Внеклассное мероприятие Герои нашего времени


Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Областной центр развития творчества детей и юношества»
(ОЦРТДиЮ)
Областной конкурс, посвящённый образованию РФ
«Под флагом единым».
«Герои нашего времени »
методическая разработка внеклассного мероприятия
«Есть ли герои у нашего времени?»
Выполнил:
учитель начальных классов
МКОУ «Меловская основная
общеобразовательная школа»
Дмитриевского района
Курской области
8(471)5096148
Муторова Светлана
Николаевна
8 919 210 89 67
КУРСК – 2016 г.
город Дмитриев
село Меловое
Цели:
предметные: ознакомление детей с отдельными эпизодами патриотизма и героизма сегодняшней молодёжи; побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед Родиной;
метапредметные:
познавательные УУД: раскрытие представлений: Каким представляется человек, которого можно назвать героем? Кто же герой нашего времени?; учащиеся будут учиться уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
регулятивные УУД: принятие целеполагания, самостоятельное целеполагание с помощью учителя; прогнозирование; планирование; оценка и самооценка; саморегуляция; обнаружение и формулирование учебной проблемы совместно с учителем; высказывание своей версии;
коммуникативные УУД: учебное сотрудничество учителя с учениками; совершенствование умения задавать вопросы, логически мыслить, умения участвовать в беседах и обсуждении проблемных ситуаций, умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группе; совершенствование кругозора учеников;
личностные результаты: ценностное отношение к себе, к окружающим людям, к своей Родине; умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве; совершенствование умения совместно договариваться о правилах и следовать им.
Задачи: 1) формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; 2) вызвать чувство восхищения и гордости подвигами граждан нашей необъятной Родины; 3) формировать гражданскую активность и патриотическое отношение к своей стране на примере подвигов простых людей.
I. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЯ. (слайд)
Учитель обращает внимание учащихся на слайд с высказыванием Владимира Котикова (современный поэт из Санкт-Петербурга) «Нет настоящих героев. Прошла эпоха патриотизма», предлагает его прочесть и сообщает, что к данным словам класс вернется позднее.
Есть ли герои у нашего времени? На первый взгляд этот вопрос в наше мирное время звучит немного странно. 70 лет назад отгремела Великая Отечественная война. Сколько героев тех былых времен осталось в нашей памяти! А герои Афганской, Чеченской войн? Их много. В конце нашего мероприятия мы скажем, есть ли герои в настоящее время, которые ради страны, ради её граждан, жертвуют своим здоровьем и своей жизнью, если есть, то какие они, что сделали героического?
II. РАБОТА ПО ТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
1. Чтение и беседа по стихотворению.
Послушаем стихотворение Л. Татьяничевой «Как ты скромна в своём величье» (Читает ученик.) Попытайтесь представить то, о чем написано в стихотворении.
Как ты скромна в своём величье,
В своей возвышенной судьбе!
В любом наряде и обличье
Нет равных, Родина, тебе!
Нет равных в доброте и силе.
Какой певец, какой пророк
Раздольным именем Россия
Тебя удачливо нарёк?
Иль это русые смуглянки
На тихой зорьке, у реки,
Слагая в честь твою веснянки,
Тебя Россией нарекли?
Иду сквозь дождички босые
Или по хрустальной белизне,
Слова:
Отчизна, Русь, Россия
Ликуют музыкой во мне.
В каком ни явишься обличье –
Тебе нет равной в красоте!
Скромна, проста в своём величье.
И величава в простоте.
- Какие картины возникли у вас, когда вы слушали это стихотворение?
- Почему поэтесса Татьяничева пишет о России такие слова: «Тебе нет равной в красоте.»? (Потому что любит свою Родину; Россия – её Родина, а Родину настоящему патриоту надо любить) .
- Согласны ли вы с тем, что нет страны прекраснее России? Почему? ( Для нас она Родина, потому что прекрасна её природа)
2. Сопоставление пословиц. (слайд)
1 колонка – пословицы начало на красных карточках, вторая – конец на зелёных карточках.
1 группа:
Родина-мать,
умей за неё постоять
Своя земля
и в горсти мила
От бородинской пушки
под Москвой земля дрожала
С родной земли -
умри не сходи
Всякая сосна
своему бору шумит
Русский человек
хлеб-соль водит
Глупа та птица,
которой гнездо своё не мило
На чужой сторонушке
рад своей воронушке
Русский ни с мечом, ни с калачом
не шутит
- Давайте помнить и о том, что страна процветает, если в ней растёт поколение молодых патриотов.
- Безусловно, во все времена, в любом обществе, в любом государстве существуют люди, которых называют героями. Как правило, легко мы называем героев прошлого…Но, как сказал Валентин Григорьевич Распутин: «Когда-нибудь о нашем времени и наших современниках будут вспоминать с благодарным достоинством. Ничто не мешает уже сегодня всмотреться в зеркало современности, увидеть в нём эпоху и личность героя».
-Для чего? Актуальна ли предложенная тема?
3. Составление портрета современного героя. (слайд)
- Герой нашего времени. Какой он?
- Ребята давайте составим словесный портрет героя.
Герой –это человек ,который (ому)…
- совершил подвиг, необычный по своей доблести и самоотверженности;
- следует подражать, потому что он жертвовал жизнью,…ради благополучия других;
- преодолел себя; своим примером учит…
- превозмог себя, приносит пользу стране;
-с чистым сердцем, добрый, отзывчивый…
-…………
- Со всеми ли формулировками согласны?
Спасибо, ребята, у нас получился достаточно объемный портрет героя.
Новый герой. Кто он сейчас для нас, для нашего времени?
Вывод: Дискуссии о герое России показала, что не все люди думают одинаково. К сожалению, у каждого свои критерии оценки героя…
4. Проблемные ситуации.
Разобьемся на две группы. Каждой группе дана определённая ситуация. По этой ситуации задан вопрос. Вам сообща, группой, нужно найти наиболее правильный вариант ответа, обосновать его и 1 человек от группы на него ответит. Во время ответа можете помогать отвечающему.
1 ситуация ( 1 группе) (слайд)
Молодой восемнадцатилетний солдат Российской армии Евгений Родионов служил срочную в Чечне. Он попал в плен к чеченским боевикам. Увидев на Жене нательный крест, боевики пообещали сохранить ему жизнь, если он сам сорвёт с себя крест, как говорили боевики «предаст русскую веру» . Парень, которому едва исполнилось восемнадцать лет, оказался перед выбором: сохранить жизнь или отказаться от православной веры.
ВОПРОСЫ:
Как бы вы поступили в этой ситуации?
Почему?
А как, по-вашему, поступил Женя Родионов? 30 секунд на размышление.( повторять вопрос 2 раза: после ситуации и перед вариантами ответов)
ОТВЕТ: Женя Родионов, не смотря на молодость, не снял нательного православного креста, тем самым не предал свою веру и своё Отечество.
Учитель: -Я подумала, каким же надо быть сильным человеком, какой же надо обладать волей и верой, как же надо любить Родину, чтобы не уступить врагу!
За этот подвиг русская православная церковь причислила Евгения Родионова к лику святых.
2 ситуация (2 группе) (слайд)
Есть цикл документальных фильмов «Алтарь Победы», посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. У одного ветерана журналист спросил: « Ваше поколение сражалось за Родину, потому что вы не мыслили иного. Для вас было ясно одно: мы должны защитить свою Родину! Как вы думаете, сегодняшняя молодёжь так же, как вы будет защищать страну, если надо?» Ветеран не сразу ответил, помолчал, а потом сказал: «Я думаю, что в юном возрасте мы более были патриотами, чем сегодняшняя молодёжь. Но я уверен, что….
ВОПРОСЫ: Как вы думаете, что сказал о патриотизме сегодняшнего молодого поколения ветеран? ( варианты ответов)
ОТВЕТ: Ветеран сказал: «…я уверен, что если вдруг наступят для России тяжкие времена и понадобится её защищать, они это сделают, также, как и мы.»
СЛАЙД: герой России
Вопросы двум группам:
Разговариваете ли вы в кругу друзей о героях?
Как бы к вам отнеслись друзья, если бы вы предложили поговорить об этом?
5. Физминутка.
6. Знакомство с героическими поступками нашего времени. (слайды)
Учитель: - Гражданский подвиг может быть даже труднее, чем подвиг на войне. А поступить честно – это просто всегда? А уличить человека во лжи – это просто, если это ваш друг? А если кто-то ворует, а ты стоишь и молчишь, не желая выдать одноклассника? А знаете ли вы что человек, который был рядом, когда совершали преступление и смолчавший – является участником преступления? А обстановка трусливого молчания развязывает руки клеветнику и хулигану. А смелость и критика создаёт невыносимую обстановку для подлости. А трусливое молчание – соучастие подлости. Но надо быть мужественными, чтобы признать свою ошибку или остановить негодяя! А подвиги возможны и в быту и в семье и во всех будничных делах!
- Посмотрите на людей, которые в наши дни становятся героями.
Вадиму Насипову вручили медаль «За спасение погибавших»
20-летний студент Уральского государственного педагогического университета Вадим Насипов пришел на помощь малышу, который оказался в коляске на путях на станции метро «Уралмаш». Коляска с ребенком оказалась на путях, взрослые этого не заметили. Не раздумывая о том, обесточены контактные рельсы или нет, Вадим спрыгнул вниз и спас ребенка.
ВЯЧЕСЛАВ АДАМЕНКО, спасение человека на пожаре
Минеральные Воды 24 апреля Вячеслав Адаменко шел по улице на занятия. Неожиданно он заметил дым, валивший из окон квартиры неподалеку. Предположив, что там могут находиться люди, парень без долгих раздумий кинулся на помощь. Интуиция его не подвела: в задымленном помещении действительно находился мужчина. Подросток не растерялся и помог выйти соседу на свежий воздух, вызвал огнеборцев и до прибытия пожарного подразделения самостоятельно пытался потушить возгорание. За проявленное мужество, героизм и решительные действия Вячеславу Адаменко вручена медаль Всероссийского добровольного пожарного общества «За доблесть и отвагу на пожаре».  Скромный немногословный подросток о своем подвиге рассказывать не спешит. Говорит: «На моем месте так поступил бы каждый».
МАГОМЕД САБИГУЛАЕВ, 11 лет, спасение утопающего
Село Кеди Цумадинского района, республика Дагестан.В ясный июньский день два маленьких друга - Адам Зиявдинов и Сайпудин Исаев (обоим по 4 года) играли рядом с озером в селе Кеди. Адам слишком близко подошел к берегу, поскользнулся и упал в озеро глубиной в 2 метра. Оставшийся на берегу Сайпудин не растерялся и побежал искать помощь. Оказавшийся рядом Магомед поспешил помочь и спас ребенка. 
Борис Бушков, 11 лет. Спасение утопающего
Борис ехал на велосипеде к реке Великая на рыбалку. Вдруг он услышал крики о помощи и увеличил скорость. Через считанные минуты он подъехал к реке и увидел, что тонут два мальчика. Один барахтался на середине реки, а другого уносило течением. Не раздумывая ни секунды, Бориис быстро скинул с себя одежду и бросился на помощь.
Он не чувствовал холодной воды, в голове крутилась только мысль: «Быстрее спасти товарищей!». Бориис подплыл к одному из них. Тот ухватился за ногу спасителя, и ребята добрались до берега. Затем Бориис кинулся на помощь второму мальчику, но того уже скрыло водой и, к сожалению, спасти не удалось. Бориис Бушков совершил героический поступок - спас товарища, которым оказался его односельчанин и почти ровесник Владимир Лишин. Спаситель и ростом, и весом поменьше, но все-таки смог вытащить товарища из воды.
Андрей Клюкин вытащил из воды маленькую девочку и ее отца

В Тамбове 15-летний Андрей Клюкин вытащил из воды маленькую девочку и ее папу, которые едва не утонули. Все было как обычно: вместе с семьей парень пришел на речку в микрорайоне Донское. Неподалеку плавали мужчина с маленькой дочкой на спине. Неожиданно Андрей заметил, что мужчина не подает признаков жизни и просто медленно уходит на дно, унося с собой и ребенка, сидевшего у него на спине.
Зовя подмогу, школьник бросился на помощь. Ему удалось нырнуть, под водой расцепить руки девочки и силой вытащить ее на берег. В это время уже подоспели взрослые, которые вынесли на берег отца. В итоге жизнь удалось спасти обоим.
Сам Андрей признался, что, увидев тонущих, поступить «по-другому просто не мог». 1 сентября парня и его маму на торжественной школьной линейке наградили городской глава и губернатор области.
Александр Шамонин вытащил из горящего дома пятерых малышей
Электрик Александр Шамонин вытащил из горящего дома пятерых малышей.
Глава МЧС Приморья Олег Федюра погиб, спасая людей
Начальник Главного управления МЧС по Приморскому краю Олег Федюра, направлявшийся с группой спасателей в один из наиболее пострадавших населенных пунктов при затоплении. Он погиб при спасении людей.
Кирилл Анисов спас жизнь другу
В Марий Эл 10-летний мальчик спас жизнь другу, вытащив его из воды с середины пруда: тот упал с самодельного плота и начал, по словам остальных ребят, «смешно барахтаться».
Все решили, что мальчик шутит – но третьеклассник Кирилл Анисов понял, что что-то не так. Он доплыл до сверстника, сумел ухватить его за плечо (мальчик уже был без сознания) и дотащить до берега. Дальше больше: Кирилл оказал спасенному первую помощь, надавливая на грудную клетку – ребенок наконец закашлялся и пришел в себя.
- Это лишь небольшая часть людей, которых мы можем называть героями. а сколько их, таких бесстрашных и бескорыстных!
Учитель: Когда ты видишь человека в беде - не думай, что это испытание только для него - это испытание для вас обоих!
- Все эти истории, которые мы вам сегодня рассказали и поделились – это только маленькая часть того, что называется героизмом.
- "Герой не совершает подвиг «на показ», он просто не может по-другому, это у него в крови. Он живет, согласно своему кодексу чести. Герою свойственны воля, мудрость, сострадание".
- "Герой - это человек, способный на шаг в неизвестность. Создающий себя, свой день. И окружающий мир он наполняет делами, а не разговорами".
- Их имена часто не помнят, зато в памяти многих героические поступки, которые они совершили.
- Иногда считают, что волевые люди обладают каким-то особым характером, что не каждому дано быть мужественным. Это неверно. Люди, совершавшие подвиги, имели самые разные характеры
- Некоторые думают, что стать храбрым очень легко. Груби старшим, говори дерзости, имей самоуверенный вид, ввязывайся в драки и о тебе пойдёт молва как о храбром парне. Но это мнимая, ложная храбрость. Это не храбрость, а завоевание дешёвого авторитета перед одноклассниками. От неё очень далеко до настоящей смелости и мужества.
Вокруг нас сколько угодно возможностей для воспитания смелости, решительности, настойчивости на нужных и полезных делах. Видите, обижают человека – защитите его. Это и будет воспитанием вашей смелости. Учиться выполнять все, даже скучные и неприятные обязанности, подчинять общим интересам своё «хочу» и «не хочу» - вот первые ступеньки воспитания воли, без которой почти невозможен путь к подвигу. Попробуйте отучить себя от вредных привычек – это требует колоссальных усилий воли, но если получится, то это шаг к воспитанию в себе сильного характера.
7. РЕФЛЕКСИЯ. САМООЦЕНКА УРОВНЯ ПАТРИОТИЗМА. (слайд)
1) Ребята, перед вами список желаний. Представьте себе, что вам надо выбрать из 10 желаний, указанных в списке, только 5. Сделайте свой выбор.
СПИСОК ЖЕЛАНИЙ.
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Иметь возможность совершить подвиг
Иметь возможность много командовать
Иметь много слуг и распоряжаться ими
Иметь доброе сердце
Быть патриотом.
Иметь то, что у других никогда не будет
После задания: зачеркнуть номера 2, 3, 6, 7, 10 – это отрицательные качества, а теперь посчитайте, сколько осталось не зачёркнутых выбранных вами ответов.
СЛАЙД: 5 положительных ответов – высокий уровень ценностных ориентиров
4-3 положительных ответа – средний уровень
2 – ниже среднего уровня
1-0 – низкий уровень
- Поднимите руки, у кого в положительных качествах оказались качества 5 и 9?
- У кого хоть один из этих номеров? (Значит такие ребята – будущие герои, настоящие патриоты своей Родины).
2) Перед вами красные, белые и синие полоски, символизирующие Флаг Российской Федерации. Используя их, давайте оценим уровень своего патриотизма, своей возможности стать героем, совершить подвиг. Если вы считаете, что на одну треть готовы к этому, поднимите одну любую полоску. Если на две трети – две любые полоски, если уверены, что вы истинный патриот, что готовы к подвигу – поднимите три полоски. ( Спросить у кого 1, у кого 2, у кого 3 – Почему одна полоска? Две? Три?).
(слайд) Учитель: - Вернемся же к высказыванию Владимира Котикова «Нет настоящих героев. Прошла эпоха патриотизма».
- Есть ли герои у нашего времени? (Есть!)
- Разве прошла эпоха патриотизма? (Нет, конечно. Патриотизм существует и в наше время).
III. ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ.
- Итак, сделаем же с вами вывод. Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
- Заставьте себя добросовестно учиться и работать, приобретите трудовые навыки-это тоже путь к подвигу! Не огорчайтесь, если вам сразу не представится случая совершить что-то необычное. Сумейте сделать так, чтобы будничное, повседневное дело горело в ваших руках – и рано или поздно вы совершите подвиг!
- Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу, свой героизм? Откуда у русских людей преданность своей Родине? Говорят, она досталась нам в наследство от предков. Надеюсь, что и мы с вами передадим нашим потомкам такое прекрасное наследство: умение любить свою Родину, желание быть ей полезными. Я надеюсь, вы растёте патриотами страны. Желаю удачи вам в этом.
IV. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
Учитель: - И в завершении нашей сегодняшней дискуссии предлагаю вам дома написать мини-сочинение «Есть ли герои у нашего времени».