Родительское собрание: «Логопедическая гостиная «День за днем говорим и растем!»


Муниципальное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
Ленинского района г. Саратова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МУ ДО«Центр детского творчества»
Ленинского района г. Саратова
__________________________
Т.Р. Тихонова
Родительское собрание: «Логопедическая гостиная
«День за днем говорим и растем!»
Составила: педагог дополнительно образования
Неманова Е.В. объединение «Чистоговорка».
2016
Цель: повышение логопедической компетентности родителей в преодолении нарушений звукопроизношения.
Задачи:
1. Рассказать родителям о специфике работы объединения «Чистоговорка».
4. Познакомить с этапами работы над звуками.
5. Ознакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий.
6. Уточнить знания родителей об организации проведения артикуляционной гимнастики.
7. Закрепить практические навыки выполнения артикуляционных упражнений.
8. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям по введении звуков в речь.
Организация: сидя за столами, родителям предлагается чашечка чая (по желанию).
Оборудование:
- картинки артикуляционной гимнастики;
- листочки и ручки (по количеству человек)
- зеркала (по количеству человек)
- снежинки из салфеток
- предметы для дыхательной гимнастики
- буклеты «Артикуляционная гимнастика»
-анкета для родителей.
Ход встречи:
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня на нашей встрече я расскажу Вам об особенностях работы логопеда в объединении «Чистоговорка», поговорим о том, как наиболее эффективно выполнять домашние задания, поучаствуем в семинаре-практикуме по проведению артикуляционной гимнастики. В конце нашей встречи я отвечу на все интересующие Вас вопросы. В начале нашей беседы я бы хотела вам раздать анкету. Прошу вас заполнить ее.
Анкета для родителей
ФИ ребенка, возраст_________________________________________________
Кто Вы (папа, мама, тетя, старший брат или сестра)
1. У кого-то из Вашей семьи были/есть дефекты речи?____________________
2. Считаете ли Вы, что вашему ребенку нужна помощь логопеда?
Да
Нет
3. Как Вы считаете, надо ли бороться с дефектами речи Вашего ребенка?
Необходимо;
Не придаю этому значения;
Нет дефекта речи.
4. Обращались ли Вы к специалистам - логопед, невропатолог, районный
логопед______________________________________________________
5. Были/есть дефекты речи у Вас?
Да
Нет
6. Мешали ли они Вам в жизни, учебе?
Да
Нет
7. Желаете ли Вы тесно сотрудничать с логопедом ДОУ (выполнять домашнее задание, участвовать в консультациях, беседах).
Да
Нет.
Итак, проведем анализ анкеты. Большинство родителей ответило да на вопросы анкеты. Сегодня я постараюсь ответить на эти вопросы.
На территории нашего города существует три формы организации логопедических занятий с детьми, это:
- частные логопедические занятия (принимаются все желающие);
- посещение детьми специализированных логопедических групп или садов (дети зачисляются со сложными речевыми диагнозами);
- посещение логопедических занятий в объединении «Чистоговорка» МУ ДО ЦДТ Ленинского района г. Саратова.
Логопедическая работа в объединении «Чистоговорка» осуществляется поэтапно:
I. Подготовительный этап.
На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом (1-2 занятия).
II. Этап постановки звука (10 занятий). На данном этапе логопед обучает правильной позиции языка для дефектного звука по подражанию или с механической помощью.
III. Этап автоматизации (закрепления) звука в речи (1-3 месяца на каждый звук).
После постановки изолированного звука, следует продолжительный этап включения звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует проводить ежедневно около 15 мин.
YI. Этап дифференциации.
Иногда в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук там, где не надо (ш – шобака, Шаша). Поэтому часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий в логопедических тетрадях. Я рекомендую следующих авторов: Коноваленко В.В, Жихарева-Норкина Ю.Б. Советы, замечания и рекомендации записываются в индивидуальном порядке. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца;
- ежедневно выполняются дыхательная и артикуляционная гимнастики, различные упражнения по отработке звуков.
Для формирования правильного отношения к речевому нарушению у ребенка нужно:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Из всего вышесказанного Вы, уважаемые родители, увидели, что самыми важными для постановки звуков являются два направления:
1. Дыхательная гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
Итак, дыхательная гимнастика. Кто может рассказать, какое же оно – правильное речевое дыхание? (выслушиваю ответы) Итак, правильное дыхание для речи:
- вдох через нос, плечи при этом не поднимаются, «надуваем шарик в животе»;
- выдох плавный, свободный через рот, щеки не надуваются, «сдуваем шарик».
Попробуем вместе. У вас на столах лежат снежинки, кладем снежинку на ладонь – Вдох! – Выдох! Сдуваем снежинки. Молодцы! Таких подходов может быть до пяти.
А теперь поиграем в игру «Больной палец» (полечим больной палец). Дуем на больной палец. Не забываем: вдох через нос, выдох через рот! У Вас здорово получилось! Второе, самое важное направление – артикуляционная гимнастика. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата. Цель проведения артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. А сейчас я предлагаю взять в руки зеркала и вместе со мной поучиться выполнять артикуляционные упражнения, ведь от правильного выполнения их вами зависит правильность выполнения упражнений вашими детьми. Предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику. Итак, готовы? (родители берут в руки заранее приготовленные зеркала).
Упражнения для губ:
1. Улыбка - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка) - вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик - губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор) - зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка – Хоботок - чередование положений губ.
Статические упражнения для языка.
1. Окошечко - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка - рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится) - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Желобок - язык просунуть через округленные губы. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок - рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (Маятник) - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка - рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
3. Качели - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь орешки) - рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов - рот открыт. Языком водить по верхним и нижним резцам с внутренней стороны зубов.
6. Лошадка - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
7. Гармошка - рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
8. Маляр - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
9. Вкусное варенье - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
10. Барабан - произносим «Д, д, д, …Стучим языком за верхними зубами с силой ».
11. Индюк - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
12.Катушка-улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы. Удерживать в заданном положении на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед-назад, не отрывая языка от зубов.
Молодцы! Я думаю, что ваши дети, глядя на вас, будут стремиться выполнять упражнения правильно! Раздаю буклеты по проведению артикуляционной гимнастики.
Заканчивая собрание, хочу выслушать ваши вопросы. Благодарю за внимание.