Статья Народная педагогика — как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения


Народная педагогика – как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеалах или заимствованных у другого народа.
К.Д. Ушинский
«Духовно-нравственное воспитание младшего школьника средствами народной педагогики». Актуальность данной проблемы обоснована тем, что при небывалом научно-техническом развитии общества, зачастую идёт вразрез с ним духовное совершенствование человека. Однако, перед современным обществом стоят задачи не только экономического прогресса, но и нравственного развития, роста. Длительное отсутствие чётких нравственных ориентиров, нехватка воспитательного компонента в школе отрицательно сказались в целом на состоянии общества. Конечно, ребёнка невозможно изолировать от социума и сформировать систему ценностей только в процессе обучения также невозможно. Обучая, можно лишь с помощью слов сформировать представление о нравственных категориях, которые в сознании будут оставаться лишь «абстракцией», а чтобы эти категории стали внутренним регулятором поведения, необходимы иные эффективные пути и средства.
Новый образовательный стандарт восстанавливает целостность человека знающего, умеющего, морального. Так как обязательным компонентом ФГОС является духовно-нравственное воспитание обучающегося. Для его реализации  была разработана «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России». Под целью духовно-нравственного воспитания в стандарте подразумевается «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития личности школьника». В современной школе важна общая целостность образовательного и воспитательного процесса, необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, которая обеспечит полноценную связь с семьёй, культурой народа.
Лучшие традиции нравственного воспитания в течение многих веков отбирала и сохраняла народная педагогика. Посредством системы фольклорного материала, традиций семейного воспитания, трудовой деятельности происходит формирование нравственных качеств младшего школьника, открывается детям система нравственных ценностей. Народная педагогика обладает огромным потенциалом для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. И я считаю для того, чтобы добиться определённых результатов в нравственном воспитании, есть несколько обязательных условий:
духовно-нравственное воспитание младших школьников реализуется в системе;
духовно-нравственное воспитание базируется на народных традициях;
народные традиции проникают в учебную и внеучебную деятельность начальной школы.
Наблюдая за своими детьми, всё чаще замечала, ругаются, обзываются, неуважительно общаются со взрослыми (бабушкой, мамой). Очень плохо знают народные сказки, объясняют значение пословиц, отгадывают загадки. На родительском собрании провела опрос родителей. Выяснила: как часто они читают сказки, как родители относятся к народным традициям и какие чтут в их семье. И проанализировав ответы родителей, поняла, что родители не против народной педагогики, её средств воспитания. И тогда была разработана программа внеурочной деятельности «Сундучок народной мудрости» для 3 класса. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования у обучающихся общечеловеческих нравственных ценностей и ориентиров. Среди них – главные вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим. Цель программы: формирование у детей системы духовно-нравственных ценностей средствами народной педагогики.
Содержание программы учитывает возрастные особенности младшего школьника, предполагает использование различных форм и методов работы. Занятия проходят с использованием современных технологий, увлекательных конкурсов, викторин, праздников, круглых столов, выставок детского творчества, театрализации, экскурсий, коллективно-творческих дел. Содержательная основа программы - народный фольклор. Формирование духовных и нравственных качеств будет проходить на основе изучения и анализа произведений народного творчества. Программа создана на основе системного и деятельностного подхода. Принципы, на которых строится программа:
принцип открытости;
принцип деятельности;
принцип сотворчества;
принцип успешности.
Ребятам очень понравились эти занятия, они их ждали и с удовольствием выполняли задания, придумывали, сочиняли …
Приведу несколько фрагментов занятий:
1.Итоговыми занятиями первого раздела «Доброта лучше красоты» была акция «Спешите делать добро». Мы с ребятами изготавливали книжки- малышки и дарили их первоклассникам, предваряя это выступлением агитбригады.(представление в течении 7-10минут: прибаутки, частушки, песенки или мини-викторина по загадкам и пословицам).
2. На занятии «Иван дурак – главный герой русских сказок» анализировали сказки с этим героем, делали выводы: кто поступил правильно, а кто нет и почему, так считаете. Подбирали пословицы и поговорки к поступкам героев. Писали мини-сочинение по пословице, рисовали пословицу. Инсценировали фрагменты сказок.
3. «Рукодельница и ленивица» - была организована выставка поделок, которые сделали дети вместе с родителями. Ведь издревне считалось, что родители приучают своих детей к труду - это семейные традиции.
4. В рамках данной программы был проведён конкурс проектов «Бабушка и дедушка – очаг мудрости». Ребята представляли свои работы с помощью сказки или частушек. Много использовали пословиц, поговорок. Было интересно смотреть на их горящие глаза. И мне показалось, что они взглянули на бабушек и дедушек с другой стороны (а ведь раньше к ним было потребительское отношение)
5.Очень интересно прошло занятие «Герб моей семьи». Круглый стол с участием родителей. Семьи делились традициями своей семьи, обменивались опытом воспитания детей. Были и родители многодетных семей. Дети также задавали вопросы. После беседы семьи представили свой герб. Ведь главное воспитание ребёнок получает в семье – «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». После такого занятия. Я интересовалась у родителей, заметили ли они какие-то изменения в своих детях, и некоторые говорили, что «да», стали самостоятельнее, ответственнее.
Таким образом, работа по нравственному становлению личности, которая проводится в процессе систематических, занятий внеурочной деятельности по программе «Сундучок народной мудрости», продолжается в процессе включения учеников в опыт этически значимого поведения в различных видах внеурочной деятельности, применения специальных методик гуманизации взаимодействия детей в межурочном пространстве. При такой стратегической линии непрерывности нравственно направленного педагогического взаимодействия и его воспитательной функции сможет формироваться приоритет нравственных ценностей в школьной среде и жизнедеятельности учеников.