Мастер класс по технике граттаж + система занятий по технике граттаж


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Методическая разработка к теме «Граттаж» Автор Воронова Светлана Евгеньевна педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДЮ «Досуг» Автозаводского района Вариант 1 Материалы Бумага – плотная (картон, ватман, для черчения). Кисти - жесткие, мягкие № 4 - №8. Краски - гуашь, акварель. Тушь. Свеча - парафин, воск. Палочки для процарапывания(зубочистки, деревянные или металлические палочки и д.р.) Раствор мыла. Вариант 2 Материалы Бумага – плотная (картон, ватман, для черчения). Цветные восковые мелки Свеча - п арафин, воск. Гуашь - (черная либо другого цвета) Палочки для процарапывания(зубочистки, деревянные или металлические палочки и д.р.) Организация рабочего места: Стол и пол около стола застелить газетами, бумагой или накрыть клеёнкой. Занятие 1. Продолжител ьность - 1 час Возраст – 7 - 10 лет. Тема: “Знакомство с видом гравюры - граттажем.” Задачи: 1) Заинтересовать детей данным видом графики 2) Познакомить с вариантами выполнения заготовки для граттажа. 3) Развивать координацию движений руки. 4) Пробуждать фантазию, умени е видеть в отдельных линиях целостное изображение. Ход : Напомнить детям , что такое графика. “ Графика – вид изобразительного искусства , включающий рисунок и печатные художественные изображения ( гравюра, литография, монотипия и др.),основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. ” Графика. Гравюра Литография Монотипия Диатипия Другие Граттаж Рассказ о гравюра х и ее разновидности – граттажа, используя стенд с фотографиями в идов графики. Граттаж – в переводе с французского – скрести, царапать. Чаще всего граттаж применяли графики начала ХХ века. В России его использовал Дробужинский М.В. в работах 1920 - х годов, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произв едения. Литовский график Д.К. Тарабильдине обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад». Граттаж является техникой, вызывающей большой интерес людей разного возраста. Возможен при оформлении интерьера. Показ нескольких ва риантов готовых работ на цветной основе, на белой основе. Обучение выполнению заготовок . Нацелить на предстоящий праздник – « День космонавтики » и в связи этим нанести красочную основу на плотную бумагу. Вариант 1. 1. Выбор цвета красок, нанесение их широк ой кистью на бумагу͖ 2. Высыхание краски͖ 3. Нанесение слоя воска (растирание свечой)͖ 4. Покрытие широкой кистью слоя черной туши, либо черной гуаши ( с мыльным раствором)͖ 5. Полное высыхание черного слоя͖ 6. Нанесение второго слоя черного цвета ( при необходимости). 7. Вы полнение рисунка. Вариант 2. Этапы выполнения : 1) Выбор цвета восковых мелков ; 2) Нанесения слоя воска ; 3) Покрытие широкой кистью слоя черной туши, либо черной гуаши ; 4) Полное высыхание черного слоя ; 5) Выполнение рисунка. Занятие 2. Продолжительность :1 час Возра ст : 7 - 10 лет Тема: ”Мир космоса . ” Задачи: 1) Продолжительность формировать интерес к « граттажу » ; 2) Учить процарапывать предметы, либо сюжет рисунка, в зависимости от темы͖ 3) Развивать координацию движений, умение задумывать свои образы ; 4) Воспитывать неторопливо сть . Ход: Напомнить детям о том, что на предыдущем занятии они знакомились с « граттажем » . Спросить, что они помнят об этой технике (повторение). Нацелить детей на выполнение рисунка по теме “ Космос ” , ” Путешествие на неизведанную планету ” , “ Корабль иноплане тян ” . Показ иллюстраций, открыток. Дети на обычных листах рисуют простым карандашом свои сюжеты - тренировка. Выполнение процарапывания на своих заготовках. Работы оформляются для выставки в фойе клуба. Занятие 3 . Продолжительность – 1 час Возраст – 7 - 1 0 лет. Тема :“Праздничный салют ” . Задачи: 1) Учить детей силуэтному изображению ночного города. 2) Развивать интерес к технике « граттаж » . 3) Развивать глазомер. Ход: Вспомнить с детьми, что такое « граттаж » . Опрос - повторение. К празднику 9 мая нацелить детей на изоб ражение сюжета в данной технике ночного города с салютом. Рассматривание картинок – иллюстраций, фото. Выполнение заготовок по теме: 1) Верхняя половина листа раскрашивается яркими цветами мелков . Нижняя часть листа оставлена белой. 2) Растирание слоя свечей 3) По крытие тушью (черный цвет). Проба изображения простым карандашом на простой бумаге – тренировка . На нижней стороне лист а изобража ются фрагменты улиц (крыши домов, дома, деревья, мосты, дороги). На верхней стороне изображается салют. Выполнение сюжета на св оей заготовке - процарапывание. Работы оформляются к праздничной выставке . Занятие 4. Продолжительность 1 час Возраст 9 – 12 лет. Тема: « Иллюстрация к книге в технике «граттаж» Задачи : 1) Продолжительность развивать интерес к технике « граттаж » . 2) Развивать уме ние видеть красоту в ахроматических рисунках, развивать координацию руки. 3) Учить умению брать на себя роль художника – иллюстратора. Ход: Повторите понятие « граттаж » . Рассматривание книг с иллюстрациями в черно - белых цветках. ( “ Былина”,” Слово о полку И горев е”). Беседа о том , что нравится или не нравится в таких рисунках. Почему? Педагог подводит детей к тому, что красота здесь в сочетании 2х цветов , в четких переходах цвета, в различных линиях (длина, наклон, последовательность, ритм ) . Предлагается детям сделать картинку – иллюстрацию по своему желанию к любой книге. Этапы выполнения заготовки. 1) На белом картоне ( ватмане, растираем свечой слой). 2) Покрытие черным слоем туш и (гуаши) поверх свечи. 3) При необходимости повторно покрыть слоем черн ой туши. В конце занятия – обсуждения детьми работ друг друга. Используемая литература: 1. Третье издание «Большой советской энциклопедии» . И здательство «Советская энциклопедия» 2. В. С. Кузина « Изобразительное искусство 5 класс поурочные планы» . 3. Ячменева. В.В. «За нятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 - 14 лет » . Гуманитарный издательский центр «Владос» . В ариант 1 1. Покрываем чистый лист бумаги красками гуашь. Бумага берется плотная – ватман, чертѐжная, картон. 2. Равномерно натираем свечой высохшую после краски бумагу. 3. С помощью широкой кисти наносим черную краску гуашь. 4. При необходимости повторяем этап №3 5. Выполняем рисунок. Вариант 2. 1. Покрываем чистый лист бумаги цветным и восковыми мелками. Бумага берется плотная - ватман, чертежная, картон. 2. . Далее заготовку равномерно натираем свечой. 3. С помощью широкой кисти наносим черную краску гуашь. 4. При необходимости повторяем этап №3. 5. Вып олняем рисунок. Мастер – класс по изобразительному искусству «Граттаж» Автор Воронова Светлана Евгеньевна педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДЮ «Досуг» Автозаводского района Цели занятия : Сформировать понятие о методе «граттаж», нау чить использовать один из видов этой техники. Задачи: 1.Заинтересовать детей данным видом графики 2.Познакомить с вариантами выполнения заготовки для граттажа. 3.Развивать координацию движений руки. 4.Пробуждать фантазию, умение видеть в отдельных линиях ц елостное изображение. Возраст детей – 7 - 14 лет. Тема: “Знакомство с видом гравюры - граттажем.” Материалы : Бумага – плотная (картон, ватман, для черчения)͖ Цветные восковые мелки ; Свеча - парафин, воск͖ Гуашь - (черная либо другого цвета) ; Палочки для проц арапывания (зубочистки, деревянные или металлические палочки и д.р.) ; Рамки - паспорту из картона. Организация рабочего места: Стол застелить клеёнкой. Занятие. Продолжительность - 1 час 1) Напомнить детям , что такое графика. “ Графика – вид изобразительног о искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения( гравюра, литография, монотипия и др.),основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. ” Педагог рассказывает о г равюрах и ее разновидности – граттаже, используя стенд с фотографиями видов графики. Графика. Гравюра Литография Монотипия Диатипия Другие Граттаж Граттаж – переводе с французского – скрести, царапать. Чаще всего граттаж применяли график и начала ХХ века.В России его использовал Дробужинский М.В. в работах 1920 - х годов, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Литовский график Д.К. Тарабильдине обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто наро дных баллад». Граттаж является техникой, вызывающей большой интерес людей разного возраста. Возможен при оформлении интерьера. 2) Показ нескольких вариантов готовых работ на цветной основе, на белой основе. 3) Обучение выполнению заготовок в соответствии с выбранным рисунком (темой). Этапы выполнения :  Выбор цвета восковых мелков ;  Нанесения слоя воска ;  Покрытие широкой кистью слоя черной туши, либо черной гуаши ; Полное высыхание черного слоя требует 10 - 15 минут, поэтому следующую часть работы дети вып олняют на заготовках, приготовленных педагогом заранее .  Выполнение сюжета на заготовке - процарапывание.  Оформление в рамку – паспорту. 4) Подведение итогов мастер - класса - на этапе завершения работы педагог задает детям вопросы: а) что нового узнал ? б) чему научился? в) понравилось ли? В конце работы дети забирают домой свою заготовку и оформленную в рамку – паспорту готовую работу. Используемая литература: 1. Третье издание «Бол ьшой советской энциклопедии». И здательство «Советская энцикл опедия» 1978 г. 2. В. С. Кузина « Изобразительное искусство 5 класс поурочные планы» . Издательство «Учитель», 2008 г. 3. «Сделай сам» журнал .№3 . Издательство «Знание». Москва. 1990 г. 4 . Ячменева. В.В. «Занятия и игровые упражнения по художественн ому т ворчеству с детьми 7 - 14 лет». Гуманитарный издательский центр «Владос» . 2003 г. Подписи к фотографиям . Вариант 2 1. Покрываем чистый лист бумаги цветными восковыми мелками. Бумага берется плотная - ватман, чертежная, картон. 6 минут. 2. . Далее заготов ку равномерно натираем свечой. 3 минуты. 3. С помощью широкой кисти наносим черную краску гуашь. 4 минут, время на сушку - 10 минут. 4. При необходимости повторяем этап №3. 4 минуты. 5. Выполняем рисунок.