Методическая карта проекта по окружающему миру Красная книга или Возьмём под защиту (2 класс)


Методический паспорт учебного проекта.
Учитель: Бочарова Н. А.
Адресация
Тема: «Красная книга или Возьмём под защиту»
Цель проекта:
Формировать представления учащихся о природе родного края, о том какие животные и растения Федоровского района Саратовской области входят в Красную книгу и о способах их защиты.
Задачи:
Образовательная: формирование навыков исследовательской работы в создании творческого продукта деятельности и умения представлять результаты этой деятельности, адекватно оценивать свои достижения.
Воспитательная: воспитывать уважение и чувства гордости к своим односельчанам, формировать потребность в охране и защите окружающей среды проживания.
Развивающая: развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умение самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний.
Учебно-педагогическая задача:
Формирование и реализация индивидуальных склонностей, способностей и интересов в создании творческого продукта деятельности
Возраст учащихся: группа учащихся 2 класса
Время работы над проектом: урочно- внеурочное
Режим работы: 2часа в неделю в течение одного месяца
Обеспечение
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
Справочный материал, подшивка районной газеты «Вперед», которая издается с 1936 года, компьютер, мультимедийная установка, принтер.
Дополнительно привлекаемые участники: библиотека МОУ СОШ с. Долина, долгожители села, библиотека Дома культуры.
Информационный ресурс: «Красная книга Саратовской области»
ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:
Умение самостоятельно изучать тексты нового материала; умение находить ответы на вопросы, данные в инструкционной карте; умение анализировать, систематизировать имеющийся материал; умение публично предоставить результаты своей деятельности
Мотивация к познанию, к работе:
После изучения темы на уроке окружающего мира темы «Будь природе другом!», ребят заинтересовал вопрос о том, какие птицы и животные в нашем районе охраняются Законом и что они могут сделать для того, чтобы они существовали и в будущем. У учащихся возникло желание работать над проектом « Красная книга…», предложенном в учебнике. Так как в ходе предварительной работы совместно с родителями была создана инструкционная карта, ребята сами в течение всего проекта ставили перед собой цели и задачи и легко достигали их.
Предполагаемые приращения
Новое содержание по каждой теме:
Получение новых знаний о животных и растениях, занесенных в Красную книгу Саратовской области, призыв населения к бережному отношению к природе родного края.
I .Этап рождения замысла проекта
Изучение темы урока «Будь природе другом!» (учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс стр.92-95), где учащиеся узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защищать, договорятся о выполнении Правил друзей природы, научатся читать и рисовать экологические знаки.
Выявление основных причин сокращения численности растений и животных на земле.
Изготовление знаков «Правила друзей природы».
Определение значимости изготовленных знаков и способов их применения (учащиеся предлагают варианты использования экологических знаков и приходят к выводу, что распространить их нужно для местных жителей в целях повышения экологической культуры)
II. Этап развёртывания замысла
Выявление степени самостоятельности распространения экологических знаков.
Выявление в ходе дискуссии своих помощников (родителей).
Обсуждение совместно с родителями плана действия и составление инструкционной карты.
Инструкционная карта:
Краткое сообщение учащимися об экологических знаках, сделанных на уроке.
Методы и пути их распространения.
Распространение экологических знаков среди жителей села.
Сбор информации в библиотеке МОУ СОШ с. Долина и библиотеке сельского Дома культуры об экологической ситуации в селе и за пределами села (на полях) из газет «Вперёд» и других справочников.
Рейд к жителем села, которые живут в нём более 40 лет. Сбор информации.
Обзор информации, собранной в библиотеках и в результате работы с населением об экологической обстановке в прошлые времена и на современном этапе.
Выявление редких животных и растений, населяющих территорию Саратовской области с помощью «Красной книги Саратовской области».
Изучение материала справочников, которые обеспечат информацию о редких животных и растениях в отдаленных местах от села и в самом селе.
Совместное проведение родительского собрания с учащимися 2 класса, презентации учащихся по изученной теме, изготовление буклетов «Будь природе другом!»
Распространение буклетов.
Распространение экологических знаков в окрестностях села.
Сбор информации обучающимися и их родителями об экологической ситуации в прошлом и настоящем.
Сбор информации о редких птицах и растениях, занесённых в «Красную книгу Саратовской области» (это «Тюльпановое поле им А. А. Иванова, находящееся в 20 км от села и редкие птицы – дрофа, зелёный аист, черный дятел и др).
III. Этап оформления и предъявления результатов
Распределение тем презентаций для учащихся 2 класса о любом животном или растении, занесенного в «Красную книгу Саратовской области».
Проведение родительского собрания и изготовление буклетов «Будь природе другом!».
Итоги работы. Критерии оценки проекта
Новые практические приёмы:
Учебное исследование, спроектированное в соответствии с инструкционной картой, совместная работа со взрослыми по изготовлению презентаций и буклетов и их распространение.
Обобщающие понятия, представления, знания на получение которых нацелен результат проекта:
обобщение и уточнение названий птиц и растений из Красной книги, которые населяют территорию села и за селом.
Воспитание толерантности:
воспитывать терпимое, доброжелательное отношение к товарищам, чувство взаимопонимания.
Развитие навыков:
Во время проекта учащиеся 2 класса научились:
Самостоятельно принимать решения;
Работать со справочными материалами;
Анализировать, сравнивать и выделять главное;
Объективно оценивать результат своей деятельности;
Подчинять свой характер, темперамент интересам группы;
Оформлять собственный материал;
Развитие коммуникативных навыков.
Самое главное, что учащиеся в ходе проекта осознали свою значимость в том, что они тоже являются «маленькой охраной» своей малой Родины. Они смогли проявить свои индивидуальные склонности, способности и интересы в создании творческого продукта деятельности
Статус учебного проекта
Разработчик: учитель начальных классов МОУ СОШ с. Долина Бочарова Н. А., родительский учащихся, учащиеся 2 классаОпыт использования: подготовленные буклеты распространить в школе и среди жителей села
Степень распространения: совместное проведение родительского собрания с учащимися 2 класса с применением презентации «Красная книга, или Возьмём под защиту», подготовка буклетов «Берегите родную природу!»
Критерии оценки проекта:
достигнут конечный результат;
была создана активная команда участников проекта;
обучающиеся, родители и учитель получили удовольствие от своей деятельности;
продукт проекта буклеты и презентации можно использовать в учебной и внеурочной деятельности, а также для оформления классного кабинета.