Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе (профильное обучение)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Октябрьское» муниципального образования -Пригородный район
Республики Северная Осетия-Алания
Рассмотрено на заседании методического объединения
Протокол № 1
«______»_________________20___ г.
__________________ / ___________/ «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
«______»_______________20___ г.
__________________ / ___________/ «УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___ /______________/
«______»_________________20___ г.
Рабочая программа
по литературе (профильный уровень) в 11 «А» классе
(наименование предмета) (параллель, класс)
на 2016-2017 учебный год
Учитель русского языка и литературы
(наименование предмета)
Дзуцева Альбина Тузарбековна (фамилия, имя, отчество учителя)
Статус документа
 Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень).
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень).
Программы по литературе для 10-11 классов (авторы-составители С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Учебник:
Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч.  Чалмаев В.А., Зинин С.А.
8-е изд. - М.: 2009. Ч.1 - 456с.; Ч.2 - 464с.
Учебник для 11 класса содержит развернутую картину развития отечественной литературы в XX столетии. Книга имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях.
Литература- базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области.В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох.
                 
Цели:
Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
 
 Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования (профильный уровень). В X-XI классах выделяется по 175 часов (из расчета 5 учебных часа в неделю).
В данной рабочей  программе расписано 170учебных часов (34 учебных недели в 11 классе), предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 1 учебный час.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,
сравнение, сопоставление, классификация,
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
составление плана, тезисов, конспекта,
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
 
 Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. 
 Требования к уровню подготовки выпускников
 В результате изучения литературы на профильном уровне обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
 
Основные теоретико-литературные понятия:
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
 
          Формы и средства контроля
 
Преобладающие виды контроля:
 
  Промежуточный:
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ  (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
участие в дискуссии, заседании круглого стола,  утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
 Итоговый:
написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
творческий зачёт;
защита проектов.
Основное содержание программы
 
Введение (2 часа) Сложность и самобытность русской литературы  XX века. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.          
И. А. Бунин (9 часов)  Жизнь и творчество. «Окаянные дни». Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» и др.  Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско». «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Легкое дыхание». Повесть «Деревня». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. Сочинение по творчеству И.А. Бунина.
Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.
Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы С.В. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.
Для самостоятельного чтения: повесть  «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».
 
  М. Горький (9 часов) Жизнь и творчество (обзор). «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и др. Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Публицистика  Горького. Сочинение по творчеству М .Горького.
Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).
Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические   интерпретации пьесы «На дне».
Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».
 
 А.И. Куприн (5 часов) Жизнь и творчество (обзор). «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских  отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Опорные понятия: очерковая проза; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.
Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) Larqo Appassionato(к рассказу «Гранатовый браслет»).
Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «Allez!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».
 
 Проза Л.Н. Андреева (3 часа)  Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот». Сочинение по творчеству Куприна или Андреева.
Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.
Внутрипредметные связи: М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева.
Межпредметные связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена».
 
Русская поэзия конца XIX – начала XX века (21 час)
В. Брюсов,  Ф. Сологуб,  К. Бальмонт,  И. Анненский,  А. Белый,  Н.  Гумилев,  И. Северянин,  Н. Клюев. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.
А. А. Блок. Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать».
Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати». Сочинение по творчеству Блока.
Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.
Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.
Межпредметные связи:лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».
  А. А. Ахматова (7 часов)  Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Тема исторической памяти.  Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.
Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл.
Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.
Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Requiem В.А. Моцарта.
Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Поэма без героя».
 
 М. И. Цветаева (4 часа) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»,  «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст».  Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
Опорные понятия : поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха.
Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).
Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).
Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».
О. Э. Мандельштам (2 часа)  Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.
Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация; «Парижская нота» русской поэзии.
Внутрипредметные связи: образ «идеального» героя в литературе разных эпох.
Межпредметные связи: песни на стихи М. Исаковского, М. Светлова, А. Жарова и др.
 
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (4 часа)
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.).
Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).Возникновение «гнезд  рассеяния»эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).
 Характерные черты времени в повести И. Бабеля «Конармия». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Юмористическая проза 20 годов. Рассказы  М. Зощенко.
 
 В. В. Маяковский (9 часов)  Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие. Пьесы «Клоп», «Баня». Письменная работа.
Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы.
Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяковского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).
Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», поэмы «Люблю», «Хорошо!». 
  С. А. Есенин (10 часов)   Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью перелесиц ...», «В том краю, где желтая крапива...»,   «Собаке Качалова»,   «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.
Поэмы  «Пугачев», «Анна Снегина».
Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.
Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина. Сочинение. Контрольная работа.
Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.
Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.
Межпредметные связи : С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова, 3. Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев». 
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов XX века (1 час)
 Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).Драматургия: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Таня» А.Арбузова.
Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской, Г. Адамовича и др.
 
А. Н. Толстой. (2часа) Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.
  М. А. Шолохов (13 часов)  Роман-эпопея «Тихий Дон».
Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути  «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие  «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи. Сочинение по творчеству Шолохова.
Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе.
Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).
Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958).
Для самостоятельного чтения : рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».
М. А. Булгаков (10 часов)  Романы     «Белая гвардия»,   «Мастер и Маргарита» — по выбору. Сатира Булгакова – по выбору.
Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Сочинение по творчеству Булгакова.
 Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.
Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).
Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».
 
 Б. Л. Пастернак (5 часов)   Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.
Роман   «Доктор Живаго».
Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.
Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.
Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.
Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.
Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».
 
 А. П. Платонов (6 часов)   Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», повести «Сокровенный человек», «Котлован» —  по выбору.Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.
Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).
Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества », «Старый механик», повесть «Джан ».
 
 В.В. Набоков (обзор) (2 часа)  Жизнь и творчество. Роман «Машенька».
Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.
Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.
Внутрипредметные связи: пушкинские реминисценции и романе «Машенька»; В. Набоков и И. Бунин.
Межпредметные связи: литературное двуязычие в творчестве В. Набокова; размышления писателя о художественном значении русского языка.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, башня », роман «Защита Лужина».
 
Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе.
Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов (обзор). (2 часа)
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова, К. Симонова. «Моабитская тетрадь» Муссы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны(«Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне.«Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др.
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).
«Оттепель» 1953—1964 годов— рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов.Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф.Абрамова, В. Белова и др. Рождение мифо -фольклорного реализма (повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.
Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.
 
А. Т. Твардовский (3часа)   Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини…» и др. по выбору.Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
Поэма   «По праву памяти».
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.
Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».
 
Герои и проблематика «военной прозы». Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и др. по выбору (2 часа)
           
 Поэтическая «оттепель».   Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина. (1 час)
 Н. Рубцов (2 часа)
Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике.
Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.
Опорные понятия:«тихая» лирика, напевный стих.
Внутрипредметные связи: есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.
Межпредметные связи: песни и романсы на стихи Н. Рубцова (музыка А. Морозова, А. Лобзова, А. Васина и др.).
Для самостоятельного чтения: «Звезда полей», «Первый снег», «Ферапонтово» и др.
 
В.П. Астафьев (5 часов) Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ  «Людочка» и др.  Натурфилософия  В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.
Опорные понятия: натурфилософская проза, новеллистический цикл.
Внутрипредметные связи: «Царь-рыба» Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя.
Межпредметные связи: рассказ «Людочка» и к/ф С. Говорухина «Ворошиловский стрелок».
Для самостоятельного чтения: повести «Стародуб», «Перевал», роман «Прокляты и убиты».
 
«Деревенская проза» 50-80-х годов XX века.       Творчество С. Залыгина, Ф. Абрамова, Ю. Казакова (обзор). Жизнь и творчество
В. Г. Распутин (3 часа) Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.       
Опорные понятия: «деревенская проза», трагическое пространство.
Внутрипредметные связи: нравственная проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».
Межпредметные связи: экранизация повести «Прощание с Матёрой», «Василий и Василиса».
Для самостоятельного чтения: повести В.Г. Распутина  «Деньги для Марии», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Пожар».
 
Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов (обзор).
Жизнь и творчество А. Вампилова. Пьеса «Утиная охота» (2 часа)
             
В. Т. Шаламов (2 часа) . «Колымские рассказы» Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова.
            
 Н. А. Заболоцкий (2 часа)  Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.  Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.
Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; «натурфилософская» лирика.
Внутрипредметные связи: опыт переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.
Межпредметные связи: лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.
Для самостоятельного чтения: сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».
 
 В. М. Шукшин (3 часа)  Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство»Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художественного языка.
Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.).
Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).Для самостоятельного чтения: повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».
 
 А.И.Солженицын (5 часов) Повесть  «Один день Ивана Денисовича».
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
 Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).
Контрольное тестирование.
Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.
Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).
Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».
 
 Русская проза и поэзия 80-90-х годов (5 часов) Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).
Проза Л. Бородина. Повесть «Третья правда».
 И. А. Бродский. Поэзия и судьба. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…» Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
Авторская песня.  Жизнь и творчество Б. Ш. Окуджавы (обзор).
 
 Литература последнего десятилетия (2 часа)  Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Рассказы Т. Толстой. Проза В. Пелевина, М.Елизарова и др.
Зарубежная литература (4 часа)  Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион», Э.М.Ремарк. Романы «На Западном фронте без перемен», «Три товарища» (по выбору),   Э. Хемингуэй.  Повесть «Старик и море».
Резерв - 1 час.
Календарно-тематическое планирование в 11 «А» классе на 2016-2017 учебный год
№ п/пДата Тема урока
Содержание Кол-во часов Опорные понятия Внутрипредметные связи Межпредметные связи
  По плану Факти-чески    1 Введение.
Сложность и самобытность русской литературы ХХ века. 1 Историко-литературный процесс «Вечные» темы русской классики Отображение в литературе исторической эпохи.
2 Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века. 1 Реализм. Модернизм. Декаданс. Взаимодействие литературных направлений. Литература и искусство начала XX века.
3 Творчество И.А. Бунина.
Жизненный и творческий путь. «Окаянные дни». 1 Лирическая проза. Традиции Тургенева и Чехова в бунинской прозе. Л.Толстой о творчестве Бунина. Лирический пейзаж в бунинской прозе и в живописи М.В.Нестерова.
4 Мотивы и образы лирики И.А.Бунина. 1 5 Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина («Антоновские яблоки»). 1
6-7 Размышления о России в повести «Деревня». 2 8 Образ «закатной цивилизации» в рассказе «Господин из Сан-Франциско». 1
9 Тема любви и духовной красоты человека в рассказах «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар». 1 10 «Тёмные аллеи». Размышления о жизни, России, любви, красоте. 1 11 Р/Р.Письменная работа по творчеству И.А. Бунина. 1 12 Проза и драматургия М. Горького.
Судьба и творчество М.Горького. 1
Романтизированная проза. Полилог. Полифония. Горький и традиции романтизма. И.Анненский о драматургии Горького.
М.Горький и МХТ. Сценическая история драмы «На дне»
13 Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М. Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»). 1
14 Герой-босяк и «люди земли» в ранней горьковской прозе. 1 15 Тема раскрепощённой души в повести «Фома Гордеев» 1 16 Тема «дна» и его обитателей в драме Горького «На дне».  1
17 Урок-дискуссия. Спор о правде и мечте в драме Горького.  1 18 Нравственно-философские мотивы пьесы. 1 19 Урок внеклассного чтения.  М. Горький. Рассказы «Мальва», «Бывшие люди». 1 20 Р/Р.Классное сочинение по творчеству М. Горького. 1 21-22 Проза А. И. Куприна.
Художественный мир А. И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет».  2
Очерковая проза. Символика детали. Толстовские мотивы в прозе Куприна. Мотив дуэли в русской классике. Музыка Л.В.Бетховена в повести «Гранатовый браслет»
23 Красота «природного» человека в повести «Олеся». 1 24 Мир армейских отношений в повести «Поединок». 1 25 Метафоричность названия повести «Поединок». 1 26 Проза Л. Н. Андреева.
Своеобразие творческого метода Л. Андреева. 1
Неореализм. Евангельский сюжет. М.Горький и А.Блок о творчестве Л. Андреева. Л. Андреев и И.Е.Репин. Рисунки Л. Андреева.
27 Л.Н. Андреев. Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот». 1
28 Р/Р. Письменная работа по творчеству А.И. Куприна и/или Л.Н. Андреева. 1 29 Обзор зарубежной литературы.
Гуманистическая направленность произведений, проблемы самопознания, нравственного выбора. Б. Шоу. Жизнь и творчество.   Пьеса «Пигмалион». 1
30 Э.М.Ремарк. Роман «На Западном фронте без перемен» 1 31 «Серебряный век» русской поэзии.
Характеристика модернистских течений: символизм, акмеизм, футуризм.  1 Символизм. Акмеизм. Футуризм. Поэзия русского модернизма и традиции XIX века. Поэзия начала ХХ века в контексте русского «культурного ренессанса»
32  Обзор поэзии.
Своеобразие поэтического творчества И.Ф. Анненского, М. А. Волошина, Ф. К. Сологуба. 1
33 Символизм и русские поэты-символисты. 
В.Я. Брюсов– идеолог русского символизма. 1 Звукообраз. Музыкальность стиха. Античный миф в символистской поэзии. 34 «Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д. Бальмонта.  1 Музыкальные образы в лирике Бальмонта. 
35 А. Белый. Тема Родины, боль и тревога за судьбы России. 1 36  Р/Р. Письменная работа по творчеству поэтов-символистов (анализ стихотворений).  1
37 Поэзия А. А. Блока.
Жизненные и творческие искания А.А. Блока. 1
Лирический цикл. Реминисценция. А.Блок и А.Белый. Влияние В.Соловьева на поэтику Блока. Лирика А.Блока и живопись М.Врубеля. Иллюстрации Ю.Анненского к поэме «Двенадцать»
38 Образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной Даме» 1 39 Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений, излюбленные символы 1
40  Тема «страшного мира» в лирике Блока («Незнакомка», «На железной дороге»). 1
41 Образ художника и тема «вочеловечения» поэтического дара в лирике А. Блока ( «О, я хочу безумно жить…») 1 42-43 Россия и ее судьба в поэзии Блока («Россия», цикл «На поле Куликовом»).  2 44 Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, сюжет, герои, своеобразие композиции. 1 45-46 Старый и новый мир в поэме Блока «Двенадцать». Символика поэмы и проблема финала.  2 47 Р/Р. Сочинение по творчеству А. Блока. 1 48 Преодолевшие символизм (новые направления в русской поэзии).
Лирика Н. С. Гумилёва. Поэзия и судьба. Лирический герой поэзии Гумилева. 1 Акмеизм. Футуризм. Новокрестьянс-кая поэзия. Индивидуальное творчество и «цеховые» отношения между поэтами. Поэзия и живопись кубофутуристов.
49 Философское звучание поздней лирики Н. Гумилёва («Заблудившийся трамвай»). 1 Неоромантизм в поэзии. Герой-маска. Н.Гумилев и А.Блок о сущности поэзии. Лирика Гумилева и живопись П.Гогена.
50  И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). 1 51 Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). 1 52 Творчество А. А. Ахматовой.
Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой. 1
Лирическая исповедальностьА.Ахматова и Н.Гумилев. Стихи Ахматовой о Пушкине. Образ Ахматовой в живописи. «Реквием» Ахматовой и «Реквием» Моцарта.
53 Тема родины в творчестве Ахматовой. 1 54 Мотивы любовной лирики Ахматовой (сборники «Вечер», «Четки» и др.) 1 55 Ахматова о месте художника в «большой» истории. 1 56-57 Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием». 2 58  Р/Р.Сочинение по творчеству А. Ахматовой. 1 59 Творчество М.И. Цветаевой.
Судьба и стихи М.И. Цветаевой. 1
Лирический пафос. Дискретность стиха Пушкинская тема в творчестве Цветаевой. Поэзия и музыка в творческой судьбе Цветаевой
60 Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи, как напряжённый монолог-исповедь. 1 61 Тема дома – России в поэзии Цветаевой. 1 62 Своеобразие поэтического стиля М.И.Цветаевой. 1 63-64  О. Э. Мандельштам.
Жизнь и творчество (обзор). Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма. 2 65 Октябрьская революция и литературные процессы 20-х годов.
Литературные направления и группировки в 20-е г. 1 Эмигрантская литература.
Жанр антиутопии. Образ «нового мира» в творчестве писателей разных направлений. Исторический процесс и его художественное осмысление в 20-е г.
66 И. Бабель. Изображение гражданской войны в «Конармии». 1 67 Жанр антиутопии в прозе 20-х г.г. Роман Е. Замятина «Мы».  1 68 Урок внеклассного чтения по роману «Мы». 1 69 Юмористическая проза 20-х годов.
Рассказы М. Зощенко. 1 Сарказм. Ирония.
Политическая сатира. 70 Творчество В.В. Маяковского.
Творческая биография В.В.  Маяковского. 1
Декламационный стих. Неологизм. Библейские мотивы в лирике Маяковского. Литературные пародии на стихи поэта. Маяковский и художники- кубисты.
Маяковский и театр.
71 Тема поэта и толпы в ранней лирике («А вы могли бы?», «Нате!» и др.)  1 72 Бунт «тринадцатого апостола» (поэма «Облако в штанах»). 1 73 Тема художника и революции в творчестве Маяковского («Левый марш», «Ода революции» и др.) 1
74-75 Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня»). 2
76 Любовь и быт в поэзии Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову»). 1 77 Урок-семинар. Маяковский о назначении поэта. Маяковский сегодня. 1 78 Р/Р. Письменная работа ( сочинение ) по творчеству В. В. Маяковского. 1 79-80 Творчество С.А. Есенина.
С.А. Есенин: поэзия и судьба. 2
Имажинизм. Лирико-эпическая поэма. Творческая полемика С. Есенина и
В. Маяковского Поэзия С. Есенина в музыке.
81 Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина (сб. «Радуница»). 1
82 Тема революции в поэзии Есенина («Инония», «Небесный барабанщик»). 1 83 Трагедия мятежной души в поэме «Пугачёв». 1 84 Мотивы поздней лирики Есенина. 1 85-86 Поэма «Анна Снегина». Проблематика поэмы. Своеобразие композиции и системы образов. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме. 2 87 Р/Р Сочинение по творчеству С. Есенина. 1 88 Контрольная работа (тестирование).
Творчество С. Есенина и
В. Маяковского 1 89 Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов XX века.
 Отечественная проза и лирика 30х годов (М. Шолохов, И. Шмелёв, Б. Зайцев; П. Васильев, М. Светлов) 1 Песенно-лирическая ситуация. «Парижская нота» русской поэзии. Образ «идеального» героя в литературе разных эпох. Песни на стихи М.Исаковского. М.Светлова, А.Жарова и др.
90 А.Н.Толстой
А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор). 1 Историко-биографическая проза. «Петровская» тема в русской классике. Исторические источники романа «Петр Первый»
91 Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.  1 92 Творчество М. А. Шолохова.
Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова 1
Роман-эпопея. Хронотоп. Традиции толстовского эпоса в романе «Тихий Дон». Исторические источники «Тихого Дона». Киноверсии романа.
93-94 «Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон». 2 95 «Тихий Дон».История создания романа, широта эпического повествования, сложность авторской позиции. 1
96-97 Семья Мелеховых, картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». 2 98-99 События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон». 2 100 Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Идея дома и святости семейного очага. Нравственная позиция автора. 1 101 Женские образы в романе. 1 102-103 Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. 2 104 Р/Р Классное сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон». 1 105 В/Ч У литературной карты России (обзор творчества  Б. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова).
Изображение русского национального характера в произведениях Б. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова. 1 Историко-географическая проза 106 Творчество М.А. Булгакова.
Судьба и книги М.А. Булгакова. 1
Карнавальный смех. Сатирическая «дьяволиада». Евангельские мотивы в прозе М.А .Булгакова. М.А .Булгаков и театр. Сценические и киноинтерпретации произведений Булгакова.
107 Сатира  М.А .Булгакова. 1 108-109 Роман «Мастер и Маргарита» как многопроблемный, сатирико-философский «роман-лабиринт» 2 110-111 Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа. 2 112-113 Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита». 2 114 Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита». 1 115 Р/Р Сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 116 Творчество Б.Л. Пастернака.
Жизненный и творческий путь Б. Пастернака. 1
Метафорический ряд. Лирико-религиозная проза. Евангельские и шекспировские темы в поэзии Пастернака.
Б. Пастернак и В.Маяковский. Рисунки Пастернака. Музыкальные образы Ф.Шопена в лирике поэта.
117 Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Пастернака. 1
118 Философские мотивы лирики Б. Пастернака. 1 119 Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго». 1 120 «Стихотворения Юрия Живаго». Анализ избранных стихотворений. 1 121 Проза А. П. Платонова.
Самобытность художественного мира А.П. Платонова. 1
Литературная антиутопия. «Ключевая» лексика. Жанр антиутопии в художественной литературе. Проза Платонова и живопись П.Филонова.
122-123 Герои и проблематика прозы А. Платонова. Самобытность языка и стиля писателя. Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. 2 124 Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован»  1 125 Философские итоги повести «Котлован». 1 126 Ч.Т.Айтматов. «Буранный полустанок» . Проблема исторической памяти, уважения к собственным корням, к семье, традициям. 127 Жизнь и творчество В.В. Набокова.
Тема России в творчестве Набокова. 1
Элитарная проза. Литературное двуязычие. В.Набоков и И.Бунин. Пушкинские реминисценции в романе «Машенька». В.Набоков о художественном значении русского языка.
128 Словесная пластика прозы (по роману «Машенька»). 1 129 Р/Р. Письменная работа по творчеству В.В. Набокова. 1
130 Зарубежная литература. Э. Хемингуэй.
Жизнь и творчество. Обзор.
Повесть «Старик и море». 1 131-132 Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе  Литературный процесс 50-80-х годов XX века. Общая характеристика литературы послевоенных лет.  2 Военная публицистика. Документальная проза. «Сквозные» темы прозы и поэзии военных лет. Песенная поэзия М.Исаковского, А.Суркова, А.Фатьянова и др.
133-134 Поэзия А. Т. Твардовского.
А.Т. Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэмы «По праву памяти» и «Василий Теркин». 2 Лирический эпос.
Тема исторической памяти. И.Бунин о поэме «Василий Теркин». Некрасовские традиции в лирике А. Твардовского. А.Т. Твардовский и судьба «Нового мира» (документы и свидетельства)
135 Основные мотивы лирики А. Твардовского. 1 136-137 Урок-семинар. Герои и проблематика «военной прозы».
Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и др. по выбору. 2 138 Поэтическая «оттепель».
«Громкая» и «тихая» лирика. Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина. 1 139-140  Своеобразие художественного мира Н. Рубцова. 2 «Тихая» лирика, напевный стих. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Песни и романсы на стихи Н. Рубцова.
141  Проза  В.П. Астафьева.
Жизненный и творческий путь В.П. Астафьева. 1 Натурфилософ-ская проза, цикл новелл. «Цаль-рыба» В.П. Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя Рассказ «Людочка» и к/ф С.Говорухина «Ворошиловский стрелок»
142-143 Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя.   Общее рассмотрение сюжета, композиции и образной системы романа «Царь-рыба». 2 144-145 «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Проблема утраты человеческого в человеке. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя. 2 146 «Деревенская проза» 50-80-х годов XX века.
Творчество С. Залыгина, Ф. Абрамова, Ю. Казакова. 1 147 Жизнь и творчество В. Г. Распутина (обзор).
Проблемы нравственности в рассказе «Женский разговор».  1 «Деревенская проза» «Преступление и наказание» Достоевского и «Дочь Ивана, мать Ивана» Распутина. Экранизация произведений В.Г. Распутина.
148 Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений. 1 149-150 Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов (обзор).
Жизнь и творчество А. Вампилова.
Пьеса «Утиная охота». 2 151-152 Жизнь и творчество В. Т. Шаламова.
«Колымские рассказы». 2 «Лагерная проза» 153-154 Поэзия Н.А. Заболоцкого.
Жизнь и творчество (обзор).
Единство природы и человека в лирике Н. Заболоцкого. 2 Натурфилософ-ская проза. Влияние Ф.Тютчева и А.Блока на лирику Н.А. Заболоцкого. Лирика Н.А. Заболоцкого и живопись П.Филонова, М.Шагала, П.Пикассо
155 Проза В. М. Шукшина.
Яркость и многоплановость творчества В.М. Шукшина. 1
Герой- «чудик». Языковая пародийность. Шукшин и писатели- «деревенщики» Кинодраматургия В.М. Шукшина.
156 Тип героя-«чудика» в новеллистике Шукшина (Рассказы «Чудик», «Миль пардон, мадам»).  1 157 Тема города и деревни в прозе Шукшина. 
(«Срезал», «Выбираю деревню на жительство»). 1 158 Проза А. И. Солженицына.
Этапы творческого пути А. И. Солженицына.  1
Тип героя-праведника.
Речевая почвенность. Тема народного праведничества в произведениях русской классики. Нравственно-философская позиция Солженицына- историка.
159 Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты). Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи. 1
160 Своеобразие звучания «лагерной темы» в повести «Один день Ивана Денисовича». 1 161 Тема народного праведничества в рассказе «Матренин двор». 1 162 Контрольное тестирование по творчеству А.И. Солженицына. 1 163-164            Русская проза и поэзия 80-90-х годов.
Проза Л. Бородина.
«Болевые точки»  жизни в прозе Л. Бородина. Повесть «Третья правда». 2 Литература постмодернизма. Стиль «фэнтези». Ироническая поэзия. Эссизм. «Реминисцентность», «интертестуальность» современной поэзии и прозы. «Вечные» темы в прозе с реалистической доминантой. Современная литература в контексте «массовой культуры»
165 И. А. Бродский.
Поэзия и судьба. 1 166 Авторская песня.
Жизнь и творчество Б. Ш. Окуджавы (обзор). 1 167 Р/Р  Рецензия на произведение современной литературы. 1 168-169 Литература последнего десятилетия.
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. 2 170 Резервный урок. 1