Программа внеурочной деятельности по русскому языку.6 класс.Говорим и пишем правильно


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Программа внеурочной деятельности
«Говорим и пишем правильно».
.
Автор-составитель: Т.А. Рукавишникова
Должность, место работы: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5
Классы: 6 В
г.о. Серпухов
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».
Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.
Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;
способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны:
знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова;
тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста;
уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается защитой коллективного творческого проекта, который позволяет оценить знания, умения и навыки, на протяжении учебного периода проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.
Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 11-13 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей,
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Основное содержание (35 часов)
Организационное занятие. 1 час
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация). 4 часа
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Для чего используют звуковые повторы в речи.
Какова роль интонации в устной речи.
Обобщающее занятие по теме «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает».
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология). 7 часов
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.
Этимология слов. Работа со словарями.
Сказочные превращения.
Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация). 5 часов
Зачем нужно знать алфавит.
В чём секрет правописания морфем.
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология). 5 часов
На какие группы делится словарный состав русского языка.
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
О чём рассказывают фразеологизмы.
Фразеология в художественных произведениях.
Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис). 6 часов
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
В чём секрет глагола и его форм.
Как отличать грамматические омонимы.
Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится.
Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Речевой этикет. 2 часа
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Что вы узнали на уроках русской словесности. 5 часов
Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.
Литература к использованию:
Для учителя
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621 10).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
7. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
8. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
9. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный
документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
10. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/ news/8286
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
13. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Для учащихся
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.
2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2001 (CD).
4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.
5. Васильев С. Играющие в прятки. Волгоград, 2005.
6. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. М.: Просвещение, 1971.
7. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. М.: Знание, 1987.
8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
9. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1–4. М.: Русский язык, 1981.
10. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1980.
11. Журналы «Начальная школа» разных лет выпуска.
12. Журналы «Педсовет» разных лет выпуска.
13. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.
14. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1966.
15. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.
16. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1981.
17. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.: 1987.
18. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. М.: Знание, 1982.
19. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-пресс, 1993.
20. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. СПб.: Просвещение, 1992.
21. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
23. Успенский Л.В. Культура речи. М.: Знание, 1976.
24. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
25. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М.: Просвещение. 1989.
Русский язык в net.ruhttp://www.gramota.ru/ - основные нормы русского литературного языка;
http://1september.ru – планы-конспекты факультативов;
http://school-collection.edu.ru/collection/ - практические пособия по русскому языку;
http://lingvist.ucoz.ru/ - словари;
http://www.it-n.ru/reg.aspx- сеть творческих учителей.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности по русскому языку.
6 класс.
(35 часов)
№ п/пМесто урока в теме Тема урока Характеристика основных видов деятельности учащихся Дата по плану Дата по факту
Введение (1 ч.)
1 1 Организационное занятие. Формирование стартовой мотивации, планирование саморазвития и творческой деятельности, учатся слышать и понимать друг друга, объяснение языковых явлений. Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация) (4 ч.)
2 1 Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Учатся различать языковые единицы, формируют мотивацию к деятельности, поиск решения проблемы по средствам наблюдения за языком, работа со словарями. 3 2 Для чего используют звуковые повторы в речи. Учатся различать виды и определять в зависимости от цели высказывания разговорный, художественный и научный стили речи, анализ текста, работа со словарём. 4 3 Какова роль интонации в устной речи. Работа с художественным стилем речи, рассуждение и доказательство, работа со словарём, формирование познавательного интереса, деятельность в команде. 5 4 Обобщающее занятие по теме «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает». Презентация творческих работ. Работа с художественным стилем речи, рассуждение и доказательство, работа со словарём, формирование познавательного интереса, деятельность в команде. Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч.)
6 1 О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Учатся проектировать алгоритмы решения исследовательской задачи, творческому сотрудничеству, работа со словообразовательным словарём. 7 2 Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Учатся выполнять индивидуальный проект под руководством учителя, вырабатывают навыки анализа и синтеза. 8 3 Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Учатся корректировать собственную деятельность, выбирать пути решения.. 9 4 Этимология слов. Работа со словарями Учатся работать с этимологическим словарём. 10 5 Сказочные превращения. Учатся планировать и организовывать свою деятельность, работа со словарями. 11 6 Презентация творческих работ. Учатся проектировать алгоритмы решения исследовательской задачи, творческому сотрудничеству. 12 7 Презентация творческих работ. Учатся проводить исследование, работать в группах. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч.)
13 1 Зачем нужно знать алфавит. Учатся проводить исследование, работать со словарями и словарными статьями, выбирать материал для сообщения. 14 2 В чём секрет правописания морфем. Работа с синонимическими словарями, поиск наиболее верного употребления слов, анализ и синтез. 15 3 Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Учатся выполнять индивидуальный проект под руководством учителя, вырабатывают навыки анализа и синтеза. 16 4 Не пером пишут – умом. Тайны письма. Работа со словарями, поиск наиболее верного употребления слов, анализ и синтез. 17 5 Бенефис знаний. Учатся выполнять индивидуальный проект под руководством учителя, вырабатывают навыки анализа и синтеза. Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч.)
18 1 На какие группы делится словарный состав русского языка. Учатся выполнять творческое задание при помощи консультации учителя, анализируют словари. 19 2 В чём особенность употребления слова в художественном тексте. Работа с понятием «литературный язык», «народная речь», анализ и синтез полученной информации, работа в группах. 20 3 О чём рассказывают фразеологизмы. Учатся выполнять индивидуальный проект под руководством учителя, вырабатывают навыки анализа и синтеза, работают с фразеологическим словарём. 21 4 Фразеология в художественных произведениях. Работа со словарями, поиск наиболее верного употребления слов в художественных произведениях, сравнительный анализ и синтез. 22 5 Составление проекта «Крылатые слова». Презентация творческих работ.
Учатся выполнять индивидуальный проект под руководством учителя, проводить исследование, выбирать материал для сравнительного анализа. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч.)
23 1 Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Рассуждение и доказательство, работа со словарём, формирование познавательного интереса, деятельность в команде. 24 2 В чём секрет глагола и его форм Учатся участию в дискуссии, рецензировать ответы одноклассников, приводить примеры. 25 3 Как отличать грамматические омонимы. Учатся выполнять индивидуальный проект под руководством учителя, вырабатывают навыки анализа и синтеза. 26
4 Какими бывают предложения. Учатся находить необходимую информацию, работа в группах. 27 5 Грамоте учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. Учатся участию в дискуссии, рецензировать ответы одноклассников, приводить примеры. 28 6 Грамоте учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. Учатся участию в дискуссии, рецензировать ответы одноклассников, приводить примеры. Речевой этикет. (2 ч.)
29 1 Правила речевого этикета. Учатся общаться в соответствии с правилами этикета, вырабатывают навыки анализа и синтеза. 30 2 Формулы речевого этикета. Учатся участию в дискуссии, рецензировать ответы одноклассников, приводить примеры Что вы узнали на уроках русской словесности (5ч.)
31 1 Язык как материал словесности Учатся участию в дискуссии, рецензировать ответы одноклассников, приводить примеры 32 2 Урок-зачёт Учатся участию в дискуссии, рецензировать ответы одноклассников, приводить примеры 33 3 Составление группового проекта «Грамоте учиться всегда пригодиться». Презентация творческих работ. Учатся выполнять индивидуальный проект под руководством учителя, вырабатывают навыки анализа и синтеза. 34 4 Резерв. Учатся участию в дискуссии, рецензировать ответы одноклассников, приводить примеры 35 5 Резерв Учатся участию в дискуссии, рецензировать ответы одноклассников, приводить примеры