Презентация Магическое число 7


Внеклассное мероприятие по математике
"Магическое число 7"
Разработала:
Лобачева Л.И.,
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ №13 ».
г. Новочебоксарск
Внеклассная работа по математике "Магическое число 7"
Цели:
Расширить и углубить знания учащихся о числе 7.
Развивать логическое мышление, смекалку, фантазию, творческие способности детей.
Прививать интерес к математике.
Ход занятия.
Организация группы (класса).
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Вы друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
А теперь все дружно сели
И на доску посмотрели.
- Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. У каждого из вас на столе в файлах лежит всё необходимое к занятию.
- Возьмите из файла белый лист бумаги и конверт. В конверте полоски разного цвета (оранжевый, жёлтый, зелёный по 2 полоски на каждый цвет, всего 6). Приклейте ту полоску, какое у вас сейчас настроение.
Одновременно учитель показывает на экране образец:

(Дети наклеивают каждый себе, откладывают в сторону.)
2. Сообщение темы занятия.
- Чему мы посвятим сегодняшнее занятие, вы узнаете из загадки.
Сколько в радуге цветов, Дней в неделе у китов. Гномиков у Белоснежки, Братьев-близнецов у пешки, Нот, что знают даже дети, И всего чудес на свете, Разобраться с этим всем Нам поможет цифра… (семь)
-Мы посвятим числу 7.
( Учитель на доске вывешивает тему: «Магическое число 7».)3. Изучение нового материала.
а) Вступительное слово учителя о числе 7.
- Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Когда-то она была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где «7» употребляется в значении «все». 7 стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус), через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Древние города Рим и Киев были построены на 7 холмах.
Числу 7 приписывали знахари таинственную силу, когда давали больному 7 разных лекарств, настоянных на 7 травах и советовали пить 7 дней.
Отголоски почитания этой цифры дошли и до наших дней.
- Когда мы сейчас сталкиваемся с числом 7? 
(В пословицах, 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, 7 цветов радуги, 7 чудес света, ковш Большой медведицы составляют 7 звёзд.)
б) Работа с пословицами.
- А теперь проверим, как вы знаете пословицы и крылатые выражения.
(Дети заранее разделены на 2 команды.)
- У одной команды есть начало пословицы, а у другой – её конец (5-6 пословиц, значение некоторых объясняют).
7 раз отмерь, 1 раз отрежь.
У 7 нянек дитя без глазу.
На 7 небе от счастья.
7 пядей во лбу.
7 чудес света.
- Молодцы!
в) 7 чудес света.
- В древности 7 чудесами света назывались 7 сооружений, поражавших своей грандиозностью и великолепием. О 7 чудесах света расскажут ребята.
(Дети рассказывают о 7 чудесах света.)
Египетские пирамиды.
Висячие сады Семирамиды.
Храм греческой богини Артемиды в городе Эфес.
Зевс Олимпийский.
Гробница царя Мавсола.
Колосс Родосский.
Фаросский (Александрийский) маяк.
Египетские пирамиды.
Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других чудес они сохранились до наших дней. Почти 5 тыс. лет назад основатель III династии фараон Джосер, едва вступив на трон, приказал начать строительство своей гробницы. Оно было поручено зодчему Имхотену.
Строили гробницу для Джосера в форме 6 скамей, поставленных друг на друга. Причём каждая последующая была меньше предыдущей. Имхотен создал первую ступенчатую пирамиду – мать пирамид.
Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса.
Сотни тысяч людей, силой согнанных для их постройки, погибали от непосильной работы.

Храм Артемиды Эфесской.
В 356 году до н. э. в городе Эфесе сгорел храм, построенный в 450 году до н. э. в честь богини Артемиды. Храм поджёг честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат. Он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, навсегда останется в истории.
Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесённое со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн.
На месте разрушенного храма жители Эфеса решили воздвигнуть новый храм. Но в 263 году н. э. готы захватили Эфес и разграбили сокровища храма. Позже фанатики-христиане разрушали колонны, мраморную облицовку храма. Болото поглотило остатки храма.

Мавзолей в Галикарнасе.
В 352 году до н. э. в городе Галикарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. В одной из дошедших до нас легенд говорится о том, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже.
Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Здание в 3 этажа венчали фигуры Мавсола и Артемисии, управляющих квадригой – четвёркой лошадей, запряжённых в колесницу.
Одно из чудес света – мавзолей в Галикарнасе существовал почти 2 тыс. лет. Он был окончательно разрушен крестоносцами в 1522 году.

«Висячие сады» Семирамиды.
Вавилонский царь Навуходоносор II для борьбы против главного врага – Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царём Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде.
Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». Пирамида напоминала вечно цветущий зелёный холм.
В 331 г. до н.э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок. Сады оказались в запущенном состоянии. Так погибло одно из чудес света.

Фаросский маяк.
Войска Александра Македонского захватили Египет. А через год на берегу Средиземного моря, около реки Нил, был основан город, названный в честь победителя - Александрия. В течение многих столетий Александрия являлась одним из крупнейших городов древности, центром науки, культуры и торговли.
На острове Фарос, около Александрии, был построен маяк – величественное сооружение, признанное одним из чудес света. Маяк указывал судам безопасный путь в александрийскую гавань
Высота маяка – 135 м, его свет был виден на расстоянии до 60 км. Источником света служил постоянно горевший внутри колоннады большой костёр. В течение многих столетий маяк указывал морякам путь в александрийскую гавань. Сильным землетрясением в мае 1100 года он был разрушен почти до основания.

Зевс Олимпийский.
В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасённый матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестёр.
В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 году до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 году до н. э. в Олимпии появился посвящённый Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили воображение современников, что она была признана новым чудом света.
. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия II сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

Колосс Родосский.
В 304 году до н. э. войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета внезапно напали на остров Родос. Однако стойкое сопротивление, мужественная борьба родосцев заставили врага отступить. В честь победы жители острова решили воздвигнуть статую бога Гелиоса, покровителя Родоса.
У входа в гавань на беломраморном холме возвышалась гигантская бронзовая фигура бога Солнца. Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей солнца; левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.
По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прожил недолгую жизнь. Примерно через 50 лет после его «рождения» он был разрушен землетрясением.

-Время не пощадило эти чудесные творения: висячие сады были затоплены, храм Артемиды разрушали дважды, Зевс Олимпийский сгорел, гробницу царя Мавсола разобрали (разграбили) крестоносцы, Колосс Родосский и Фаросский маяк – рухнули при землетрясении. И только одни лишь пирамиды уцелели. Недаром говорят, что их боится время.
г) Строим пирамиду (плоскую).
- А сейчас мы построим свою пирамиду. Как и всякое сооружение, с чего мы должны начать строить? (с фундамента – с основы)
(На доске рассыпанная пирамида. Дети постепенно собирают её на доске, выполняя задания учителя.)1 ряд пирамиды:
30 – число, которое указывает на количество дней в апреле месяце.
90 – число, которое является разностью самого маленького трёхзначного числа и самого маленького двузначного (100 – 10).
270 – число, которое получится, если мы к 250 прибавим 20.
810 – число трёхзначное, сумма цифр, которая использована для его записи, равна 9 (8 + 1 + 0).
- Какая зависимость существует между числами 1 ряда? (Увеличиваются в 3 раза.)
2 ряд пирамиды:
1000 – число, указывающее на количество метров в 1 км.
100 – число указывающее, сколько лет в 1 веке.
1 – число, которое есть в пословице «7 бед – ... ответ».
- Какая зависимость? (Это самые маленькие числа, самое маленькое четырёхзначное, самое маленькое трёхзначное и однозначное.)
3 ряд пирамиды:
24 – число, которое указывает на время, когда Золушка должна была вернуться с бала (полночь или 24 часа).
- Какая зависимость? (Меньше в 2 раза.)
Вершина пирамиды:
7 – тема нашего урока.
Общий вид пирамиды

- Это плоская пирамида.
д) 7 уток в пруду.
- 7 утят в пруду постоянно ссорятся. Как разделить утят 3 прямыми линиями, чтобы прекратить ссоры (т. е. чтобы каждый утёнок был как бы в отдельности).
(Дети из файлов достают заготовки и выполняют задание, затем на доске показывают.)

Физкультурная минутка.
На болоте 2 лягушкиУтром рано умывались,Полотенцем растирались,Ручками хлопали, ножками топали,Вправо-влево наклонялисьИ обратно возвращались.
е) «Раздай конфеты»
- На 6 блюдцах лежат конфеты. Как раздать их 3 девочкам поровну, если перекладывать конфеты с одной тарелки на другую нельзя.
-У вас в файлах есть рисунки, покажите на них, как вы раздадите конфеты.

ж) С палочками
- Как из 9 квадратов получить 7 квадратов, убрав 2 спички?

з) Танграм.
- Это квадрат, который делится на 7 частей и разделяется. Из этих частей складываются разные фигуры (животные, предметы и т.д.). Используются все 7 частей, ничего не отбрасывается.
(Показ на доске готового танграма и как его расчерчивать по ходу объясняет учитель, а дети у себя на месте делают.)

(Дети чертят, делят танграм, разрезают, складывают и наклеивают фигурки.)

4. Итог занятия.
- Занятие подошло к концу. Какое теперь у вас настроение? Изменилось с тем, какое было в начале занятия или нет?
(Дети наклеивают полоску ещё раз.)
- Как вы думаете, почему оно у вас изменилось?
- Я вами довольна. Молодцы!
Список литературы
Нурк Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика. Учебник для 5 класса средней школы. Изд. «Просвещение», 1993 стр. 295.
Аргинская И.И., Занков Л.В. Математика. Пробный учебник для 1 класса. Изд. «Просвещение», Москва, 1991 стр. 123.
Энциклопедический словарь юного историка. Изд. «Педагогика-Пресс», Москва, 1993 стр. 368-374.