Урок литературного чтения по теме: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс









Урок литературного чтения

по теме:
П.П.Бажов «Серебряное копытце»
4 класс

(технология развития критического мышления, приемы технологии сотрудничества)




















Цель урока: на основе анализа и создания сравнительной таблицы выявить основные особенности сказа как литературного жанра, определить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».

Задача урока заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» литературоведческое понятие в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты
Предметные :
-на основе анализа и составления сравнительной таблицы выявить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».

Метапредметные:
- формировать читательскую самостоятельность учащихся через развитие таких познавательных универсальных учебных действий, как выявление в процессе сравнения и анализа особенностей изучаемых объектов, использование таблицы как модели для получения и представления информации.

Личностные :
-развивать навыки сотрудничества при работе в малой группе, формировать отношение к чтению как инструменту для способа приобретения знаний, опыта и духовно-нравственных ценностей.

Оборудование: компьютер, шаблон сравнительной таблицы (для заполнения и коррекции в интерактивном режиме); учебник; раздаточный материал для работы групп (карточки с заданиями).

Ведущая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы технологии сотрудничества.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Основной прием – эвристическая беседа

В соответствии с технологией развития критического мышления урок состоит из трех стадий: вызов – осмысление – рефлексия.



Ход урока

ВЫЗОВ:

1. Целеполагание – эвристическая беседа на стадии вызова.
-Сегодня, когда я поднималась по лестнице в класс, я услышала разговор двух мальчиков. Один из них сказал, что ему очень понравился рассказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Другой заспорил: «Это не рассказ, а сказка!» Как вы думаете, кто из них прав?

Ответы учеников, отражающие различные точки зрения:
(Я думаю, что прав )

-Почему у детей возник спор?
(Потому что произведение похоже на сказку и на рассказ.)

-Как помочь ребятам разрешить спор?

2. Формулировка цели урока.

-Как мы это будем выяснять?

3. Совместное составление плана работы.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

1.Самостоятельная работа по содержанию произведения

-Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить содержание нашего произведения. Перед вами лежат карточки, посмотрите и сформулируйте задание к данной работе.
( нужно восстановить текст )

Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.

2. Проверка . Ответы групп.

-А теперь сравните с отрывком из произведения.
(Дети сравнивают, оценивают качество своей работы.)
Ф и з м и н у т к а

3. Составление сравнительной таблицы на основе плана исследования

-Для того, чтобы мы помогли ребятам разрешить спор, я предлагаю вам провести исследование. Каждая из групп будет исследовать литературное произведение по плану. Вы заполните и представите сравнительную таблицу.

Ребята в группах заполняют таблицу на основе анализа предложенных им произведений (сказки, рассказа и произведения, жанр которого не определен ими).
Форма таблицы:

Линии сравнения
Сказка

Рассказ
Жанр ?


Место действия

Рассказчик (есть, нет, участник события, сказочник)
Герои (реальные, вымышленные, волшебные)

События (реальные, вымысел)
Наличие волшебства

Повторы







При представлении результатов исследования каждой группы таблица приобретает законченный вид. Анализируя содержание таблицы, дети делают вывод, что «Серебряное копытце» имеет характерные черты сказки и рассказа.
4. Моделирование определения жанра .
-Попробуйте в группах дать определение новому литературному жанру. У вас лежат на партах карточки, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова из нашей сравнительной таблицы.

Карточка: Это жанр, который описывает ____________, как в_________, но имеет элемент _________________, как в _________.

Результат: это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке.

-Проанализируйте название знакомых жанров и определите общую часть данных слов, которое и будет названием нового литературного жанра: рассказ + сказка = ? (СКАЗ)

Это сказ. А теперь посмотрим по словарю, что такое сказ.

6. Работа с толковыми словарями
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

РЕФЛЕКСИЯ:

1. Проверка усвоения материала - ответы на вопросы на основе работы с текстом.
Проверка направлена на то, как ученики поняли главную особенность сказа как жанра.

2. Проблемный вопрос: «А как вы думаете, для чего П.Бажов создавал такие произведения, в которых с реальными событиями происходят волшебные превращения?»

(Смысл ответа: Автор так долго жил среди простых людей, занятых тяжелым посильным трудом, что создавая свои чудесные произведения, он мечтал о том, чтобы в их жизни появилась хотя бы маленькая искорка надежды на чудо.)


3. Групповая работа по составлению синквейна

Правила составления синквейна.

Презентация творческих работ групп.



4. Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально).
-Придумайте рассказ о том, как сложится дальнейшая судьба Даренки, кем она станет, как проживет свою жизнь.
-Прочитать другие произведения Бажова (на выбор), найти подтверждения мысли, что в сказах реальные события переплетаются с волшебными превращениями (сопоставительная таблица: волшебство – реальность).
15