Разработка урока по физике в 8 классе Повторение по теме Световые явления. Зрительные иллюзии.










ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ».
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ.


Никитина Ирина Никитична
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22
имени Героя Советского Союза П.Т.Пономарева»
Заводского района города Саратова
























Саратов 2015
Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Световые явления», познакомить учащихся со зрительными иллюзиями, научить объяснять причины возникновения иллюзий, расширить и углубить знания по теме «Световые явления».
Задачи урока:
Повторить основные определения, понятия, законы, формулы по данной теме;
Закрепить основные умения и навыки;
Познакомить с определением зрительных иллюзий;
Объяснить причины их возникновения;
Познакомить с применением оптических иллюзий в различных сферах человеческой деятельности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, углубление и расширение знаний.
Методы обучения: словесные, демонстрационные, работа с печатными пособиями, решение задач, иллюстративные, методы контроля и учета знаний и умений.
Средства обучения: рассказ, беседа, показ опытов, наблюдения, работа с печатными пособиями, тестирование, работа с рисунками, игра.
Оборудование: компьютер, проектор, два зеркала, два предмета.
План урока.
Организационный момент. – 1 мин.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос. – 5 мин.
Контроль знаний, умений, навыков (тестирование, дидактическая игра, занимательный опыт, задача Шерлока Холмса). – 10 мин.
Физкультминутка. – 1 мин.
Знакомство со зрительными иллюзиями. – 26 мин.
Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия. – 2 мин.
Ход урока.
Организационный.
Проверить готовность учащихся к уроку, сообщить тему, цели и задачи урока.
Фронтальный опрос по теме.
Каждый учащийся получает карточку с вопросом по теме. Отвечают по цепочке.
Что такое свет? (Свет – это излучение, которое воспринимается глазом.)
Кто и когда сформулировал закон прямолинейного распространения света?( Основатель геометрии Евклид, 300 лет до нашей эры.)
Что называется отражением света?( Явление изменения направления света на границе двух сред.)
Сформулируйте законы отражения света. ( Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча. Угол падения
· равен углу отражения
·.)
Что называется преломлением света? ( Явление изменения направления света при переходе через границу двух сред.)
Сформулируйте законы преломления света. ( Лучи, падающий и преломленный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред.)
Что называется линзой? (Линза – прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями.)
Какие линзы вам известны?( Выпуклые и вогнутые.)
Что называется фокусным расстоянием линзы? (Расстояние от линзы до ее фокуса.)
Что называется оптической силой линзы? ( Величина, обратная ее фокусному расстоянию.)
Как найти оптическую силу системы линз?( Оптическая сила системы линз равна сумме оптических сил линз системы.)
Охарактеризуйте изображение, даваемое линзой, если:
А) линза собирающая и d < F( мнимое, прямое, увеличенное), d > 2F( действительное, перевернутое, уменьшенное), F < d < 2F( действительное, перевернутое, увеличенное), d = F( нет изображения), d = 2F( действительное, перевернутое, равное).
Б) линза рассеивающая( при любом положении предмета мнимое, прямое, уменьшенное).
Назовите орган зрения животных и человека? (Глаз.)
Что образует оптическую систему глаза? (Роговица, хрусталик и стекловидное тело.)
Какое изображение получается на сетчатке глаза?( Действительное, перевернутое, уменьшенное.)
Почему мы видим предметы неперевернутыми?( Процесс зрения корректируется мозгом, поэтому предмет мы воспринимаем прямым.)
Назовите причины близорукости и дальнозоркости?(При близорукости сетчатка удалена от хрусталика, при дальнозоркости сетчатка приближена к хрусталику по сравнению с нормальным глазом.)
С помощью каких линз исправляют эти недостатки зрения? ( При близорукости – рассеивающие, а при дальнозоркости – собирающие линзы.)

Тестирование по теме «Световые явления».
У каждого учащегося задание с тестом.
Угол падения луча равен 6013 QUOTE 1415. Каков угол отражения луча? ________________
Угол между падающим и отраженным лучами составляет 5013 QUOTE 1415. Под каким углом к зеркалу падает свет?_________________
На плоское зеркало падает световой пучок ASB (рис.1). Постройте отраженный световой пучок.
S A



B
Рис. 1 рис. 2

Постройте изображение в плоском зеркале (рис. 2).
Постройте изображение AB , даваемое собирающей линзой с фокусным расстоянием F. Опишите свойства изображения.
Свойства изображения:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Фокусное расстояние трех линз соответственно равны 0,8 м; 250 см; 200 мм. Какова оптическая сила каждой линзы?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Оценка: __________________
Дидактическая игра.
Получить общеизвестные словосочетания, подобрав к слову из левого столбца слово из правого (у каждого ученика на парте имеется таблица для игры, 1 минута для ознакомления, затем учащиеся отвечают по цепочке).

источник
отражение

геометрическая
показатель

световой
света

зеркальное
фонарь

абсолютный
оптика

проекционный
среда

объектив
приборы

угол
пучок

оптические
зрения

однородная
микроскопа


Занимательный опыт.
Имея два зеркала, можно много натворить чудес в этом же роде. У вас на партах находятся по два зеркала. Поставьте зеркала под прямым углом и в этот же угол положите два предмета. Сколько предметов вы увидите?
( восемь)
Задача Шерлока Холмса.





Близился вечер. Однако на Бейкер-стрит было полно народа. Шерлок Холмс, по пути в гости, заметил в толпе подозрительного типа. Ватсон шел рядом, держа в руках пушистую кошку и радуясь прогулке.
- Дорогой друг, - обратился Шерлок Холмс к Ватсону, - хорошо бы сфотографировать этого джентльмена. Впрочем, бесполезно: фотография не получится, - бросив взгляд на кошку, с горечью добавил он.
Почему он так решил?
(Видимо у кошки зрачки были расширены, что означало плохое уличное освещение).
Физкультминутка.
Движение глазным яблоком вправо и влево, вверх и вниз, по кругу: по часовой стрелке, против часовой стрелки; движение бровей вверх и вниз; моргание одним или двумя глазами одновременно; моргание за объектом с анимацией «мигания», «исчезновения», «вспышка» при этом сжимая и разжимая веки. Все упражнения повторяются 4-6 раз, без чрезмерного напряжения, с максимальной амплитудой и скорость движения глазным яблоком. Заключительное упражнение способствует расслаблению глазных мышц за счёт медленного моргания и
взгляда вдаль на зрачки глаз на экране. («Барбарики» «Дружба - это не работа» mp3)
Знакомство со зрительными иллюзиями.
Эпиграф к уроку (записан на доске)
Наши глаза познавать не умеют
природу предметов.
А потому не навязывай им
заблуждений рассудка.
Лукреций
Вступление учителя.
Рассмотрим рисунки и ответьте на поставленные вопросы. (приложения 1, 2, 3).
Вопросы:
Что длиннее АВ или АС?
Что вы видите здесь: лестницу; нишу; полоску, согнутую «гармоникой»?
Как расположены здесь кубы? Где два куба – вверху или внизу?
Мы часто говорим об «обмане зрения», «обмане слуха», но выражения эти неправильны. Обманов чувств нет. Философ Кант метко сказал по этому поводу: «Чувства не обманывают нас,- не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что вовсе не судят». Что же тогда обманывает нас при так называемых «обманах» чувств? Разумеется, то, что в данном случае судит, т.е. наш собственный мозг.
Еще два тысячелетия назад древний поэт Лукреций писал:
Наши глаза познавать не умеют природу предметов.
А потому не навязывай им заблуждений рассудка.
Что же такое оптическая или зрительная иллюзия?
Зрительная иллюзия – это явление несоответствия зрительного восприятия наблюдаемого объекта его реальным свойствам.
Иллюзия – от лат. illusion - «обман».
(определение записано на доске).
Причины:
Оптическое несовершенство глаза;
Особенности обработки мозгом зрительной информации;
Специально созданные, особые условия наблюдения.
Оптические иллюзии учитывали строители Древней Греции при возведении зданий. Изобразительное искусство и оптика с давних времен связаны друг с другом. Еще в IV в. до н.э. Евклид в своей книге «Оптика» изложил античное учение о перспективе как методе изображения пространственных объектов на плоскости. Разработкой теории перспективы занимались выдающиеся художники эпохи Возрождения Пьеро дела Франческа, Поло Учелло, Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и многие другие.
Иллюзии и эффекты контраста широко использовались «оп – артом» - «оптическим искусством», действуя на механизмы подчеркивания контуров и контрастного оттенения. Наиболее видный представитель оптического искусства В.Визарелли.
Зрительные иллюзии представляют опасность для научных работников, которым в процессе исследований приходится делать различные измерения.
Сообщения учащихся (см. приложение 4):
Иллюзии зрения.
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза.
(определения записаны на доске.
Слепое пятно – участок сетчатой оболочки глаза, где в глаз входит зрительный нерва, не имеющий светочувствительных окончаний нервных волокон. Иррадиация – явление расширения границ светлых предметов на темном фоне, от лат. – «неправильное излучение»).
«Целое» и «часть».
Переоценка вертикальных линий.
Преувеличение острых углов. Невозможные объекты
Меняющийся рельеф и перспектива.
Иллюзии при движении объекта, иллюзии цветового зрения.
Иллюзии восприятия размера.
«Фигура» и «фон». Портретные иллюзии.
Вопрос к учащимся: В каких сферах человеческой деятельности применимы иллюзии?
Воздействие на психику человека (эффект 25 кадра);
Живопись;
Архитектура;
Дизайн помещений, ландшафта;
Моделирование одежды;
Техника (определение частоты вращения);
Военная маскировка;
Кинематограф и мультипликация;
Реклама и агитационные плакаты.
Закрепление.
Что называется зрительной иллюзией?
Каковы причины возникновения иллюзий?
Какую из причин можно устранить?
Можно ли отнести к иллюзиям зрения оптические фокусы, оптические явления природы (миражи, северные сияния)?
Что такое слепое пятно?
Что называется иррадиацией?
Что называется перспективой?
Задание: рассмотрите внимательно рисунки ( приложение 5) , что вы видите?
Выводы:
Совершенно ли наше зрение?
Полезны ли иллюзии или нет?
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.
Что Вас сегодня удивило на уроке?
Что открыли и приобрели для себя на уроке ?
Как выполнили свою цель? Какие трудности испытывали в ходе выполнения заданий? Оцените свою деятельность по 5-ти бальной шкале!
Дома: Повторить § 62 – 67, материал для дополнительного чтения § 4 – 6. Написать о пользе и вреде оптических иллюзий. Найти интересные примеры оптических иллюзий, используя Интернет.
Спасибо вам за урок! Желаю успехов!

Список используемой литературы:
Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М., 1961
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М: Прогресс, 1974
Грегори Р. Разумный глаз. М., Мир, 1972
Демидов В. Как мы видим то, что видим. «Знание», М., 1987
Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая. М., «Педагогика», 1980
Список информационных источников.
Музыка для физкультминутки 13 LINK "http://muzofon.com/search/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·«Барбарики» «Дружба - это не работа».






















ПРИЛОЖЕНИЕ 5.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Иллюзии зрения.
Известно, что наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что существует в действительности. Но тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит об объективности нашего зрения и о том, что оно дополняемое мышлением и практикой, дает нам относительно точные сведения о предметах внешнего мира. С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, говорит о субъективности наших зрительных ощущениях и об их относительности.
Говоря в общем о причинах зрительных иллюзий (ошибок, обманов), следует, во-первых, указать, что иногда они появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т.п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.
Во-вторых, подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.
Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, и некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).
К иллюзиям зрения не относятся оптические фокусы и загадочные привидения, создаваемые при помощи зеркал, проекционных аппаратов и других технических устройств, а также интересные оптические явления, иногда наблюдаемые в природе (миражи, северные сияния). Появление последних обусловлено оптическими свойствами земной атмосферы. Во всех этих случаях наш глаз ошибается потому, что его умышленно обманывают при помощи технических приспособлений, или за счет особого состояния среды между глазом и объектом наблюдения. Также не являются иллюзиями восприятия обманы зрения, возникающие у некоторых людей в сумерках и в темноте, когда недостаточное освещение затрудняет работу глаз и создает особое настроение и искажения ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерных для большинства людей.
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза.
Слепое пятно. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 году известный французский физик Э.Мариотт. Дело в том, что сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходящихся на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Во-первых, потому что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проецируются не на слепое пятно; во-вторых, потому что выпадающие части предмета невольно заменяются образами соседних частей или фона, окружающими этот предмет (на рисунке 1 исчезающая фигура заменяется белым фоном).
Иррадиация. Явление иррадиации (по-латыни – неправильное излучение) состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке 2 за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

















«Целое» и «часть».
Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаем фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором в соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой. К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике. Все они могут быть разделены на 4 группы.
Во-первых, сравнивая две фигуры, из которых одна действительно меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой – большими («целое больше –больше и его части»). Это хорошо видно, скажем, на примере с линейкой (рис. 1) : левый отрезок на ней кажется нам больше и длиннее правого, хотя на самом деле они равны. Это обуславливается психологическим аспектом восприятия.
Во-вторых, встречаются случаи иллюзий того же рода с той разницей, что суждение о зрительном образе идет в обратном направлении: не от «целого» к «части», а от «части» к «целому». На рисунке 2 диаметр круга кажется больше расстояния между линиями АВ и СD; на самом деле он равен этому расстоянию.
В-третьих, при восприятии фигур в целом и отдельных их частей (линии, углы, отдельные детали) зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т.е. обстановки, окружения этих частей и их взаимосвязи с другими частями фигуры. Вот например: на рисунке 3 слева круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы. На другом рисунке внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга. Это объясняется не контрастом яркости или цветовом контрасте, который здесь ничтожно мал или вовсе отсутствует, а в особенностях восприятия фигуры и фона.
В-четвертых, известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой. На приводимом рисунке 4 прямая касательная ко всем кружкам разных радиусов кажется кривой, так как мы невольно уподобляем ее верхней криволинейной границе. (Иллюзия С.Томсона).
















Рис.3






Рис. 4

Переоценка вертикальных линий.
В силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения. Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных. При делении на глаз вертикальной линии пополам обычно середина оказывается слишком высоко (это ясно видно из приводимого рисунка 1).
Вертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутся в верхней части слегка расходящимися, а горизонтальные – сходящимися.
К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется (смотрите рис.2) . Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным.
Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.
На другом рисунке 3 нам кажется, что правая фигура уже и выше (взгляд скользит по вертикали) левой фигуры. На самом деле обе эти фигуры – правильные заштрихованные квадраты с равными сторонами. Значит, заполненное пространство нам всегда кажется шире незаполненного и по горизонтали и по вертикали? Однако это не всегда так, и многое в этом зависит от направления, по которому скользит наш взгляд, стремясь воспринять фигуру.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 1
Рис. 2

Рис.3



Преувеличение острых углов. Невозможные объекты.
Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.
Острые углы всегда кажутся большими, чем есть на самом деле, и поэтому появляются определенные искажения в истинном соотношении частей видимой фигуры. На рисунке 1 параллельные прямые линии вследствие влияния фона кажутся непараллельными и изогнутыми.
Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлением других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например, преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим линиям фона. На приводимом рисунке 2 прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат – деформированным.


Рис. 1
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 2
В реальности таких объектов не существует, но с помощью фотоаппарата мы можем получить эти объекты, но под особым углом.



Меняющийся рельеф и перспектива.
Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение. Примером тому служит приводимый рисунок (приложение 5): куб кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это приходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.
Мы часто видим сходящимися параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т.п.). Это явление называется перспективой. Чтобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление действительности, необходимо уметь пользоваться законами перспективы. Все линии на этом рисунке, идущие в действительности параллельно поверхности, должны быть изображены сходящимися в некоторой точке горизонта, называемой «точкой схода». Линии же , идущие под разными углами, Должны сходиться по ту или другую сторону «точки схода» тем дальше от нее, чем под большим углом к линии прямого зрения они проходят. Из этих точек особенно замечательной является точка, где сходятся линии, идущие под углом 45° к линии прямого зрения; эта точка называется «точкой отдаления». Она замечательна тем, что если напротив нее поместить глаз на расстоянии равном расстоянию от «точки схода» до «точки отдаления», то рисунок производит впечатление объемности. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На рисунке (приложение 5) коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.
Иллюзии при движении объекта, иллюзии цветового зрения.
При движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажется окрашенным. Это можно объяснить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.
Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами.
На свойстве нашего глаза в течении 0,1 секунды «видеть» то, что уже исчезло основан кинематограф: при смене 24-х кадров в секунду и при перекрытии окна проектора в момент смены кадра особым экраном (обтюратором) наш глаз не замечает этой смены и воспринимает не движение ленты, а более медленное движение фигур, проецируемых на экран. Телевидение также использует закон зрительного впечатления. В этом случае на люминесцирующем экране электронно-лучевой трубке приемника электронный луч, с очень большой скоростью, как бы «рисует» изображение видимой нами картины, двигаясь по горизонтальным строкам и от сроки к строке смещаясь по вертикали. Вследствие большой скорости перемещения электронного луча от верхней части экрана строчками до нижней его границы, мы не замечаем этого движения, а воспринимаем изображение в целом.
Иллюзии цветового зрения. Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одно из явлений – явление смещения максимума относительной видимости при переходе от дневного зрения к сумеречному – состоит в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красная игрушка и синяя при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках красная кажется совершенно темной, а синяя более светлой.
Иллюзии восприятия размера.
Еще во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.
Мы вообще привыкли, что удаляющиеся к горизонту предметы на сетчатке глаза по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты «Если бы мы увидели аэроплан, поднявшийся нал горизонтом за дальней деревней, такого же размера, как видим его над головой, он показался бы больше самой деревни и , вероятно, представлял бы ужасающее зрелище», - пишет известный английский физик Ульям Брэгг в книге «Мир света». Так и луна: приближаясь к горизонту, она должна бы уменьшаться в размерах, как самолет, этого властно требует опыт. А так как «возле горизонта» означает для наших «Бессознательных умозаключений», что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!
«Фигура» и «фон». Портретные иллюзии.
Здесь мы рассмотрим ряд иллюзий зрения, Обусловленных влиянием контраста яркости, т.е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Во-первых, на более темном фоне6 мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом – более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие «выступающие», причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. На рисунке 1 большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.
На рисунке 2 большинство видит в первую очередь профиль молодой женщины, а затем пожилую даму..


Рис. 1



Рис. 2
Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, а смещенными в бок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют – остаются посередине глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.






















13PAGE \* MERGEFORMAT142015









Рис. 2

+
Закрыть левый глаз и посмотреть правым на фигуру, изображенную слева, держа рисунок на расстоянии 15 – 20 см от глаза. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.
Рис. 1















Рис. 2



· 1
· 2
· 3
· 4
· 5
· 6
· 7
· 8
· 9
·
Рис. 1







уроки физики215