Разработка урока по географии Опасные природные явления (6 класс)

Опасные явления в атмосфере






Автор: 
Липатникова Галина Викторовна, учитель географии высшей категории
 Место работы, должность: 
МОУ «Сернурская средняя /полная/ общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова»
 Регион: 
Республика Марий Эл
Класс: 
 6 класс
Предмет: 
География
Цель урока: 
Через организацию исследовательских заданий с использованием проблемного, интегрированного подходов и познавательной деятельности сформировать у обучающихся представление об опасных явлениях в атмосфере с применением ИТ технологий 
Тип урока: 
 Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 
Учебник: В.А. Кошевого, О.А. Родыгиной География Наш дом – Земля ООО «Баласс», 2011. ФГОС. Образовательная система «Школа 2100»
Используемое оборудование: 
 Компьютер
Используемые ЦОР: 
Презентация к уроку "Опасные природные явления в атмосфере"
Краткое описание: 
 Урок проводится в рамках предмета «География 6 класс», когда особенно актуальна проблема формирования внутренней мотивации учения, целостных представлений об окружающем мире и месте человека в нем. Разработанный в форме исследования с использованием проблемного и личностно- ориентированного подходов, урок способствует процессу формирования образовательных потребностей учащихся. Для развития познавательного интереса, создания положительного эмоционального настроя обучения на уроке используется работа с материалом учебника, презентацией, технологическими картами.
На уроке звучат стихи русских поэтов, организована выставка фотографий опасных явлений в атмосфере. А все это способствует повышению интереса детей и более эффективному усвоению материала
Данный урок органично интегрирует знания учащихся из физики, литературы, географии при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания, генерируя при этом новые идеи.
Этапы урока
1. Мотивация, формулировка ключевого вопроса урока.
Вводное слово учителя: - Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение атмосферы – воздушной оболочки Земли. Послушайте отрывки стихов великого русского поэта и скажите, о чем пойдет речь на уроке?
Туча мглою небо кроет, вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя (ответы учеников)
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи.
Мороз воевода дозором обходит владенья свои (ответы учеников)
Тема нашего урока «Опасные явления в атмосфере»
Нас окружает бесконечное множество явлений природы.
Скажите, что такое явление природы? Какие стихийные и опасные явления в атмосфере вы знаете?

Учитель: Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте основной ( ключевой) вопрос урока, исходя из разнообразия названных  и увиденных явлений.

На доске – ключевой вопрос, на который предстоит ответить учащимся по ходу урока.
Учащиеся называют и записывают в тетрадях тему урок, формулируют цель: познакомиться на уроке с опасными явлениями природы, с умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений.
2.Операционно-исполнительный этап.
а) выполнение исследовательской  работы в группах.
Учитель: Сейчас вам предстоит поработать с материалом учебника и заполнить технологическую карту.
Учащиеся  заполняют технологическую карту ( Приложение 1)  
б) выступления учащихся, работа с картой учебника (стр. 93)
Учитель:
-  используя рис. 73, определите, где на Земле чаще всего случаются засухи, суховеи, пыльные бури
- какие меры предосторожности следует соблюдать при угрозе ураганов, смерчей, гроз?
- что такое молния?
- какие страны больше всего страдают от молний, торнадо, тайфунов?
- какие суховеи имеют собственные имена?
- каким районам России характерны пыльные бури?
- почему не надо бояться грома?
- каким стихиям атмосферы и как могут противостоять люди?

Учитель: В русском народном творчестве в потешках, прибаутках, загадках мы встречаемся с явлениями природы. О каких явлениях идет речь:
«В мороз лежит, в тепло – бежит, прозрачна – а не стекло, пригреешь – собрать не успеешь.»
«Мучки насейте – пирожки затейте, пирожки на дрожжах, их не удержишь на вожжах.»
«Куй железо пока горячо».
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Пословицы, поговорки – это кладезь народной мудрости. Русский народ очень мудрый. Мы должны гордиться своими корнями, принадлежностью к великой нации.
Оценочно-рефлексивный этап
Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока.
 Учитель: Справились ли мы с поставленными задачами? Проверим свои знания  (Приложение 2)
Рефлексия: Перед вами оценочные листы. Оцените свою работу на уроке. Если возникли трудности, отметьте какие.(Приложение 3)
Подведение итогов работы класса на уроке, особое внимание обращается на самых активных учеников, слаженность работы в группе, взаимоподдержка при выполнении исследования.
Дом. Задание. §15(обязательный уровень)
Творческие задания, дифференцированные по сложности:
Тем, кто затрудняется, составить кроссворд.
Учитель: Урок окончен. Спасибо за урок!!!
Приложение № 1
Опасное атмосферное явление
Характеристика
Где чаще всего происходит?
Чем опасно
Меры предосторожности

Засуха





Суховей





Пыльные (песчаные бури)





Ливень





Град





Заморозки





Атмосферные вихри:
- тайфун
- ураган
- тропический циклон
- смерч
- торнадо





Молния (линейная, шаровая)





Буран





Приложение 2
Тест по теме

Засуха а) Местное название метели при сильном ветре и низкой t воздуха
в Азиатской части России и Казахстана
Суховей б) Длительный период с малым количеством осадков
Пыльные (песчаные бури) в) Кратковременные атмосферные осадки большой интенсивности
Тайфун г) Сильный сухой и горячий ветер, дующий несколько суток
Молния д) Атмосферные осадки в виде частичек льда неправильной формы
Торнадо е) Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и
Распространяющийся до поверхности Земли виде хобота
Смерч ж) Огромное количество пыли, песка, почвы и мелких камней
Град з) Гигантский электрический искровой разряд в атмосфере
Ливень и) В переводе с китайского «Большой ветер»
Буран к) Название смерча в Северной Америке

Взаимопроверка и выставление оценок ( 1 правильный ответ – 1 балл)
Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы»
 
 
 






15