Интегрированный урок на тему Глобальные проблемы экологии в мире и в Казахстане

Тема: Глобальные проблемы экологии в мире и в Казахстане.
Цель: Сформировать представления учащихся о глобальных проблемах человечества.
Задачи:
- познакомить учащихся с событиями атомной бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 году;
- познакомить учащихся с расположением, составом и деятельностью Семипалатинс- кого ядерного полигона;
- познакомить учащихся с воздействием на организм радиоактивных веществ;
- обсудить с учащимися проблему антропогенного загрязнения природной среды, его влияния на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы;
- ознакомить учащихся с экологической обстановкой области, района, села, где они живут, школы – где учатся;
- воспитывать в детях человеколюбие, стремление к миру и добрым отношениям между людьми.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: интегрированный (биология, история, ИЗО)
Форма организации учебной деятельности - пресс-конференция.
Оборудование: презентация, ИАД, карта « 01.IX.1939 – 02. IX. 1945гг. Военные действия на Тихом океане и в Азии», цветная бумага, ножницы.
Ход урока:
Организационный момент.
Определение целей.
Телемост «Казахстан – Япония»
Правда о Семипалатинском полигоне.
Пресс-конференция « Дом, в котором мы живём»
Выводы. Итоги.
Д/з: Написать эссе по проблемам экологии ВКО
Учитель биологии:
Жизнь развивалась своим путём. И вдруг – перед лицом природы стал Homo sapiens – человек разумный, который не хотел ждать милости от природы, а захотел взять все её богатства. Он вырубал вековые леса, разрушал зеркальные источники, осушал полноводные реки
Его когда- то нежные, выкупанные в травах руки, становились острыми серпами и вилами. У Паустовского есть хорошие строки:
«Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву»
Природа 1000 летиями мы боролись с нею, покоряли её, преобразовывали, нещадно уничтожали. И вот брошенный нами бумеранг возвращается. Этим бумерангом стали глобальные проблемы человечества.
Учитель истории:
У нас сегодня телемост Казахстан - Токио, который проходит в виде пресс-конференции « Экология и здоровье» Эпиграфом телемоста мы взяли слова Н.К. Рериха: «Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного и растения, жизнь культуры, жизнь на всём протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем».
Учитель биологии:
Наша задача показать состояние экологической обстановки в мире, в Казахстане, в Восточно-Казахстанской области, в нашей школе и влияние экологии на здоровье человека. Лет 10-15 назад слово «экология» употреблялось не часто. А теперь оно у всех на слуху. И хотя перед человечеством стоит много не решенных проблем, экологические одни из важнейших. Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению и защите природы. Но они останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Здесь нет преувеличения.
Около 20% населения нашей страны проживает в зонах экологического бедствия, а ещё 35-40% в экологически неблагоприятных условиях. Отравленные атмосфера, вода, воздух оборачиваются утратой здоровья людей.
Но обо всём по порядку.
Учитель истории:
8 мая 1945 года разгромлена фашистская Германия . 8 мая 1945 года подписан акт о её безоговорочной капитуляции.
Был уже близок конец Второй Мировой войны. 9 августа 1945 года на Дальнем Востоке начались боевые действия советской армии против Квантунской армии (Япония), которые длились меньше месяца. 2 сентября империалистическая Япония подписала акт о безоговороч- ной капитуляции.
Закончилась Вторая Мировая война. Мир праздновал победу. Люди возвращались к мирному труду. И только в двух городах Японии Хиросиме и Нагасаки был траур. Это были первые города, которые подверглись атомной бомбардировке. Мир впервые столкнулся с такими понятиями как атомная бомба, ядерное оружие, лучевая болезнь.
Стюардесса: Уважаемые пассажиры! Наш полёт подходит к концу. Через 15 минут лайнер совершит посадку в международном аэропорту Нарита.
1 – корреспондент: Самолёт снижается. Все прильнули к иллюминаторам. Шасси коснулись посадочной полосы, теперь можно перевести часы на токийское время
2 – корреспондент: Мы в служебной командировке на Японской земле. Нашей делегации корреспондентам газеты «Караван» предстоит путь на восток. Теперь наш поезд спешит на юго-запад Хансю.
1 – корреспондент: Ну, вот, наконец, по поездному радио на английском и японском языках объявили: Дамы и господа, наш поезд подходит к перрону города Хиросимы
2 – корреспондент: Наша гостиница «Хиросима Сити Хотел» расположена в близи реки Ота которую, 6 августа 1945 года после взрыва бомбы пылающей ярче тысячи солнц, стали бросаться обожженные, обезображенные люди. Они думали, что найдут здесь спасение. Никто не знал, что смерть несли и воды и реки.
Учитель истории:
Историки утверждали, что не было никакой необходимости США сбрасывать атомные бомбы
на мирные города. Правительство США во главе с президентом Гарри Трумэном преследовало главным образом политические цели, рассчитывая показать всему миру могущество своих вооруженных сил, запугать народы земли новым страшным оружием. Это был своего рода атомный шантаж в целях достижения мирового господства.
Ученик 1:
Американский генерал Гровс сам взялся определить объекты атомных бомбардировок. Выбор был не велик. Шесть самых больших городов Японии были сильно разрушены. В списке возможных объектов бомбардировки остались пять городов, среди них Хиросима и Нагасаки. К отбираемым объектам не предъявлялись требования военно-стратегического характера, на них решили проверить «возможности» нового оружия.
В операции участвовало 7 самолётов-бомбардировщиков американских ВВС Б-29 (приложение 1,слайд 2). Три самолёта должны были лететь впереди и сообщить метеосводку, два чтобы сбросить контейнеры с аппаратурой и сфотографировать результаты взрыва. Бомба которую должны были сбросить на Хиросиму назвали «Малыш», а на Нагасаки – «Толстяк» (Приложение 1 слайд 3).
Ученик 2:
Сверхсекретной операции атомной бомбардировки города Хиросимы, в результате которой должны были быть уничтожены сотни тысяч человек, полковник Тиббис дал имя своей матери(!) – Энола Гей.
Учитель биологии:
Понедельник , 6 августа 1945 года Август – пора звездопада. Существует поверье: с каждой вспышкой угасающей в небе на земле угасает, чья- то жизнь.Не знаю, думали ли об этом пилоты американского самолёта, стартовавшего в 2 часа 45 минут утра 6 августа 1945 года со смертоносным атомным грузом на Хиросиму.
Ученик 3:
В 8 часов 15 минут раскрылись створки бомбового люка, «Малыш» устремился вниз. Ещё 47 секунд над Хиросимой мирно светило солнце. За эти 47 секунд люди успели забыть об удаляющемся гуле 3-хсамолёов Б-29. Будничные заботы владели горожанами вплоть до мгновения, кода беззвучная вспышка вдруг разом превратила Хиросиму в горячий пепел, который ударом воздушной волны был подброшен ввысь на несколько километров, и смертоносные радиоактивные частицы начали свою разрушительную работу, заражая всё живое лучевой болезнью.
Ученик 4:
6 августа 1945 года по одному из хиросимских мостов шли девять человек. Мы никогда не узнаем, куда спешили они этим знойным утром. Мы никогда не узнаем их имён. Эти люди сгорели, испарились, растаяли в воздухе. Вспышка смертоносного света отпечатала на каменных плитах лишь их тени. Они были короткими. Атомное солнце вспыхнуло над ними почти в зените. (Приложение 1 слайд 4)
Попадание было почти идеально точным. «Малыш» взорвался в 200-х метрах от намеченной цели. Пролетев некоторое расстояние, урановая бомба весом 60 кг, взорвалась на высоте шестисот метров. Почти 80 000 жителей Хиросимы погибли в пламени в первую же минуту. Ударная волна смела почти все строения, превратив город в пылающую пустыню. Уцелели, серьёзно пострадав лишь около ДЕСЯТИ (!) зданий. (Приложение 1, слайд 5).В это утро в Хиросиме погибло более 240 тысяч человек.
Учитель истории:
А в четверг 9 августа 1945 года, экипажи самолётов Б-29 получают новое задание. Сбросить атомную бомбу на мирный город Нагасаки. Ребята, как вы думаете, почему 9 –го августа?
Ответ учащихся: В этот день начались боевые действия советской армии против империалистической Японии на Дальнем Востоке. Атомные бомбардировки должны были укрепить позицию США и показать всему миру, что они самое сильное и единственное государство, владеющее атомным оружием, и за столом переговоров с ними нужно будет считаться.
Учитель истории:
В Нагасаки в тот день погибли, были ранены и обожжены десятки тысяч человек, погибли около 80 000 человек. (Приложение 1, слайд 6,7)
Учитель ИЗО:
Взрыв не пощадил никого: ни грешников, ни праведников, ни самих богов. Обезглавленный каменный Христос и ныне стоит посреди развалин. (Приложение 1, слайд 8).
Теперь в Хиросиме разбит Парк мира. А, напротив, у моста Айои, оставлен в неприкосновенности остов здания с оголённым куполом и пустыми глазницами окон. Атомный дом. Он должен напоминать о том, как выглядел центр города после взрыва.
Возрождённый из пепла город словно утверждает мысль: пусть лишь руины Атомного дома остаются здесь в напоминание о том, что это не должно повториться!
Ученик 5:
«Была ужасно яркая вспышка. Люди подняли глаза и увидели – в небе расцвело второе солнце: такое же прекрасное, как и первое. Я решил, что это божественное знамение – сама богиня Аматэрасу спустилась к нам, чтобы поддержать в войне. Потом меня как будто обняло что - то горячее. Очнулся уже ночью. Всё тело болело. Вокруг стоял сплошной вой и плач. В полной темноте город причудливо светился множеством красивых огоньков – повсюду тлели угли. Шатаясь, шли две молодые женщины, я взглянул на них и закричал от ужаса: с их лиц и рук полностью слезла кожа, свисая длинными лохмотьями, а они, почему- то не стонали. В углу обвалившейся стены сидел человек и пел колыбельную своему обуглившемуся ребёнку. Я понял, что попал в ад» Это рассказ одного из десятков тысяч «хибакуся»

Учитель биологии:
В Хиросиме насчитывается около ста тысяч «хибакуся» - людей, переживших атомный взрыв.
(Приложение 1, слайд 9). Каждому из них выдана лечебная книжка с указанием, на каком расстоянии от эпицентра он находился. Именно этими метрами, а не числом прожитых лет меряют свой век коренные хиросимцы.
Учитель ИЗО:
В Хиросиме есть Парк мира. Ежегодно 6 августа к нему с рассвета движется вереница людей. Хризантемы у подножья памятника похожи на снежные сугробы. Люди стоят перед памятни-, ком склонив обнаженные головы. Вокруг бетонной арки оставлена площадка, засыпанная речной галькой. Число этих камешков даёт представление о количестве имён, которые следовало бы написать на одной из самых больших могил нашей планеты.
Памятник в Парке мира задуман так, что человек стоящий перед ним, как бы заглядывает в прошлое. Бетонная арка отделяет от взора сегодняшнюю Хиросиму. Под сводом виден лишь вечный огонь, полыхающий позади памятника, а ещё дальше в струях горячего воздуха зыбко колышется оголённый купол Атомного дома (Приложение 1, слайд 10).
Учитель биологии:
Последствием ядерных атак стала лучевая болезнь. Ребята, как вы думаете, можно ли вылечиться от лучевой болезни? (ответы учащихся)
Да эта болезнь неизлечима. Так откуда же появилась вера в то, что сделав тысячу бумажных журавликов можно выздороветь? Я расскажу вам о японских детях, брате и сестре перенёсших трагедию бомбардировки Хиросимы. В Японии эту историю знает каждый.
Мальчику Коку было 9 лет, девочке Иоку – 6. Они жили в Хиросиме. 6 августа 1945 года брат и сестра играли под домом, когда раздался взрыв. Дом рухнул, и дети оказались под обломками. Они звали на помощь, но никто не пришёл. Три дня ребята копали ход, чтобы выбраться наружу. А когда выбрались, то оказались на отвесном берегу реки. Дети упали в воду. Течение подхватило и понесло их. Выбраться из реки у них не было сил. Их спас крестьянин.
Через несколько дней у них начали выпадать волосы, и с каждым днём здоровье ухудшалось. Брата и сестру поместили в больницу. Лечащий врач, видя, как быстро уходят детские силы, подарил им надежду: существует старинная легенда, что если сложить тысячу бумажных журавликов, исполнится самое заветное желание. Ведь журавль считается символом удачи и долголетия. На следующий день врач принёс детям бумагу и ножницы, предупредив, что журавликов нужно делать каждый день, и тогда болезнь отступит. Человек жив надеждой. Коку и Иоку начали делать журавликов. Ребята, чтобы сделать журавлика оригами, нужно сложить бумагу 31 раз. Люди, болеющие лучевой болезнью, очень быстро устают, у них нет силы в руках. Коку умер, сделав немногим больше двухсот журавликов. Своих журавликов он передал сестре, в надежде, что они ей помогут.
Делать журавликов Иоке помогала вся больница. Девочка очень верила, что сможет вылечиться. Но её руки с каждым днём слабели всё больше. Настал день, когда Иоку журавликов сама делать уже не могла. Ей приносили журавликов из других палат. И каждый в больнице знал, сколько журавликов у Иоки. Бледная, измождённая, с глазами полными слёз, она искренне радовалась каждому новому журавлику. Белые, синие, зелёные они висели у неё над кроватью.
В то утро, когда Иоку умерла, врач насчитал 985 журавликов. Он открыл окно и выпустил бумажных птиц. Они летели, опускались на землю под ноги прохожим. Журавликов поднимали дети, и в их руках журавлики были символом надежды и веры, которая так необходима людям.
Ученик 6:
В Хиросиме этой сказке верят:
Выживает из больных людей
Тот, кто вырежет, по крайней мере,
Тысячу бумажных журавлей.

Мир больной, возьми бумаги тонкой,
Думай о бумажных журавлях,
Не погибни, словно та японка
С предпоследним журавликом в руках
Расул Гамзатов
Учитель технологии:
Ребята в знак солидарности с теми, кто пострадал от ядерных взрывов, с теми, кто борется за то, чтобы это никогда не повторилось, пусть каждый из вас сделает бумажного журавлика (Приложение 1, слайд 11, схема изготовления журавлика по технологии оригами). Прикрепите его на голубой, цвета неба, лист бумаги и под каждым из журавликов я прошу написать свои пожелания (несколько пожеланий зачитать вслух).
1 - корреспондент: Наша командировка в Японию подошла к концу. Мы идём на посадку в
казахстанский самолёт.
2 – корреспондент: Через несколько минут пробившись сквозь сплошную завесу хмурых весенних туч, он возьмёт курс на родину, а мы прощаемся с Японией.



































Учитель биологии:
Человечество в то время и не подозревало о том, что от трагедии Хиросимы было не далеко до трагедии Семипалатинска.
Учитель истории:
Прогрессивное человечество было потрясено действием американских военных. Сразу же руководство нашей страны выразило намерение в кротчайшие сроки решить атомную проблему, лишив тем самым США монополии на атомное оружие. И работа началась.


Ученик 1:
Совет Министров СССР 21 августа 1947 года принял постановление о формировании воинской части 52605 и создании испытательной базы ядерного оружия.
Районом дислокации был выбран пустынный берег реки в казахстанской степи вдали от промышленных центров.
Учитель истории:
Полигон расположен на границе Семипалатинской (ныне Восточно-Казахстанской), Павлодарской и Карагандинской областей, в 130 км северо-западнее Семипалатинска на левом берегу реки Иртыш. (Приложение 1, слайд 12).
Ученик 2:
Полигон занимает 18 000 км2. На его территории находится ранее закрытый город Курчатов, переименованный в честь советского физика Игоря Курчатова (Приложение 1, слайд 13). Ранее этот город именовался как Москва-400, Берег, Семипалатинск -21, станция Конечная.
Учитель истории:
В состав полигона входят: « Опытное поле», «Сары-Узень», «Балапан», «Телькем», «Дегелен», «Актан-Берлик» (Приложение 1,слайд 14).
Ученик 3:
29 августа 1949 года были проведены испытания первой советской атомной бомбы. Резкий толчок земли, оглушительной силы удар, треск, звон. Продолжалось всё это несколько секунд, затем всё стихло. Тайное стало явью. На полигоне вблизи Семипалатинска был произведён взрыв мощностью 20 килотонн (в тротиловом эквиваленте). Гигантская молния прочертила небо, и даже густые облака не сумели скрыть второе солнышко, загоревшееся над землёй. Образовалось огромное пылегазовое грибовидное облако высотой более 7 км (Приложение 1, слайд 15).
Учитель истории:
Эксперимент удался. Исследователи поздравляли друг друга. Орденами и медалями СССР была награждена большая группа ведущих исследователей. Многим присвоено звание Героя Социалистического труда. Многие участники испытания премированы в сумме 125 000, 45 000, 20 000 рублей каждый. Они получили право обучать своих детей за счет государства в любом учебном заведении СССР. Некоторым бесплатно предоставлялись государственные дачи, автомобили Волга. Положен конец атомной монополии США. Снята угроза атомного нападения на нашу страну.
Ученик 4:
Тем временем с того часа, а именно с 700 утра 29 августа 1949 года когда было успешно проведено первое в стране наземное испытание ядерного оружия началась трагедия Семипалатинской степи.
Ученик 5:
Вот о чем пишет в своих воспоминаниях один из создателей первой атомной бомбы: « Ужасную картину представляли степные орлы и соколы, подвергшиеся световому облучению:
с обуглившимся оперением с одного бока и белыми глазами они сидели на проводах телефонной связи и не пытались двинуться с места, когда мы к ним приближались. В общем, представилась картина наводящая ужас. Такие вот страшные последствия для человечества сулит величайшее его изобретение».
Учитель биологии:
Возможно, тогда сами испытатели ещё не представляли себе глобальных масштабов этой трагедии. Сегодня мы знаем одно: население не знало о предстоящем взрыве, никто не предупредил его, и тем более не позаботился о выведении в безопасную зону. К сожалению, в те времена вредных последствий радиоактивных воздействий опасались мало. Начиная, с 1956 года проводилось оповещение населения за 1 час до взрыва. Глубокое потрясение испытало население 12 августа 1953 года. Был произведён взрыв термоядерного заряда мощностью 480 килотонн. Грибовидное облако диаметром 16 км поднялось на высоту 16 км. Рушились саманные жилые дома, школы и другие здания. Из окон вылетали стёкла. (Приложение 1, слайд 16). Радиоактивные продукты рассеялись на огромные расстояния. Свечение ядерного «солнца» было такой силы, что наблюдалось за сотни километров, а ударная волна ощущалась на расстоянии более 500 км.
Земля качнулась.
Вздрогнул мир пред новым заревом.
В сто летних солнц блеснул
над степью взрыва шар.
Гигантский гриб всё грёб в себя,
сжигая заживо,
Взрывался в небо,
источая адский жар.
Гром – исполин летел,
пугая земли южные.
Чуть-чуть отстав,
неслась ударная волна –
Взрывная мощь –
воздушный вал с плечами дюжими.
И разлетелась вдруг
бетонная стена.
А черный гриб вдруг обернулся
черной тучею,
Закрывшей в плотный траур
чистый небосвод.
Пошили яркой строчкой
молньи мглу тягучую,
И наземь пал поток опасных,
грязных вод.
Металл оплавлен в центре
ядерной агонии.
Сорвало башни танков,
рельсы и мосты
А мысль прикура термояда
от плутония
Добыта гением из тьмы и пустоты.
Удачи взлёт. Секрет – банкет.
Друзья с погонами.
И тост учёного – на век, не на года:
«Пусть эти бомбы рвутся лишь
над полигонами
и никогда не упадут на города».
Это стихотворение «Первая водородная», посвященное Андрею Дмитриевичу Сахарову. По его проекту было осуществлено первое в мире испытание водородной бомбы на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 г. (Приложение 1, слайд 17).
Учитель истории:
5 августа 1963 года, в Москве США, СССР и Великобритания подписали «Договор о запрещении использования ядерного оружия в трёх средах: в атмосфере, космосе, и под водой».
Ученик 6:
С 1961 года на Семипалатинском полигоне проводились испытания в горизонтальных штольнях горного массива Дегелен (Приложение 1, слайд 18).
Учитель биологии:
Путь в ад вымощен благими намерениями, Мирный атом был в СССР своего рода фикс идеей.
Ученик 6: (продолжает)
15 января 1965 года произведён первый подземный мирный взрыв с целью отработки методики создания искусственных водохранилищ в засушливых районах. В результате взрыва образовалась воронка диаметром 408 метров заполненная водами реки Чаган. С виду прекрасный водоём, на фоне просторной степи радующий глаз незамутнённой голубой гладью. А на самом деле, как быстро его назвали в народе, «мертвое озеро», пугающее своей непредсказуемостью. (Приложение 1, слайд 19).По замыслу учёных такие воронки должны были в скором времени покрыть всю территорию засушливых среднеазиатских регионов.
Учитель истории:
29 августа 1991года ядерный полигон был официально закрыт. За весь период деятельности Семипалатинского ядерного полигона на нём было произведено 456 ядерных испытаний. воздушных – 86
наземных – 30
подземных – 340
(Приложение 1, слайд 20).
Ученик 7:
Как это ни печально, но использование атомной энергии в военных и мирных целях привело к массовому облучению людей, от первого наземного атомного взрыва подверглись облучению около 70 000 человек.
Учитель биологии:
У радиации есть прошлое, есть настоящее и будущее. Она, поражая организм человека, проникает в его генетический фонд. Пагубные влияния этого процесса передаются из поколения в поколение.
Ученик 8:
Наиболее тяжелыми последствиями влияния радиации на организм человека является избыточная онкозаболеваемость и онкосмертность. Опухали, поражают лёгкие, желудок, кожу, кровь. Цитогенетические исследования показали существенные изменения генного аппарата лейкоцитов, повышение злокачественной трансформации различных клеток.
Ученик 9:
Полигон ударил по детям. Почти 50% детского населения области страдают хроническими заболеваниями. Дети-уроды. Они родились такими, и нет на земле силы, которая смогла бы внести поправки в генетический код, заложенный радиацией в гены их родителей.
Ученик 10:
Доказано, что под воздействием радиации у человека в виде отдалённых последствий могут возникать такие, казалось бы, банальные заболевания как остеохондрозы, сахарный диабет, заболевания костей, нервной системы.
Ученик 11:
Медики сделали тревожный вывод: лица подвергшиеся облучению стареют быстрее, на 10 лет опережая естественные возрастные сдвиги.
Ученик 12:
Явления иммунодефицита, когда у человека катастрофически падает иммунный барьер и его организм открыт любым инфекциям, с которыми он не способен бороться. У населения Семипалатинска и районов, прилегающих к полигону отмечается рост различных психических расстройств, что ведёт к различного рода суицидов.
Учитель биологии:
С 1989 года полигон молчит. А состояние окружающей среды тревожит экологов нашего региона.


Стих о полигоне
Здесь 40 лет от молний полигона
Сгорали в пепел небо и земля
Семипалатинск - город обреченных
Здесь жизнь уходит за предел нуля

Здесь кладбища от перегруза стонут -
Им не дают ни дня на передых:
Здесь каждый день хоронят и хоронят
И, в основном, хоронят молодых.

У стариков загублены надежды -
Теперь им в одиночестве тужить
И не понятно малышам безгрешным -
Без пап и мам, ну, как на свете жить?

Гремят, как взрывы ядерные, грозы
И не Иртыш под грезами течет,
А кажется, текут людские слезы:
Утратам скорби здесь потерян счет.

Здесь ощутимо излученье мрака
Несправедливо как устроен свет:
Мы умираем под созвездьем РАКА –
Для нас других созвездий просто нет

Учитель ИЗО:
В г.Семей на острове Полковничий установлен мемориал «Сильнее смерти».
(жертвам ядерных испытаний)
29 августа 2001 года в Семипалатинске на острове «Полковничьем» открыта первая очередь Мемориала памяти жертв ядерных испытаний «Сильнее смерти». Автором проекта памятника является ШОТА ВАЛИХАНОВ. В центре мемориального комплекса расположен монумент, представляющий собой стелу – кулпытас из черного габбро высотой 25 метров, шириной 10 м, толщиной 2,0 м. На плоскости стелы насквозь выбит силуэт «атомного грибка» с имитацией взрыва в эпицентре. Внизу беломраморная скульптура (в две натуры) матери, своим телом укрывающая ребенка. По мнению авторов, через образ матери передана жертвенность, самоотверженность, борьба за жизнь и любовь к жизни. И поэтому, монумент решили назвать «Сильнее смерти». На вертикальной плоскости кулпытаса крупными буквами предполагается воспроизвести на казахском и русском языках следующие слова Президента РК Назарбаева Н.А.: «Ядерные испытания, проведенные в Казахстане и в других точках земного шара – преступление против человечества. Наш народ долгие годы был жертвой губительных испытаний, сеющих смерть всему живому. Отныне у нас этому навсегда положен конец. Жизнь – сильнее смерти!» На наклонной плоскости стилобата (нижняя часть стелы) будут выбиты конкретные данные о произведенных ядерных взрывах и слова обращения к народу – «То, что мы испытали на себе, Господь, не проведи пережить больше никому! И по сей день слышим душераздирающий стон Матери - Земли». В связи с тем, что данный мемориальный комплекс охватывает тему вселенского масштаба, предусматривается размещение скульптурной композиции под названием «Мутант». Ядерные испытания приводят к разрушению генетического кода всего живого. Считая неэтичным показ данной трагедии через судьбу человека, авторы нашли другой путь решения задачи. Мутант – зверь-чудовище: одно туловище и две головы, одна пожирает другую. Данная скульптура будет вырублена из черного гранита. На территории комплекса также находится гранитная стена – карта Казахстана (6,0х3,0 м), где  высечены ядерные и другие полигоны, существовавшие в советское время. Авторы предполагают, что со временем будет разработан специальный порядок посещения мемориального комплекса. Одним из моментов может быть подход к «ритуальному» дереву (народный обычай) для завязывания ленточек, или бросание камней в яму для облегчения от груза, для «преодоления» невзгод. Не исключается удар в набат при входе на территорию, или имитация биения сердца и т.п. Обязательным элементом должно быть звучание песни «Заман-ай» композитора Т. Мухамеджанова и поэта У.Есдаулетова, посвященной трагедии испытаний. Она заслуженно пользуется любовью и популярностью. Центральный вход на территорию мемориала с юго-западной стороны участка, с двух сторон которого предусмотрены скульптуры барсов на пьедестале (вторая очередь), также с левой стороны входа будет установлен дабыл (барабан). Вся эта композиция направляет посетителя мемориала к монументу на центральной аллее,  а радикальная аллея направляет посетителя вокруг монумента, а также к стенке – карте Казахстана и к ритуальному дереву. Монумент является центром композиции мемориала, выполнен из монолитного железобетона с облицовкой полированными плитками и блоками из черного гранита «габбро» и возвышается на высоком пьедестале с обзорными площадками вокруг монумента на отметках +2,7м и 4,05 м от уровня земли. Он уже стал местом паломничества  семипалатинсцев и гостей  города.































Учитель химии:
Наш областной центр г.Усть-Каменогорск расположен так, что от промышленных предприятий загрязняющие атмосферу вещества не рассеиваются, а оседают непосредственно в самом городе. Друзья, я приглашаю вас на пресс-конференцию. До сих пор мы рассматривали общие экологические проблемы. Они станут более понятными на конкретных примерах. Давайте обсудим, а каково состояние окружающей среды в нашей Восточно-Казахстанской области.
Учитель истории:
В администрации области недавно было собрание специалистов по охране природы, которые дали комплексную оценку экологического состояния окружающей среды в нашем регионе. Оно
крайне неблагополучно. На конференции присутствуют специалисты разных направлений. Интересующие вопросы можете задавать им. Корреспондент газеты «Караван». Скажите, каково состояние окружающей среды в ВКО?
Ученик 1:
ВКО – крупнейший промышленный регион нашей республики. Здесь функционируют мощные предприятия горнодобывающей и металлургической промышленности. Крупнейшие заводы по производству цветных и редких металлов. К этому следует добавить и предприятия строительных материалов: цементный завод, комбинат дорожно-строительных материалов, кирпичные заводы. Таким образом, территория области испытывает колоссальную антропогенную нагрузку: ежегодно в её атмосферу выбрасывается более 400 тысяч тонн вредных веществ. В водоёмы поступает около 350 млн. м3 сточных вод, а в различных хранилищах скопилось около млрд. тонн твёрдых отходов. Корреспондент журнала «Наука и жизнь». Какие химические элементы Периодической системы Д.И.Менделеева содержатся в загрязняющих веществах?
Ученик 2:
В перерабатываемых рудах содержится свинец, цинк, медь и др. элементы. Есть так же источники поступления лития, таллия, ниобия, берилия и др. веществ. Одним словом, в воздухе, в воде, и в почве области зарегистрировано около 100 загрязняющих веществ. Корреспондент газеты « Бескарагай тынысы». Существуют ли еще, какие либо источники загрязнения атмосферы в нашем регионе?
Ученик 3:
Да существуют. Это:
транспорт, на его долю приходится 23,1% от всех выбросов. В последнее время из-за нехватки запчастей транспорт на улицы городов всё чаще выходит неисправным. А это значит, что шлейф сажи за машиной, больше копоти и грязи от неё. И всё это попадает в наши лёгкие.
Загрязнению атмосферы способствует и низкое качество наших дорог.
Сгорание топлива в топках предприятий. Загрязнитель оксид серы (IV), выделяющийся при сжигании каменных углей, нефти.
И не маловажное это уничтожение и гибель лесных массивов и насаждений.
Многие участки леса так и не восстанавливаются, а со временем превратятся в безграничные степи.
А ведь лес – это лёгкие нашей планеты
Ученица 9 класса «Б» у меня вопрос к медикам. О содержании в атмосфере вредных веществ нам известно, а какое влияние они оказывают на здоровье людей?
ученик 4:
Такие элементы как цинк, железо, медь хоть и относятся к биоэлементам, но очень высокое содержание их в окружающей среде способствует возникновению множества заболеваний. Так избыток цинка в организме способствует развитию катаракты и ранней потери зрения, меди – необратимым нарушениям в печени. Этот грустный перечень последствий вредного воздействия загрязнений атмосферы на организм человека имеет длинное продолжение. К числу наиболее характерных для нашей области следует отнести болезни органов дыхания нервной системы, сердечнососудистой, пищеварительной. У нас отмечается устойчивая тенденция к повышению смертности, причём более 50% всех случаев приходится на смерть от болезней сердечнососудистой системы и злокачественных новообразований. Тревожным симптомом является неуклонный рост, в последние годы психических заболеваний. Корреспондент журнала «Экос». Скажите, а как можно решить эти вопросы, ведь ничего не возможного не бывает. Какие задачи стоят перед экологами?
Ученик 5:
Задач много. Вот некоторые из них:
Проведение комплексного исследования динамики загрязнения окружающей среды, т.е. химического, физического и биологического анализов воздуха, воды, почвы и т.д.;
Осваивать самые современные методы исследования;
Изучение иммунного статуса взрослого и детского населения области;
Оценка мутагенных факторов среды.









































Ученик 6:
Теперь перейдём к ещё более узкому вопросу – оценки экологического состояния нашей школы. Этим вопросом занималась целая экспертная группа. В неё входят уч-ся 9 класса «Б»
1.
2.
3.
Ученик 1:
Когда нам поручили оценить экологическое состояние нашей школы, мы задали себе вопрос: в каких условиях мы учимся? Ежедневно мы проводим в школе 6-7 часов. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя чувствуем? Ведь от состояния и настроения зависит успех обучения, поэтому вопросы эти не праздные. Ответы на них зависят в первую очередь от санитарного состояния помещения. В нашей школе влажная уборка проводится ежедневно 2 раза в день. Накопившийся мусор частично сжигается, частично увозят на свалку.

Ученик 2:
Каждый наверно без труда назовёт школьные кабинеты, в которых приятно заниматься. Это кабинет химии, математики, физики, информатики, русского языка. В них много растений, всегда чисто и уютно. Растения очищают воздух, создают ощущение комфорта. В коридорах много цветущих растений. К сожалению, в зимнее время бывает холодно, растения сбрасывают листья, останавливают цветение.
Ученик 3:
Крыша школы старая, её ремонтируют, но когда идёт дождь, она протекает. Хорошо бы нам сделали ремонт кровли в этом году. Руководство школы неоднократно обращалось в высшие инстанции. Приезжали в школу комиссии, эксперты, сделали фотографии, составлена проектно-сметная документация. Мы надеемся, что к новому учебному году ремонт кровли будет произведен, и мы не увидим потёков на стенах от талых вод и весенних дождей.
Ученик 4:
Я хочу стать врачом, и меня интересует, выполняются ли санитарные нормы в нашей школе, в частности, относящиеся к чистоте воздуха. Около школы находится котельная. При сжигании угля выбрасывается большое количество оксидов серы и углерода, сажи. Дети дышат загрязненным воздухом. В помещении классов, со стороны котельной в открытые форточки попадает дым, стёкла – грязные, в угольной копоти. Зимой вокруг школы весь снег черный от сажи. Загрязнение воздуха зависит от высоты трубы источника дыма и быстро падает с расстоянием от неё. Когда строили котельную, не думали о загрязнении воздуха, а это проблема серьёзная.
Ученик 5:
Вашему вниманию предлагаем насколько кадров. Узнаёте? Это свалка бытовых отходов и шлака у жилого дома по ул. Ауэзова, рядом с нашей школой. Вы видите, что здесь нет никаких ограждений, контейнеров. По этой стихийно возникшей свалке ходят взрослые на работу, дети – в школу, здесь же бегают бездомные собаки, ветер разносит мусор во все стороны, увеличивая тем самым площадь свалки. Вы можете представить себе что произойдёт когда талые воды шумным ручьём потекут здесь, а яркие лучи солнца создадут условия для размножения насекомых.
Ученик 6:
Помните:
бумага до полного разложения будет лежать более 2 лет;
консервная банка – 90 лет;
стекло – свыше 1000 лет;
картонные коробки из под молока – 5 лет;
пенопласт – 50-80 лет
пластиковые бутылки – никогда
Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 м.

Учитель истории:
Итак, сегодня мы рассмотрели некоторые аспекты экологической проблемы в мире и в Казахстане. Ситуация по-настоящему близка к катастрофе.
Можем ли мы, современное, молодое поколение изменить ситуацию к лучшему?
Что для этого нужно сделать? ( учащиеся отвечают)
Если ограничиться перечнем хороших поступков, они превратятся в слова, которые повиснут в воздухе. Предлагаю вам составить такого рода ОБРАЩЕНИТЕ.

Друзья, мы, участники конференции «Экология и здоровье человека», изучив проблему, не можем оставаться равнодушными, и призываем Вас своими делами изменить ситуацию в доме, в котором живем:

1.
2.
3.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215




!ђ Заголовок 1!ђ Заголовок 2!ђ Заголовок 3!ђ Заголовок 4!ђ Заголовок 5!ђ Заголовок 6!ђ Заголовок 7!ђ Заголовок 8!ђ Заголовок 915