Открытый урок «День польской музыки»

Общеобразовательная школа № 85



















Тема открытого урока:

День польской музыки.














Учитель музыки:

Непряхина Н. Г.
4 «А» класс.

















Алматы 2011


Цель урока: Формирование основ музыкальной культуры учащихся, воспитание средствами музыки духовно-нравственной, творческой личности.

Задачи урока:

Образовательные: Учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов. Вызывать эмоциональный отклик на слушаемые произведения.
Развивающие: Развивать вокально-певческие навыки у умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся.
Воспитательные: Воспитывать через музыку разных стран и народов дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности. Воспитывать у школьников чувства казахстанского патриотизма, интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма организации урока: Беседа.

Музыкальный материал:

1. Ф. Шопен, Мазурка соль-минор – слушание. 2. Польская народная песня «Любопытный дрозд» - разучивание; 3. Ф. Шопен, Полонез Ля-мажор (фрагмент) - слушание.
4. Польская народная песня «Шла девица из лесочка» - исполнение. 5. Ансамбль Дос-Мукасан, эта же песня на казахском и на польском языках – слушание.6. А. Дубровский, песня «Мой Казахстан» - исполнение – (резерв).

Художественный материал:

Высказывания великих о Ф. Шопене.

·Оборудование:

Фонохрестоматия, учебник с. 29, музыкальный инструмент, проигрыватель, тетрадь У-27, географическая карта, иллюстрации, интерактивная доска (презентация).

Эпиграф к уроку: Музыка – могучий источник мысли. В. А. Сухомлинский.


ЭТАПЫ УРОКА

I. Организационный этап: Вход. Приветствие учителя, дети приветствуют присутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся: Ребята, прочитаем эпиграф к
нашему уроку:


«Музыка – могучий источник мысли». В. А. Сухомлинский.


Почему? Музыку слушают сердцем, душой. Как влияет музыка на вас? (высказывания детей: музыка ободряет, вдохновляет, помогает и т. д. ); Композиторы талантливо передают в музыке свои мысли, чувства, и когда мы слушаем музыку, у нас в душе проявляются свои чувства, размышления, это как диалог, разговор, общение с музыкой.

III. Этап изучения нового материала, формирование умений и навыков, способов действия.

Тема сегодняшнего урока: День польской музыки.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Мы познакомимся с творчеством польского композитора Ф. Шопена, будем слушать музыку, рассуждать о ней, исполнять песни.

Посмотрите на карту. Республика Польша – государство в Центральной Европе. На северо-востоке граничит с Россией.

Мы познакомимся с некоторыми жанрами польской музыки.



Мазурка польский народный танец. Размер: трёхдольный Акценты на 2-ю, иногда на 3-ю долю такта.













Мазурка – танец парный.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Польские народные песни тесно связаны с танцем, часто с мазуркой. Как? Увидим дальше. Польская народная песня «Любопытный дрозд». Учеб. стр. 29, это как раз одна из песен, в которой живёт мазурка, это песня-танец.
Посмотрите на доску. Как называется эта фигура? (треугольник);








По нему мы будем дирижировать, рисовать его рукой и распеваться. Приготовьтесь к пению. Сначала – я. Бубен выделит 2-ю долю.

Поём припев на слоги «лю», «лё», дышим носом, выдох ртом, поём мягко, напевно, легко, хорошо открываем рот. Слегка протанцевать фрагмент, считать 1, 2, 3, чтобы ощутить 3-х дольный размер.

Существует такое выражение: Музыка – математика звуков, мы постарались её понять.

Вопросы:

- песня серьёзная или шуточная? (шуточная); значит, споём веселей).

Исполнение песни с детьми.

Творческое задание: придумать свой припев в песне (было дано опережающее задание).


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Фредерик Шопен (1810-1849г.) – великий польский композитор, пианист, классик польской музыки. Благодаря творчеству Ф. Шопена о мазурке узнал весь мир.
В 20 лет Шопен едет в концертное турне по Европе и навсегда остаётся жить во Франции, в Париже, т. к. в Польше вспыхнуло национально-освободительное движение: 30-е, 40-е годы 19-го столетия. Показать на карте Францию.
Вынужденная разлука с родиной была причиной его постоянной скорби, тоски, грусти, эти чувства ощутимы во многих его произведениях.

Послушаем мазурку Шопена.

Мазурка соль-минор – слушание.

Вопросы:

- какая музыка по характеру? (грустная, задумчивая, слегка взволнованная);

Почему вы так решили?

- темп? (умеренный);
- мелодия (плавная);
- ритм? (острый);
- музыкальный инструмент? (фортепиано);

Мазурка появилась в Мазовии (это область Польши). Жители Мазовии – мазуры. Отсюда название танца. Шопен тоже родился в Мазовии и для него мазурка – символ Родины, Польши.
А ещё в Париже Шопен написал Полонез № 1, один из самых популярных в мире.
Полонез танец-шествие. Музыкальный размер: 3-х дольный (3/4).
Акцент делается на 1-ю долю.



Слушание: Полонез ля-мажор.
Напеть фрагмент, продирижировать, ощутить ударение на 1-ю долю.
Вопросы:
- какой характер этого произведения? (торжественный; величавый; праздничный));
- какие средства музыкальной выразительности создали характер музыки?
-интонации (маршевые);
- динамика (сильная степень);
- музыкальный инструмент? (фортепиано);
Теофил Квятковский. Полонез Шопена. Бал польских эмигрантов в отеле Ламберт, Париж.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Услышав полонез Шопена ля-мажор, Адам Мицкевич сочинил стихотворение:

Ударил вновь по клавишам маэстро,
И звуки разрослись в гром бурного оркестра.
Литавров медный звон, грохочут дробно бубны,
И полонез плывёт, как будто голос трубный.







Звучание фортепиано в музыке Шопена сравнивается с оркестром, настолько монументально и мощно оно звучит, а почему? Полонез ля-мажор – Гимн Польше, Родине, которую он никогда не забывал, живя вдали от неё.

Учащиеся цитируют высказывания великих:

Высказывания великих: “Шапки долой, господа, перед вами гений!” Р. Шуман . «Это редкая звезда в поздний ночной час». Р. Шуман. «Произведения Шопена – это пушки укрытые цветами». Р. Шуман. «Шопен – поэт звуков». Р. Шуман. Одна из варшавских газет писала: Шопен – поэт фортепиано
«...разве каждая нота его не сама жизнь?» Р. Шуман. Когда Ф. Лист встречался с Шопеном, то вместо приветствия он восклицал: «Ах, мазурка, мазурка!» Феликс Мендельсон восхищался игрой Шопена, считая его “первейшим из всех пианистов”.  «Музыка Шопена – всегда картина». Камиль Сен-Санс.
С 1993г. в г. Алматы действует « Польский культурный центр», который пропагандирует культурно-историческое наследие Польши и Казахстана.
Какую польскую народную песню мы разучили?

Польская народная песня «Шла девица по лесочку» - исполнение.

Песня, которую мы сейчас спели, входит в репертуар ВИА «Досмукасан». Поётся на казахском и польском языках. Послушаем её.

В г. Алматы в Бостандыкском районе в 23-й гимназии есть классы с польским языком обучения.

Т. о. в Казахстане многое делается для сохранения и приумножения культурного наследия народов, живущих в нашей республике.

Какую песню о нашей Родине мы знаем? (Мой Казахстан).

Исполнение песни «Мой Казахстан».

IV. Этап первичной проверки новых знаний, коррекция пробелов (применение).

Вопросы:

- с творчеством какого композитора мы познакомились? (познакомились с творчеством Шопена);
- о каких танцевальных жанрах узнали? («мазурка», «полонез»).
V. Этап информации о домашнем задании. Тетр. зад. У-27 стр. 25 – ответить на вопросы по теме «Ф. Шопен»; поработать со словарём.
VI. Этап подведения итогов урока. Обобщение:
Самооценивание и оценивание учащихся за работу на уроке.
VII Этап рефлексии (эмоциональное состояние учащихся): Какие произведения понравились и почему?
Во все времена человек стремился в музыке выразить свои мысли, чувства, эмоции. Музыка обогащает человека, делает его лучше. Сколько бы веков ни прошло, настоящие шедевры не умирают.
Завершим наш урок известным изречением:

«Всё в мире преходяще, а искусство вечно!


Ребята, огромное спасибо вам за старание, работу на уроке! Наш урок подошёл к концу, до свидания!


Использованная литература:

Музыкальный энциклопедический словарь. Москва, «Советская энциклопедия», 1991.
Ю. Булучевский, В. Фомин «Краткий музыкальный словарь для учащихся». «Музыка». Ленинградское отделение 1977.
И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран». Москва, «Музыка», 1996.
Интернет, «Википедия». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18901907).
Методическое пособие 4 класс «Алматыкітап баспасы» 2011.













Самоанализ урока:
Тип урока: Урок изучения новой темы.
Форма организации урока: беседа.

В ходе реализации темы было стремление использовать:


Принципы:

1. Принцип единства воспитания, образования и обучения. Цель, задачи воспитательные,
образовательные и развивающие во всей полноте отразили этот принцип.
2. Принцип наглядности и доступности (слайды; закрепление на практике нового материала:
дирижирование, напевание фрагментов произведений Шопена, танцевальные движения, с целью понять, что такое трёхдольный размер и акценты на первую, вторую доли).
3. Принцип активности и увлечённости. Проявился в высокой мотивации урока, создании ситуации
успеха, приучением и через метод музыкально-художественной драматургии построения урока.
4. Принцип тематического построения урока. Тема реализовывалась через все этапы урока.
Формы работы: Индивидуальные – ответы учащихся, общеклассные – слушание и исполнение.
5. Принцип научности, реализовывался в задачах осознанного восприятия искусства (обучения).
6. Принцип активности, самостоятельности, сознательности.Учащиеся активно, через создание проблемно-поисковых ситуаций постигали своеобразие музыки в интеграции с другими видами искусства. Самостоятельно размышляли, используя методы сравнения, обобщения, анализа и осознанно воспринимали средства музыкальной выразительности, которые создавали музыкально-художественный образ произведения.
7. Принцип связи музыки с жизнью, реализовывался через все этапы урока, через образно-ассоциативное восприятие жизненной картины в интеграции со следующими предметами: математика. казахский язык, русский язык, польский язык, география, история, изобразительное искусство, литература, фотоискусство, ИКТ.


Методы музыкального обучения:

1. Метод развития музыкально-слуховых представлений (слушание и анализ музыкальных
произведений).
2. Методы стимуляции знаний, создания ситуации успеха (поощрение, выбор варианта правильного
ответа).
3. Метод хорового исполнения песни.
4. Повторение пройденного.
5. Методы обобщения, дискуссии, обсуждения.

Формы работы на уроке: 1. Словесная. 2. Наглядная. 3. Коллективная, индивидуальная.

Способ исполнения музыки: хоровой.

Виды деятельности на уроке: 1. Вокально-хоровая, творческая работа. 2. Рассуждения о музыке.

Предполагаемый результат: активное включение учащихся в творческий процесс на уроке, приобщение к музыкальной культуре разных народов, формирование духовного мира.