Работа кружка по развитию логики Магическое число семь


Ход урока
1.Организационный момент. 
Здравствуйте, уважаемые гости!
Добрый день, дорогие ребята. Садитесь.
Слайд№1
Сегодня мы собрались на очередном заседании кружка «В гостях у королевы Логики».
2.Актуализация знаний, мотивация.
Однажды я услышала интересную историю. Сегодня, я хотела бы вам её рассказать. Думаю, что вы поможете мне найти на неё ответ. 
Слайд№2 Три мудреца.
Утомившись от споров и летнего зноя, три древнегреческих философа прилегли немного отдохнуть под деревом сада Академии и уснули. Пока они спали, шутники испачкали углем их лбы. Проснувшись, и взглянув друг на друга, все пришли в веселое настроение и начали смеяться, но это никого не тревожило, так как каждому казалось естественным, что двое других смеются друг над другом. Внезапно один из мудрецов перестал смеяться, так как он сообразил, что его собственный лоб также запачкан. Как он рассуждал?
3. Постановка учебной задачи. Иногда мы с трудом находим правильный ответ на поставленный вопрос, только потому, что ещё не научились правильно мыслить, рассуждать, т.е. не освоили
« арифметику мышления». Поэтому сегодня будем решать логические задачи, работая группами.
4. Разминка.
Слайд№3
Очень внимательно прочитайте три раза ряд слов, записанных на доске. Попытайтесь их запомнить: поле, обед, беда, ель, дорога, алая, ура.
А затем, когда их закроют, ответьте на вопросы:
-Сколько букв в последнем слове? (3.)
-Сколько слов состоит из одного слога? (1.)
-Назовите два слова, которые состоят из 3-х слогов? (дорога, алая)
-Встречалась ли в слове буква «я»? ( алая.)
-Назовите слова в которых 3 буквы, 3 звука. (ель, ура)
- Какую работу вы выполняли?
-Сколько всего слов использовано?
Вам сегодня предстоит выполнить тоже 7 заданий.
7- магическое число. Большим почетом в древности была окружена семерка. Возможно, магические свойства числа объединялись еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове -2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и рот.
Слайд№4
- Вспомните пословицы и поговорки, где встречается число 7.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
7 бед, один ответ .На 7 небе.
Лук от 7 недуг.
За семью морями.
7 пядей во лбу.
В результате нашей работы у каждой команды в конце урока должна получиться фигура, которую вы соберёте используя детали танграма . А напомнит нам ,что такое танграм Кирилл, который со своим проектом занял 2 место на научной школьной конференции.
Слово танграм, означает «семь дощечек мастерства». Танграм — головоломка , состоящая из семи танов ,которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры .Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.
Минимальное количество базовых фигур равное семи приводит к гениальной простоте комбинаций.
Танграм - является самой древней игрой – головоломкой. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. На своей родине эта игра так же популярна, как и шахматы. Танграм развивает воображение, логическое мышление, помогает овладеть навыками проектного воображения. Это – семейная игра. В нее могут играть как дети , так и взрослые.
Спасибо, Кирилл.
Слайд№5
Каждая команда за правильный ответ получает лепты. Лепта - это тонкая древнегреческая медная монета. В современном мире слово "лепта" обозначает вклад либо взнос в какое-то дело, не всегда в материальном виде.

Вернёмся к нашим семи словам. Выделите из каждого слова первые буквы, какое ключевое слово получилось.
Слайд№6
( УРА, ПОБЕДА)
-Что связано с этим словом?
Все задания сегодня будут посвящены ВОВ.
-Какую круглую дату будем отмечать в этом году? (70-летие победы)
Назначить, кто будет собирать фигуру и ответственного за отсчёт «лепт».
Команда получает задание, после его выполнения ответственный за складывание фигуры приклеивает деталь танграма на шаблон и банкир отсчитывает «лепты»
5.Задания командам.
1. Вопросы ,оцениваемые в 1 лепту.
Слайд№7
«Собери слова»
Сок –ок +ам+о + лёт = самолёт
Вол – л +йна = Соль - ь + дата – а = Пушка – шка +лясы – сы = Смерчь – чь + толь –ол = Папа – па +мята – а +ь = Полёт – лёт + беда = Слайд№8
2. Вопросы, оцениваемые в 1лепту.

3. Вопросы, оцениваемые в 1лепту. Слайд№9
Тот герой, не воин.
Находчивость в бою опытом богат.
Маскировка великая сила.
Бывалый солдат кто за родину стоит горой.
Один в поле это хитрость и сноровка.
Тот герой, кто за родину стоит горой.
Находчивость в бою - великая сила
Маскировка - это хитрость и сноровка.
Бывалый солдат опытом богат.
Один в поле не воин.
Физминутка (закройте глаза нарисуйте семёрку)
4. Вопросы, оцениваемые в 2лепты. (Найди в матрице из букв имя и фамилию героя ВОВ)
«Назови имя героя ВОВ»
1.Родилась в 1922 году в Уральской области. В Красной Армии с 1942 года. На фронте окончила курсы пулеметчиков. 15 октября 1943 года в тяжелых боях за освобождение г.Невеля, оставшись одна и будучи тяжело раненой в голову, из пулеметного расчета уничтожила 70 солдат противника и погибла смертью храбрых. Первая казахская женщина, которой было присвоено звание Героя Советского Союза.( М.Маметова)
жуеложплвсмманшукторвхэймаметоваюбчъхэждл Слайд№10
2. Родилась в 1925 году в Актюбинской области. В 1943 году окончила Центральную женскую школу снайперской подготовки. На ее счету свыше 30 уничтоженных солдат и офицеров противника. 14 января 1944 года возле деревни Казачиха Псковской области завязался упорный бой. Во время шквального огня погиб командир роты, в какой-то миг бойцы растерялись. Тогда поднялась 19-летняя девушка и крикнула:«За Родину! Вперед!»За ней пошла вся рота и ворвалась в траншеи врага. Раненую девушку вынесли с поля боя. Но судьба оказалась жестока – именно в то место, где положили девушку, попала вражеская бомба. Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза.
( А.Молдагулова)
нвостячвфалияэюсьоцщшнемолдагуловамсчфьбюа Слайд№11
3. Родился в 1920 г. в Кустанайской области. Войну начал в 1941 г. на Ленинградском фронте. 25 июля 1943 года продвижение наших войск было остановлено огнем пулемета из вражеского дзота. Отважный воин подполз к нему, забросал гранатами, но пулемет не умолк. Тогда он бросился на пулемет и закрыл его своим телом. За героический подвиг ему 21 февраля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя золотыми буквами вписано в историю Великой Отечественной войны, в историю героической обороны Ленинграда, в список личного состава роты, в которой он совершил подвиг.( С.Баймагамбетов)
лотьтимсвсултан ввитыдщшбаймагамбетовычиядщ Слайд№12
5. Вопросы ,оцениваемые в 2лепты.
Слайд№13
«Кот в мешке»
После Гражданской войны Жуков учился на кавалерийских курсах усовершенствования командного состава. Константин Рокоссовский, занимавшийся с ним в одной группе, вспоминал: «Жуков, как никто, отдавался изучению военной науки. Заглянешь в его комнату, а он все изучает…». Что изучал Жуков? Что в мешке?
Время
Огласите ответы команд.
Правильный ответ: Карта. Рокоссовский говорил: «…Заглянешь в его комнату, а он все ползает по карте, разложенной на полу…»
6. Вопросы ,оцениваемые в 2 лепты. Слайд№14
«Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос».
413 218 474 567
569 374 630 979
195 0 256 349
221 26 282 375
Решение:
Например, 413+374+256+375 = 1418.
Ответ: 1418 дней.
7. Вопросы, оцениваемые в 1лепту. Слайд№15
Разгадай шарады.
А)  ________________   + _______________ ______  =   __________________________
     Пара             д(парад)
Б) ________________________________   +   _________________ = -------------------------
    Древнерусское  название  лба                          100 лет
(человек)
В)  ________________ +   ________________________________= ---------------------------
    Группа     певцов          крупное  кровососущее  насекомое
(хоровод)
6.Итог.
Какие фигуры у вас получились?
Слайд№16
Каждый год 9 мая мы выстраиваемся в очередь, чтобы возложить цветы к вечному огню. Этот мемориальный памятник установлен в честь победоносного окончания ВОВ, 9 мая 1970 года. Архитектор – А.Ислаймов, скульптор – Б.Мусат. Проведя небольшое расследование, мы узнали, что у нас в классе есть родные, которые внесли свою лепту в приближении дня победы. Имена некоторых из них внесены в списки воинов-земляков мемориала.(выставка)
Мы гордимся нашими дедами, прадедами. Не забудем их подвиг. Спасибо, за мирное небо!
ПОДСЧЁТ ЛЕПТ. (выявление победителя)
Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.
Сегодня мы им посылаем слова благодарности.
Чтение стихотворений и просмотр клипа «Память» (в руках у ребят треугольные письма)
1.Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
2.Их не сломили никакие беды,
И славить вечно вся земля должна
Простых солдат, которым за победы,
Я б звёзды перелил на ордена.
7.Рефлексия.
На доске три веточки.
Прикрепите листочки: зелёный – всё получилось,
Жёлтый – всё получилось, но кое в чём был не уверен,
красный – ничего не получилось, ни в чём не уверен.
Конспект занятия кружка «В царстве королевы Логики»
Тема занятия: «Магическое число семь»
Цель: развитие познавательных процессов и мыслительных операций через групповую работу.
Задачи:
-расширять кругозор и познавательные интересы учащихся;
-формировать умения применять на практике знания, полученные во время учебных занятий;
-развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, творческие способности учащихся, умение мыслить обобщенно, анализировать;
- воспитывать уважение к ветеранам ВОВ; умение слушать своего товарища.
Оборудование: конверты с заданиями, детали танграма, треугольные письма, клип «Память», листики для рефлексии.
Провела: Новокшонова И.С.
учитель начальных классов
ОСШ № 10
Город Балхаш