Урок интегрированный истории и технологии для 7 класса «Развитие ремесел, торговли и сельского хозяйства в Казахстане в IX-XII в»


сш №20 им. А.С. Пушкина
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ТЕМА: «Развитие ремесел, торговли
и сельского хозяйства в IX-XII вв.»
учитель истории: Артыкбаева А.А.
учитель технологии: Сахарнова Д.Р.

АТЫРАУ 2013г
Тема: Развитие ремесел, торговли и сельского хозяйства в IX-XII вв.
Вид урока:интегрированный урок истории и технологии – путешествие в эпоху средневекового ремесла.
Тип уроков:ролевой урок, смешанный, практическое применение знаний.
Цель урока:познакомить учащихся с развитием искусства ремесла, торговли, земледелия с привлечением учащихся к производству ремесленных изделий на практике.
Образовательные задачи:
способствовать формированию представлений об особенностях развития в IX-XII вв. ремесел, торговли и сельского хозяйства, о их социально-экономической роли в жизни общества.
Развивающая цель:
развитие познавательного интереса у учащихся, умение грамотно излагать свои мысли на поставленные вопросы.
Воспитательная цель:
на основе изложения материала об особенностях экономического развития общества воспитать трудолюбие, целеустремленность, терпение.
Основные понятия:
кузнечное дело, ювелирное ремесло, обработка кожи, обменная торговля, городская культура.
Оборудование:интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, историческая карта, презентации, наглядный материал, раздаточный материал: глина, керамическая посуда, войлок, ватман А3, выпечка, ювелирные изделия, домбра, национальные костюмы, музыкальное сопровождение – кюй, учебник истории средневекового Казахстана – 7 класс.Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности к уроку:
действующие лица: купец; (восточная красавица), сопровождающая, четыре торговые лавки.
Сообщение темы и плана урока:
Развитие ремесла
Кузнечное дело
Ювелирное ремесло
Торговля и денежный оборот
Земледелие
Вступительное слово учителя – истории:
Рост городского населения повлиял на увеличение объема производства предметов повседневного обихода. В городах стали действовать различные производства, выросло количество ремесленных мастерских – гончарных, кузнечных, стекольных, ювелирных, деревообрабатывающих и др.
В ходе археологических раскопок обнаружены остатки гончарных мастерских в городах Отрар, Куйрыктобе, Талгар, Тараз.
Учитель технологии показывает слайды.
- Слайд 1.
Стекольное производство в Х веке развивалось в Отраре, Таразе, Туркестане
- Слайд 2.
Остатки кузнечных мастерских обнаружены недалеко от Алматы, в Талгаре.
- Слайд 3.
В средневековых захоронениях обнаружены ювелирные изделия.
- Слайд 4.
Города стали основными центрами торговли и ремесла.
Торговля осуществлялась путем обмена товарами или продажи за деньги. Огромное влияние оказала на развитие ремесла рост городов и торговые дороги – (ВШП)
Один из важных показателей торговли – это рост денежного оборота.
Монетные дворы имелись в городах Испиджаб, Отрар, Фараб.
О развитии земледелия свидетельствуют дамбы, возведенные на реке Арысь при ее впадении в Сырдарью. Само расположение городов по берегам рек Сырдарья, Чу, Талас говорит о развитии поливного земледелия.
Оформление класса.
Класс разделён на четыре группы, парты стоят полукругом. У каждого на парте лежат предметы торговли, у гончаров и ковродельцев- пиалы, чайник, глина, ковёр маленький, сумка ткацкая. У ювелиров и кузнецов на стенд прикреплены украшения, плакат с изображением казахских украшений. У плотников - макет юрты , сделанный из картона, сундук- макет, деревянный сундучок; у земледельцев и кулинаров- пиалы с рисом, с гречкой, орехами, изюмом, поднос с баурсаками и жареными пельменями. На доске прикреплен ватман с изображением юрты в черно-белом варианте, учащиеся должны будут собрать юрту прикрепляя на магнит цветные узоры, орнаменты.
Учитель технологии:
А теперь мы совершим путешествие по восточному базару и окунемся в мир эпохи средневековья. Наш город посетил купец из далекой Руси.
- Звучит казахский кюй:
Сцена.
Входит купец.
Встречает восточная красавица: Добро пожаловать, гость дорогой в наш восточный рынок. С чем пожаловали? Чем вам помочь?
Купец: Доброго здравия, красавица. Пришел я посмотреть на ваши товары и ремесло, а если мне понравятся ваши товары и изделия ремесленников, может и закуплю их.
Красавица: предлагаю пройтись по нашему базару, познакомится с искусством наших ремесленников
- Подходит к лавке гончаров и ковродельцев.
Гончары: Мы лепим керамическую посуду на круге, который вращается с помощью ног. Мастерская состоит из нескольких помещений, в первом месили глину, во второй изготавливали изделие, в третьем в печи их обжигаем. Наши изделия прочные, изящные, разнообразные по формам. У нас чаши, миски, блюда, кувшины, внутри покрыты поливной краской.
Учителя поясняют, как гончары раньше изготавливали посуду, ученики-гончары из глины показывают наглядно изготовление пиалы.
Ковродельцы: наши ковры с ворсом и без ворса, изготовлены из лучших сортов шерсти, а узоры на них взяты с бескрайних наших пастбищ и зеленых гор, так же изготавливаем сумки для посуды.
Ученица демонстрирует ручной ткацкий станок.
Ювелиры: самые лучшие в мире украшения у нас. При изготовлении мы используем различные способы. Раньше изготавливали путем нагрева и последующей ковки, а сейчас мы плавим и отливаем в специальных формах, инкрустируем их драгоценными камнями. Посмотрите на наши товары вот серьги, браслеты, ожерелья.
Купец: А мне понравился вот этот браслет надо его купить. А сколько он стоит?
Начинаются торги.
Кузнецы: мы можем предложить ножи шилья, ножницы, кетмени, лемехи для плугов, оружие.
Плотники: Мы мастера по производству юрты. Юрта основной вид переносного жилища казахов. Юрта имеет три основные части: стену, состоящую из сборно-раздвижной решетки (кереге), она укрепляется (уыками) купольными жердями, вверху устанавливается шанырак, снаружи на решетках прикрепляются кошма или циновки из тростника – чия, так же мы изготавливаем сундуки с красивыми узорами, деревянные двери.
Купец внимательно рассматривает юрту, сундук, затем плотники демонстрируют на доске сборку юрты.
Земледельцы, кулинары: Посмотрите на богатства урожая с наших полей, отведайте кулинарные изделия наших мастеров. Они приготовлены из лучших сортов пшеницы.
Кулинары угощают всех. Восточная красавица просит купца присесть отдохнуть и послушать в исполнение нашего ученика казахский кюй. Звучит казахская домбра. Заключительные слова учителя истории и технологии.
Выступление присутствующих гостей.