Преподавание математических основ информатики в школьном курсе предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения ФГОС


«Преподавание математических основ информатики в школьном курсе предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения ФГОС»
Введение 
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования»
Николай Рубакин
«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами.»
Али Апшерони
«Уча других, мы учимся сами.»
Луций Анней Сенека (младший)
 
Актуальность. Совершенствование качества обучения - воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учитeля. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ» - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Обоснование выбора темы. Как известно, основные информационные процессы – это получение, хранение, передача и обработка информации. Изучением этих процессов и занимается информатика, причём акцент делается на автоматизацию информационных процессов. Автоматизация же информационных процессов невозможна без использования формализованных языков – специальных знаковых систем, предназначенных для фиксирования информации. Первые эффективные средства и методы формального кодирования информации разработаны именно в математике, а информатика естественно их восприняла. Но информатика ставит в вопросах кодирования принципиально новые задачи – разработка кодов, предотвращающих искажение информации при её передаче по каналам связи, разработка экономичных кодов, разработка методов кодирования, защищающих информацию от несанкционированного доступа.
В области обработки информации информатика ставит задачи, связанные с существованием алгоритмов, исследованием их свойств, оценкой эффективности, доказательством правильности работы. Математическая подоплёка кодирования информации естественным образом трансформирует эти задачи в математические.
Эти и другие вопросы привели к созданию бурно развивающейся сегодня области математики – «дискретной математики». Те её достижения, которые связаны с информационными процессами, и образуют «математические основы информатики». В школьном курсе математики и в школьном базовом курсе информатики данная научная область практически не представлена. В базовом курсе информатики даётся некоторое ознакомление с математическими основами информатики, но больший упор делается на знакомство учащихся с информационными технологиями. Поверхностное знакомство с алгоритмизацией, программированием, кодированием информации, логикой и компьютерной теорией чисел, может быть, и достаточно для базового уровня, но если ученик планирует учиться дальше в направлении, связанном с программированием, математическим моделированием, информационной безопасностью – ему точно не хватит школьной подготовки. Так же, как не хватает её в данной области информатики тем, кто хочет сдавать ЕГЭ по информатике, или, например, участвовать в конкурсах и олимпиадах по этому предмету.
Для того, чтобы восполнить возникающий пробел, можно для заинтересованных ребят проводить факультативные и групповые занятия, организовывать элективные курсы. Можно тщательней прорабатывать вопросы математических основ информатики на выделенных уроках. Но требуется дополнительная подготовка, специальные знания учителю. Я преподаю информатику 14 лет, я учитель математики по образованию. Но не программист. Моя математика – школьная. Поэтому мне и потребовалось самой заняться самообразованием в области математических основ информатики. Кроме того, с введением нового Федерального Государственного стандарта образования, для учителей и для заинтересованных учащихся представляется замечательная возможность всё-таки более глубоко изучить теоретические основы, не ущемляя при этом практическую деятельность – ИКТ. Более насыщенная программа, много дополнительных возможностей для самостоятельного учения, но и более серьёзные требования к результатам обучения. Это тоже требует дополнительной подготовки, дополнительного самообразования в методической и нормативно-правовой сферах. 
План самообразования
Цели: Повышение профессиональной подготовленности в области теории и методики преподавания информатики в области математических основ информатики, повышение профессиональной подготовленности к переходу на обучение, согласно с новым ФГОС, и, как следствие, повышение эффективности обучения информатике и ИКТ.
Основные
направления Содержание самообразования
1.Профессиональное   Изучение документов по введению нового Федерального государственного образовательного стандарта
  Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Информатика и ИКТ».
  Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по информатике, концепциями обучения, их оценками.
  Изучать новую литературу по информатике и методике преподавания.
  Дистанционное обучение на курсах повышения квалификации для учителей информатики.
  Принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней.
  Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.
  Организовывать и проводить внеклассную деятельность по предмету.
  Систематически знакомится с Инернет-ресурсами по предмету.
  Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
2. Психолого-педагогическое   Совершенствовать свои знания в области классической и современной  психологии и педагогики.
  Изучать современные психологические методики.
3. Методическое   Изучение документов по введению нового Федерального государственного образовательного стандарта
  Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания.
  Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков информатики.
  Составление рабочих учебных программ по предмету на основе требований нового ФГОС
  Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.
  Разработка уроков с элементами изучения математических основ информатики для классов, в которых в нашей школе реализуется ФГОС Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания знаний учащихся в области информатики и ИКТ
  Разработка программы элективного курса «Математические основы информатики» для учащихся 10 класса
  Разработка программы элективного курса «Основы программирования» для 8-9 классов
  Подготовка и ведение занятий по программам  элективных курсов
4.Охрана здоровья   Своевременно обновлять инструкции по ТБ и стенд по здоровьесбережению в кабинете  вычислительной техники.
  Изучение и соблюдение  СанПиН и правил охраны труда
  Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Этапы  работы с отметками о выполнении:
1 этап (теоретический)
2 этап (практический)
3 этап (обобщающий)
№ Этап реализации программы Примерные сроки Отметки о выполнении
1.1 Изучение документов по введению нового Федерального государственного образовательного стандарта 2016-2017 уч год Изучаю документы по введению нового Федерального государственного образовательного стандарта
2.1 Составление рабочих учебных программ по предмету на основе требований нового ФГОС 2017-2018уч год Составлены рабочие учебные программы на IIступень;
 
1.2 Дистанционное обучение на курсах повышения квалификации в Педагогическом университете Первое сентября 2016-2017 уч год Успешно окончила курсы:
«Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта» и «Математические основы информатики».
2.2 Разработка уроков с элементами изучения математических основ информатики для классов, в которых в нашей школе реализуется ФГОС 2017-2018 5 класс. Темы: В мире кодов. Способы кодирования информации;  Метод координат; Табличное решение логических задач; Диаграммы; Кодирование как изменение формы представления информации; Преобразование информации по заданным правилам; Преобразование информации путём рассуждений.
 
2018-2019 6 класс. Темы: Отношения между множествами; Понятие как форма мышления; Математические модели; Решение логических задач с помощью нескольких таблиц; графики и диаграммы; Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач; Алгоритм. Виды алгоритмов.
2018-2019 7 класс. Темы:
2019-2020 8 класс. Темы:
2020-2021 9 класс. Темы:
2.3 Разработка программы элективного курса «Математические основы информатики» для учащихся 10 класса Февраль-март 2018 Разработана программы элективного курса «Математические основы информатики» для учащихся 10 класса
2.4 Подготовка и ведение занятий по программе элективного курса 2018-2019 уч год Проводятся занятия элективного курса «Математические основы информатики» для учащихся 10 класса
1.3 Чтение материалов по тематике программы самообразования в методической литературе 2016-2019 Статьи в периодических изданиях «Информатика», «Информатика в школе»
1.4 Изучения опыта других преподавателей информатики 2016-2019 Интернет –ресурсы
Участие в ГМО
 
2.5 Разработка программы элективного курса «Основы программирования» для 8-9 классов Февраль-март 2018  
2.6 Подготовка и ведение занятий по темам элективных курсов 2018-2019 уч год  
1.5 Изучение представления   математических основ информатики в школьном курсе математики (элементы логики, комбинаторики, теории графов и т.д.) Разработка совместных (бинарных) уроков с учителями математики. 2017-2019 уч год Изучаю представление математических основ информатики в школьном курсе математики (элементы логики, комбинаторики, теории графов и т.д.)
1.6 Изучение представления математических основ информатики в материалах для подготовки выпускников к итоговой аттестации 2017-2019 Изучаю представление математических основ информатики в материалах для подготовки выпускников к итоговой аттестации
3.1 Выступления о проделанной работе на ГМО, семинарах, педсоветах. 2017-2020 Выступление о составление РУП для 5 класса согласно требованиям ФГОС на ГМО учителей информатики.
Оказание технической помощи  другим учителям-предметникам для интерактивного обмена опытом по изучению трудностей перехода на ФГОС.
3.2 Проведение открытых уроков. 2017-2019 Проведены открытые уроки:
5 класс: Разработка плана действий (муниципальный уровень).
10 класс: Обобщающий урок по основам логики и логическим основам устройства компьютера (в рамках предметной недели, школьный уровень)
 
3.3 Обновление личных интернет-ресурсов. 2016-2019 Обновление личных интернет-ресурсов.
 
Предполагаемый результат: 
  Повышение качественной успеваемости по предмету «Информатика и ИКТ», отсутствие неуспевающих.
  Повышение качества подготовки выпускников, выбравших экзамен по информатике, к ЕГЭ и ГИА.
  Формирование комплекта дидактических материалов.
  Формирование комплекта контрольно-тестовых материалов.
  Подготовка учащихся к районной Олимпиаде по информатике и их успешное выступление.
  Формирование комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий соответствующих новым ФГОС.
  Проведенные  открытые  уроки  перед  учителями  школы.
  Проведенные  мастер-классы  перед  учителями  школы.
  Доклады  и  выступления по тематике самообразования.
  Организация  работы элективных курсов.
  Обновление и пополнение личной методической  веб-страницы и персонального сайта.
 
Форма  отчета  по  проделанной  работе:
         Обобщение опыта  работы  на  уровне  школы.
         Выступления  по  обмену  опытом  работы  на МО.
         Представление  администрации  школы  отчета  с  анализом, выводами  и  рекомендациями  для  других  учителей.