Рабочая программа по информатике и ИКТ (по Макаровой)


Раздел программы
Стр.

1
Пояснительная записка
3

2
Содержание тем учебного предмета
6

3
Требования к уровню подготовки учащихся
9

4
Учебно-тематический план
10

5
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
13

6
Приложение
15




Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007, а также в соответствии с основными целями деятельности ОУ сформулированными в Уставе и Образовательной программе ОУ на 2015-2016 учебный год.
формирование общей культуры личности обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Данная программа реализуется в основной школе в 8 классе в течении 2015 – 2016 учебного года и обеспечена УМК:
1. Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9, / Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2008.- 416 с
2. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9./ Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2008.- 384 с.
3. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9-11, / Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2008.- 192 с.
4. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ. (Системно-информационная концепция).- СПб.: Питер, 2008. 128 с.
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.
Общая характеристика предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом ОУ на весь курс обучения информатике и ИКТ в 8 классе отводится 34 учебных часа, по 1 часу в неделю, содержание курса изучается в полном объёме.



Содержание тем учебного предмета

Часть1. Информационная картина мира – 7 часов
Представление об объектах окружающего мира
Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.
Информационная модель объекта
Понятие модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой являются: имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.
Информационные основы процессов управления
Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая схема управления. Разомкнутая схема управления. Примеры систем автоматического управления, неавтоматического управления, автоматизированных систем управления.
Основы классификации (объектов)
Понятие класса объектов. Назначение классификации. Понятие и роль признака классификации. Свойство наследования. Примеры классификации различных объектов. Классификация компьютерных документов.
Классификация моделей
Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления: материальные и абстрактные. Классификация абстрактных моделей по возможности их реализации в компьютере: мысленные, вербальные, информационные. Классификация информационных моделей по степени формализации и по форме представления. Инструменты моделирования как признак классификации информационных моделей.
Часть2. Программное обеспечение информационных технологий - 21 час
Основы алгоритмизации
Понятие и определение алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритма: словесная, графическая, табличная, программа. Типовые алгоритмические конструкции: последовательность, ветвление, цикл. Стадии создания алгоритма.
Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Цикл с известным числом повторений. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Вспомогательный алгоритм.
Представление о программе. Классификация программ
Исполнитель алгоритма. Понятия программы и программирования. Назначение процедуры. Подходы к созданию программы: процедурный, объектный. Классификация и характеристика программного обеспечения: системное, прикладное, инструментарий программирования. Роль программного обеспечения в организации работы компьютера.
Системная среда Windows
Назначение системной среды Windows.
Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов.
Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола.
Приложение и документ. Запуск приложений (программ). Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способы обмена данными.
Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов

Общая характеристика прикладной среды
Роль и назначение прикладной среды. Особенности прикладных сред Windows. Структура интерфейса прикладной среды. Редактирование документа. Форматирование документа в целом и его объектов. Общая характеристика инструментов прикладной среды.
Прикладная среда табличного процессора Excel
Назначение табличного процессора. Объекты документа табличного процессора. Данные электронной таблицы. Типовые действия с объектами электронной таблицы. Создание и редактирование документа в среде табличного документа. Форматирование табличного документа. Правила записи формул и функций. Копирование формул в табличном документе. Использование функций и логических формул в табличном документе.
Представление данных в виде диаграмм в среде табличного документа.
Среда программирования
Программирование в среде Pascal: инструментарий среды; информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося); понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ; моделирование системы.
Коммуникации в глобальной сети Интернет
Возможности Интернета. Среда браузера Internet Explorer. Поиск информации в Интернете. Язык разметки гипертекста HTML. Web-страница с графическими объектами. Web-страница с гиперссылками. Мир электронной почты.
Часть3. Техническое обеспечение информационных технологий – 7 часов
Представление о микропроцессоре
Компьютер как средство обработки информации. Роль микропроцессора в структуре компьютера. Основные характеристики микропроцессора.
Взаимодействие устройств компьютера
Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. Прочие компоненты системного блока. Представление об открытой архитектуре компьютера.
История развития компьютерной техники
Счетно-решающие средства до появления ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Второе поколение ЭВМ. Третье поколение ЭВМ. Четвертое поколение ЭВМ. Перспективы развития компьютерных систем.
Классификация компьютеров по функциональным возможностям
Класс больших компьютеров. Серверы. Суперкомпьютеры. Класс малых компьютеров. Персональные компьютеры. Портативные компьютеры. Промышленные компьютеры.



Формы и средства контроля


Тема
№ урока

1.
Контрольная работа №1 по теме: «Информационная картина мира»
7

2.
Контрольная работа №2 по теме: «Основы алгоритмизации»
17

3.
Контрольная работа №3 по теме: «Освоение среды текстового процессора и графического редактора»
28

4.
Контрольная работа №4 по теме: «Техническое обеспечение информационных технологий»
33

Требования к уровню подготовки учащихся
Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности, оказания первой медицинской помощи.
Иметь представление об информации и знаниях.
Знать виды информационных объектов.
Иметь представление о роли информации и информационных объектов в жизни людей.
Знать свойства информации.
Иметь представление об информационных процессах.
Знать виды информационных процессов.
Уметь приводить примеры информационных процессов и давать их характеристику.
Иметь представление об измеримости информации.
Уметь переводить единицы количества информации, определять количество информации в сообщении.
Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога.
Знать определение файла; возможности работы с файлами, основные действия с ними.
Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов; сохранять информацию на внешних носителях.
Знать основные элементы Рабочего стола, различие между значками и ярлыками.
Уметь создавать папки; создавать, именовать, сохранять, переносить и удалять файлы; вызвать контекстное меню с помощью правой кнопки мыши; пользоваться справочной системы
Знать назначение и основные режимы работы текстового процессора.
Уметь запускать текстовый процессор, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование.
Знать технологию создания и редактирования простейших документов.
Уметь набирать и редактировать текст.
Иметь представление о параметрах шрифта, различных типах шрифта, о четырех способах выравнивания абзацев, отступах и межстрочных интервалов; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах.
Уметь структурировать текст, используя технологию создания и редактирования простейших текстовых документов.
Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр).
Знать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; возможности графических редакторов; основные режимы работы графических редакторов.
Иметь представление об интерфейсах графических редакторов.
Знать форматы графических файлов, их достоинства и недостатки; области применения разных графических форматов.
Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS PAINT; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения

Учебно-тематический план
Класс - 8
Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час.

Дата
Тема урока
Количество уроков


план
факт






Информационная картина мира
7

1


Понятие об информации. Представление информации. ТБ при работе за компьютером
1

2


Информационная деятельность человека
1

3


Информационные процессы
1

4


Информационные основы процессов управления
1

5


Представление об объектах окружающего мира
1

6


Информационная модель объекта
1

7


Контрольная работа №1 по теме: «Информационная картина мира»
1




II Программное обеспечение информационных технологий
21

8


Создание алгоритма на языке блок-схем. (Линейные и циклические)
1

9


Разветвляющийся и вспомогательный алгоритм.
Практические работы. Составление блок-схем в среде графического редактора
1

10


Зачётное занятие. Тестирование по теме «Алгоритмизация»
1

11


Представление о программе.
Практические работа №1. Полный цикл работы с программой
1

12


Основные понятия о языке программирования . Практическая работа №2 «Знакомство со средой программирования»

1

13


Системная среда Windows. Представление о файле и папке.
Практическая работа№3. Работа с папками и файлами. Обслуживание дисков
1

14


Практическая работа «Параметры файла и действия над файлом»
1

15


Практическая работа «Работа с окнами графического интерфейса»
1

16


Практическая работа «Работа в Windows как в многозадачной среде»
1

17


Контрольное занятие №2 «Основы алгоритмизации»


18


Прикладная среда графического редактора Paint
1

19


Прикладная среда графического редактора Paint
1

20


Практическая работа «Создание и редактирование рисунка»
1

21


Практическая работа «Создание и редактирование рисунка»
1

22


Практическая работа «Создание и редактирование рисунка с текстом»
1

23


Прикладная среда текстового процессора Word
1

24


Практическая работа «Создание и редактирование текстового документа»
1

25


Практическая работа «Форматирование текста»
1

26


Практическая работа «Оформление текста в виде таблицы и печать документа»
1

27


Практическая работа «Включение в текстовый документ графических объектов»
1

28


Контрольное занятие №3 «Освоение среды текстового процессора и графического редактора»
1




III Техническое обеспечение информационных технологий
5

29


Представление о микропроцессоре
1

30


Устройства памяти


1

31


Устройства ввода/вывода информации
1

32


История развития компьютерной техники. Классификация компьютеров по функциональным возможностям
1

33


Контрольная работа №4 по теме: «Техническое обеспечение информационных технологий»
1




IV Повторение
1

34


Обобщающий урок по разделам курса информатики и ИКТ за 8 класс
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы
I.  Учебно-методический комплект для учеников
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.

II. Учебно-методический комплект для учителя
Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
Информатика. 8 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009

III.  Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Классная доска
Компьютер - 8 шт
Интерактивный комплекс «Clasus»
Сканер
Принтер лазерный
Принтер струйный цветной
Картридер

VI.  Программные средства.
1.      Операционная система Windows ХР.
2.      Антивирусная программа
3.      Программа-архиватор WinRar.
4.      Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
5.      Мультимедиа проигрыватель.

V. Интернет-ресурсы
1. www. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Российское образование" Федеральный портал. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. www. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. www .[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  


Приложение
Контрольная работа №1
«Информационная картина мира»
Часть 1.
1.Приведите примеры способов передачи информации по схеме:
Источник (человек) ( приёмник (устройство).
2. Даны следующие носители информации:
1) бумага
2) дискета
3) компакт-диск
4) фотоплёнка
5) видеокассета
Какой из них можно использовать (укажите соответствие), чтобы:
а) написать письмо другу
б) записать компьютерную игру
в) сделать фотоизображение
г) записать исполнение песни
д) записать ноты песни
3. Лазерный диск может содержать 640 Мбайт информации. Определите, сколько дискет объёмом 1,44 Мбайт потребуется, чтобы разместить информацию с лазерного диска:
а) 455 б) 65 в) 456
Часть 2.
Как называют часть окружающего мира, имеющую имя и рассматриваемую как целое?
Поставьте в соответствие объект и его среду обитания.
1) микроб
2) молекула
3) астероид
4) отрезок
а) космос
б) математика
в) вещество
г) живой организм
3. Поставьте в соответствие характеристику и его значение. Дополните в первом столбце таблицы название объекта, который может иметь такую характеристику, а в четвёртом – допустимые значения к названным характеристикам.
Объект
Название характеристики
Значение
Допустимые значения


вес
доброта



длина
шар



расстояние
1 метр



объём
зелёный



свойство личности
10 литров



цвет
300 километров



форма Земли
100 грамм









Контрольная работа № 2 «Основы алгоритмизации»
1. Алгоритмическая конструкция какого типа изображена на фрагменте блок-схемы?
1)
линейная

2)
циклическая

3)
разветвляющаяся

4)
вспомогательная




2. Определите значения переменных x и k в результате выполнения последовательности команд:
x:=1; k:=0; x:=x+2; k:=x2 - 1;
x=2; k=3 2. x=3; k=8 3. x=3; k=0 4. x=1; k=30
3. Определите конечный результат выполнения алгоритма: Ввод x v = xЧx v = vЧх v = vЧv y = vЧx Вывод y
х6
х7
х5
х4
4. Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма:
13 EMBED Word.Picture.8 1415
Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.
1)
8
2)
16
3)
32
4)
12

5. Определите значение целочисленной переменной х после выполнения следующего фрагмента программы:













6. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
1. Прибавь 2
2. Умножь на 3
Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 2, а выполняя вторую, утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 0 числа 28, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд. (Например, программа 21211 – это программа:
Умножь на 3
Прибавь 2
Умножь на 3
Прибавь 2
Прибавь 2,
которая преобразует число 1 в 19).
13 INCLUDETEXT F:\\Ege\\Baza\\Informat\\INFORMAT\\11_01\\000903.doc \* MERGEFORMAT 14
A












B










157. Исполнитель Робот действует на клетчатом поле, между соседними клетками которого могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам поля и может выполнять следующие команды: Вверх (1), Вниз (2), Вправо (3), Влево (4).
При выполнении каждой такой команды Робот перемещается в соседнюю клетку в указанном направлении. Если же в этом направлении между клетками стоит стена, то робот разрушается. Какую последовательность из 5 команд выполнил Робот, чтобы переместиться из клетки А в клетку В, не разрушившись от встречи со стенами? Ответы записаны в виде последовательности цифр, соответствующих командам.
1) 32323 2) 23324 3) 32324 4) 22211



























































Контрольная работа № 4 «Техническое обеспечение информационных технологий»
Укажите верное высказывание:
а) процессор - осуществляет все операции с числами, преобразует символы и пересылает их по линиям связи с одних устройств на другие;
б) процессор - служит для хранения информации во время ее непосредственной обработки;
в) процессор - осуществляет арифметические, логические операции и руководит работой всей машины с помощью электрических импульсов.
Манипулятор "мышь" – это устройство:
а) ввода информации;
б) модуляции и демодуляции;
в) считывания информации;
г) для подключения принтера к компьютеру;
Постоянное запоминающее устройство служит для:
а) хранения программы пользователя во время работы;
б) записи особо ценных прикладных программ;
в) хранение постоянно используемых программ;
г) хранение прогарам начальной загрузки компьютера и тестирования его узлов;
д) постоянного хранения особо ценных документов;
Для долговременного хранения информации служит:
а) оперативная память;
б) процессор;
в) магнитный диск;
г) дисковод;
Хранение информации на внешних носителях отличается от хранения информации в оперативной памяти:
а) тем, что на внешних носителях информации может хранится после отключения питания компьютера:
б) объемом хранимой информации;
в) возможностью защиты информации;
г) способами доступа к хранимой информации;
Во время исполнения прикладная программа хранится:
а) в видеопамяти;
б) в процессоре;
в) в оперативной памяти;
г) В ПЗУ;
Для подключения компьютера к телефонной сети использует:
а) модем;
б) плоттер;
в) сканер;
г) принтер;
д) монитор;
К устройствам ввода-вывода информации относятся:
а) колонки;
б) винчестер;
в) сканер;
г) флеш-память;
д) проектор.




серия 2

серия 1

да

нет

усл

нет

нет

да

да

x<>y

x:=55
y:=75

x:=x-y

y:=y-x

x>y



Root EntryЎ: 15Times New Roman