип действия атомного реактора;
- условия возникновения и протекания реакции термоядерного синтеза.
уметь:
- рассчитывать энергию квантов различных излучений с применением формулы Планка;
- применять уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта при решении задач;
- объяснять квантовый характер энергетических уровней атома;
- проводить анализ спектров различных видов;
- определять массовое число, число протонов и нейтронов в ядре любого химического элемента;
- применять закон радиоактивного распада при решении задач;
- записывать уравнения различных видов радиоактивного распада;
- записывать ядерные реакции различных типов, используя законы сохранения зарядового и массового чисел;
- анализировать треки заряженных частиц по готовым фотографиям;
- объяснять процесс превращения вещества и поля. 1
Тема 4.1
Квантовая оптика Содержание учебного материала
Квантовая гипотеза Планка. Квантовая теория света. Энергия и импульс фотонов. Давление света. Опыты Лебедева. Химическое действие света. Понятие о фотосинтезе. Внешний фотоэффект. Опыты Столетова. Законы внешнего фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна. Понятие о корпускулярно-волновой природе света. 1
Практическая работа
1.Сравнение энергий квантов красного и фиолетового света.
2.Решение задач по теме. 2
Контрольная работа №8 3
Тема 4.2
Физика атома и атомного ядра Содержание учебного материала
Опыты Резерфорда. Модель атома Резерфорда, Бора. Постулаты Бора. Уровни энергии в атоме. Излучение и поглощение энергии атомом. Лазеры, их применение в медицине. Состав атомных ядер. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы. Естественная радиоактивность и ее виды. Правила смещения. Закон радиоактивного распада. Биологическое действие радиоактивных излучений. Ядерные реакции. Деление тяжелых атомных ядер, цепная реакция деления. Управляемая цепная реакция. Ядерные реакторы. АЭС. Проблемы ядерной энергетики. Защита от радиации. Ядерная безопасность АЭС. Термоядерный синтез и условия его осуществления. Проблема термоядерной энергетики. Ядра звезд как естественный термоядерный реактор. Элементарные частицы. Классификация, основные свойства. Античастицы. Фундаментальные взаимодействия. 1
Контрольная работа №9
«Физика атома и атомного ядра» 3
Практическая работа
1.Решение задач по теме. 2
Раздел 5
Эволюция
Вселенной
знать:
- примерные пространственно-временные характеристики Солнечной системы, законы движения планет;
- строение звезд, их характеристики: блеск, цвет, звездная величина;
- состав и размеры Галактики, примерные расстояния до ближайших галактик;
- назначение и устройство ПКЗН, обозначение звезд, созвездий;
- современные научные представления о строении и эволюции Вселенной;
- основные этапы развития современной научной картины мира.
уметь:
- перечислять большие планеты Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца;
- описывать движение небесных тел;
- описывать строение нашей Галактики;
- вычислять расстояния до галактик на основе закона Хаббла;
- устанавливать ПКЗН на день и час наблюдения, находить некоторые созвездия нашего неба;
- описывать возможные сценарии эволюции Вселенной. 1
Тема 5.1
Строение и развитие Вселенной Содержание учебного материала
Строение Солнечной системы. Большие планеты. Астероиды. Законы Кеплера. Возмущения. Солнечные и лунные затмения.
Звезды. Блеск, светимость. Звездные системы. Эволюция звезд. Наша звездная система-Галактика. Другие галактики. Пространственное распределение галактик. Разбегание галактик. Закон Хаббла. Квазары.
Понятие о космологии. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Космологические эры и реликтовое излучение. Современная научная картина мира. Основные этапы ее развития. 1
Практическая работа
Решение задач 2
Итоговая контрольная работа № 10 3
Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины физика требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
Учебно–методическая документация
Учебно-методические комплексы по разделам и темам дисциплины физика.
Контрольно-измерительные материалы:
А.Тестовые задания по темам курса.
Б. Обязательные контрольные работы, предусмотренные учебным планом.
В.Письменные проверочные работы по темам дисциплин
Учебно-наглядные пособия
Стенды
Плакаты
Портреты великих физиков
Технические средства обучения
Мультимедиа-система (компьютер, интерактивная доска).
Контролирующие компьютерные программы.
Мультимедийные средства обучения (CD-диски).
Приборы и оборудование – согласно табелю оснащения кабинета физики.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
2.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2007.
3.Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
4.Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
5.Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004.
Дополнительные источники:
Левитан Е.П. Астрономия. Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 215 стр.
Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профильный уровни: для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 208 стр.
Для преподавателей
1.Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.
2.Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
3.Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
4.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Цифровые образовательные ресурсы
1.http://college.ru/physics/ - «Открытая Физика», учебный компьютерный курс по физике.
2.http://center.fio.ru/som/ - Сетевое методическое объединение учителей физики.
3.http://vip.km.ru/vschool/ - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Мегаэнциклопедия.
4. http://www.fizika.ru/index.htm - Сайт для учащихся и преподавателей физики.
5.http://archive.1september.ru/fiz/ - Учебно-методические материалы по физике для учителей.
8.http://www.infoline.ru/g23/5495/physics.htm - Сайт «Физика в анимациях», содержит анимации (видеофрагменты) по всем разделам физики.