Рабочая программа по физике для 8 класса на основе учебника Пёрышкина


Целинский район, село Лопанка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лопанская средняя общеобразовательная школа № 3
«Утверждаю»
И.о. директора МБОУ Лопанская СОШ № 3
Приказ от ____________ № _______
______________Е.С. ТонкошкурАДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физике
Уровень общего образования, класс
основное общее образование, 8 «Б» класс
Количество часов - 68
Учитель Стаценко Алла Владимировна
Программа разработана на основе авторской программы по физике 7-9 классов Е.М. Гутник и А. В. Пёрышкинаг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана для Кажаева Руслана Кахрамоновича, по заключению ПМПК №194 от 24.05.2016 года, в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике.
Авторская программа Е.М. Гутник и А. В. Пёрышкин. Москва. «Планета» 2010г.
Учебный план МБОУ Лопанская СОШ №3 на 2016-2017 уч.год.
Календарный учебный график МБОУ Лопанская СОШ №3 на 2016-2017 уч.год.
Положения о рабочей программе. Приказ МБОУ Лопанской СОШ №3 от 31.05.2016, №13
Примерные программы по физике 7-11 классы. Москва. «Планета» 2010г.
УМК к учебнику физики 8 класса Е.М. Гутник и А. В. Пёрышкин Москва «Дрофа» 2014 год.
Количество учебных часов, на которые рассчитана авторская программа
в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю) по календарному учебному графику 69 часов.
Цели:
освоение знаний о тепловых, электрических и магнитных явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических и частично тепловых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате обучения учащийся должен
Понимать смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока, отражение, преломление. В результате изучения физики в 8 классе ученик должен
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
знать/понимать
смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро.
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
контроля за исправностью электропроводки в квартире.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общие и частные предметные результаты ожидаемые в процессе обучения физике в 8 классе отражены в представленном ниже календарно-тематическом планировании.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тепловые явления (23 ч)
Внутренняя энергия
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации. Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества.
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации. Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.
Электрические явления. (30 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации. Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Электромагнитные явления. (5 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы. Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления. (7 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации. Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы.Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Итоговое повторение (4 ч)
Формы организации учебных занятий.
Урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок-практикум, урок-игра.
Основные виды учебной деятельности
Лабораторная работа, контрольная работа, самостоятельная работа, практическая работа, исследование.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Наименование раздела темы Кол-во
часов Дата
план факт
1. Тепловые явления 23 часа 1 Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Тепловое движение. Температура 1 03.09.2016 1
2 Внутренняя энергия и способы ее измерения 1 07.09.2016 2
3 Теплопроводность 1 10.09.2016 3
4 Конвекция. 1 14.09.2016 4
5 Излучение 1 17.09.2016 5
6 Количество теплоты. Удельная теплоемкость. 1 21.09.2016 6
7 Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении 1 24.09.2016 7
8 Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» 1 28.09.2016 8
9 Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела» 1 01.10.2016 9
10 Энергия топлива. Удельная теплота сгорания 1 05.10.2016 10
11 Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах 1 08.10.2016 11
12 Решение задач по теме «Тепловые явления» 1 12.10.2016 12
13 Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» 1 15.10.2016 13
14 Плавление и отвердевание кристаллических тел.
График плавления и отвердевания 1 19.10.2016 14
15 Удельная теплота
плавления 1 22.10.2016 15
216 Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение ее при конденсации 1 26.10.2016 16
17 Кипение 1 29.10.2016 17
18 Влажность воздуха и ее измерение 1 09.11.2016 18
19 Удельная теплота парообразования и конденсации 1 12.11.2016 19
20 Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания 1 16.11.2016 20
21 Паровая турбина. КПД теплового двигателя 1 19.11.2016 21
22 Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» 1 23.11.2016 22
23 Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» 1 26.11.2016 23
2 Электрические явления 30 часов 24 Работа над ошибками
Электризация тел при соприкосновении. 1 30.11.2016 1
25 Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. 1 03.12.2016 2
26 Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.. 1 07.12.2016 3
27 Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов 1 10.12.2016 4
28 Объяснение электрических явлений 1 14.12.2016 5
29 Электрический ток. Источники электрического тока 1 17.12.2016 6
30 Электрическая цепь и ее составные части 1 21.12.2016 7
31 Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока 1 24.12.2016 8
32 Сила тока. Единицы силы тока Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» 1 28.12.2016 9
33 Электрическое напряжение. Единицы напряжения 1 11.01.2017 10
34 Вольтметр. Измерение напряжения.
Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» 1 14.01.2017 11
35 Зависимость силы тока от напряжения 1 18.01.2017 12
36 Электрическое сопротивление 1 21.01.2017 13
37 Закон Ома для участка цепи 1 25.01.2017 14
38 Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление 1 28.01.2017 15
39 Реостаты.
Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом» 1 01.02.2017 16
40 Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» 1 04.02.2017 17
41 Решение задач по теме «Постоянный ток» 1 08.02.2017 18
42 Контрольная работа №3 по теме «Постоянный ток» 1 11.02.2017 19
43 Работа над ошибками
Последовательное соединение проводников 1 15.02.2017 20
44 Параллельное соединение проводников 1 18.02.2017 21
45 Работа электрического тока 1 22.02.2017 22
46 Решение задач по темам «Параллельное и последовательное соединение проводников. Работа электрического тока» 1 25.02.2017 23
47 Мощность электрического тока. Единицы работы и мощности тока, применяемые на практике 1 01.03.2017 24
48 Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности тока в лампе» 1 04.03.2017 25
49 Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца 1 11.03.2017 26
50 Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители 1 15.03.2017 27
51 Решение задач по теме «Постоянный ток» 1 18.03.2017 28
52 Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток» 1 01.04.2017 29
53 Работа над ошибками 1 05.04.2017 30
3 Электромагнитные явления 5 часов 54 Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии 1 08.04.2017 1
55 Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.
1 12.04.2017 2
56 Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» 1 15.04.2017 3
57 Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. 1 19.04.2017 4
58 Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» 1 22.04.2017 5
4 Световые явления 7 часов 59 Источники света. Распространение света. 1 26.04.2017 1
60 Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало 1 29.04.2017 2
61 Преломление света 1 03.05.2017 3
62 Линзы. Оптическая сила линзы. 1 06.05.2017 4
63 Изображения, даваемые линзой 1 10.05.2017 5
64 Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы» 1 13.05.2017 6
65 Контрольная работа №5 по теме «Световые явления» 1 17.05.2017 7
5 Повторение 4 часа 66 Работа над ошибками
Повторение темы «Тепловые явления» 1 20.05.2017 1
67 Повторение темы «Электрические явления» 1 23.05.2017 2
68 Повторение темы «Магнитные явления» 1 27.05.2017 3
69 Повторение темы «Световые явления» 1 31.05.2017 4
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Лопанская СОШ №3
от__________20____года №____
____________Ильяшенко Т. А.
подпись
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______________ИльяшенкоТ. А
подпись
_____________________20___года
Дата