Технологическая карта урока литературного чтения на тему «Л. А. Мей. «Баю-баюшки-баю…»


Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе «В» 13. 02.2017 г.
( предмет) (класс) (дата)
Тема урока: Л. А. Мей. «Баю-баюшки-баю…» Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель урока Развитие внимания к особенностям колыбельной как поэтического жанра.
Задачи урока: Образовательные: Формирование умения объяснять собственное эмоциональное впечатление.
Развивающие: Развитие внимания к слову.
Воспитательные: Воспитывать интерес к урокам литературного чтения.
Планируемые результаты Предметные Воспринимать на слух художественное произведение.
Личностные Использовать речь для регуляции своего действия.
Метапредметные Коммуникативные Задавать вопросы, обращаться за помощью.
Регулятивные Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные Передают интонацию говорящих, определяют идею произведения.
Ресурсы урока Презентация по теме урока.
Формы урока Фронтальная, индивидуальная, парная.
УМК «Планета знаний»
Ход урока
Дидактическаяструктура урока, с указанием времени Деятельностьучителя Деятельностьучеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД Метапредметные УУД
1 Организационный этап, 2_ мин Эмоциональный настрой на работу.
Слушание стихотворения. Обдумывание идеи стихотворения. Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Сказка — это будет или рассказ –Вы учите их – они учат вас! Строить рассуждения в форме связи простых суждений. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 3 мин Создание ситуации успеха. Привлечение внимания учащихся. Поиск ответов на вопросы учителя. На слайде:
СПАЛЬНЯ
ТЕПЛАЯ КРОВАТКА
СЛАДКИЙ СОН
МАМА
ПЕСНЯ
НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС
- Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили, слушая эти слова?
- Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?
- Рассмотрите иллюстрации (На слайде).
- Что их объединяет?
- Определите тему урока. Формирова-ние устойчивого интереса к учебной деятель-ности. Умение ставить цели и стремиться к их достижению.
3 Актуализация знаний.
3 мин Предложить учащимся выполнить читательскую разминку. Задают вопросы, обращаются за помощью. .Речевая разминка.
Колыбельная песня - ниточка из взрослого мира в мир ребёнка. (Слайд)
- Прочитайте молча, шепотом, вслух друг другу.
- Прочитайте с интонацией удивления, восторга, страха.
- Прочитай с логическим ударением на 1 слово, 2 слово, 3 слово, 5 слово…
- С чем мы работали? Для чего? С какой целью? Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения лирического произведения. Умение контролировать свои действия.
4 Открытие новых знаний.
10 мин Формирование познавательной активности школьников.
Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. История колыбельной песни.
- Как вы думаете, когда возникли колыбельные песни?
- Послушайте, и я вам прочитаю один отрывок.
«Однажды внучка спросила у дедушки:
– Дедушка, кто старше меня?
– Твои мама и папа!
– А кто старше, чем они?
– Мы с бабушкой…
– А кто старше всех-всех на свете?
– Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный. Да ещё колыбельная, которую поёт твоя мама».
– Ребята, скажите, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная.
(Я думаю, что, как родился человек, был хлеб, и была колыбель. Колыбель – это наш сон, который приходит к нам ночь каждый день.)
Давайте обобщим:
Действительно, колыбельная рождается, когда рождается каждый малыш.
Колыбельная песня выбирает нас самая первая.
Это ниточка из взрослого мира в мир ребёнка.
И два понятия таких как «хлеб насущный» и «колыбель» стоят рядом.
Хлеб питает (что?) … (тело человека), а колыбель – … (душу) (Слайд)
– Как вы думаете, много ли на свете колыбельных песен? (Двести, три тысячи, их много…)
– Колыбельных песен не так много, но поскольку они передаются из поколения в поколение, просто каждая мать поет её по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново.
Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы.
- А почему песню назвали колыбельной?
- Детишки легче понимали не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогал им успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными. (Слайд)
КОЛЫБЕЛЬ (ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА).
- В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление для качания младенцев - колыбель. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы. Они понимали, что нужны светлые, успокаивающие, монотонные песни. Так создалась форма колыбельной песни.
- Как вас убаюкивали в детстве?
- Каким тоном пела вам мама песню?
- Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.
- А что он чувствует, как вы думаете? (ласку, любовь, нежность матери)
- Колыбельную песню поют, чтобы ребенок рос чистым в душе, нежным и добрым.
- Колыбельная песня - это особенный диалог между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности.
- Сегодня мы познакомимся с авторской колыбельной песней. Использо-вать речь для регуляции своего действия. Выбирать действия в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации.
5 Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, 10 мин Развитие внимания к особенностям колыбельной как поэтического жанра. Учатся объяснять собственное эмоциональное впечатление. Знакомство с автором.
Лев Алекса́ндрович Мей
Родился в бедной дворянской семье. Отец будущего поэта, отставной офицер, участник Бородинского сражения, умер молодым; с его смертью пропали почти все семейные накопления. Детство Мей провёл у бабушки, А. С. Шлыковой.
Учился в Московском дворянском институте (1831—1836), за успехи был переведён в Царскосельский лицей (1836—1841); в 1840 в журнале «Маяк» впервые опубликовал стихи. Служил в канцелярии московского генерал-губернатора.
Сотрудничая с 1849 в «Москвитянине» (стихи, переводы, драма «Царская невеста»), сблизился с М. П. Погодиным и тесно сошёлся с кружком молодой редакции (Ап. Григорьев, А. Островский и др.), возглавив отделы русской и иностранной словесности. Изучал историю, русские летописи, древнюю литературу и фольклор, совершенствовался в знании языков.
Весной 1853 переселился в Петербург, отдавшись исключительно литературной работе. Был корректором, затем постоянным сотрудником и членом редакции журнала «Библиотека для чтения»; до конца жизни занимался заказными переводами.
Умер от паралича лёгких. Похоронен на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга, в 1935 году захоронение было перенесено на Литераторские мостки.
Чтение произведения.
Первичное восприятие.
Цель первичного восприятия - донести содержание стихотворения и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное
Проверка впечатлений, возникших у учащихся в процессе восприятия текста.
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно запомнилось?
- Какие картины представляли, когда слушали стихотворение?
- Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует эти картины?
Вторичное восприятие текста.
Самостоятельное чтение стихотворения детьми про себя. Дети отмечают карандашом слова и выражения, которые им непонятны.
- Хотели бы вы нарисовать иллюстрацию? Представьте, что вы художники. Расскажите, какую иллюстрацию вы нарисуете к этому произведению.
Музыкальное иллюстрирование данного произведения. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
6 Применение знаний и умений в новой ситуации 5 мин Предложить работу с учебным пособием. Самостоятельное овладение знаниями под руководством учителя. Формирова-ние устойчивого интереса к предмету. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
7 Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин Вам понравилось на сегодняшнем уроке? Анализ своей деятельности. - Кому дома поют хоть иногда колыбельные песни?
- Понравились ли вам песня Льва Мея?
- А кто захотел, чтобы ему мама тоже спела колыбельную песню?
- Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, когда вы вспомните о своей маленькой родине, родном городе, где мама пела вам колыбельную песню.
Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека. Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня.
Сегодня, когда придете домой, загляните в глаза маме.
- Как вы думаете, что вы в них увидите?
- После того, что вы увидите в маминых глазах, чтобы вы сделали, чтобы маме стало очень хорошо?
- Узнали ли вы что-нибудь нового? Что можете сказать про наш урок? Использо-вать речь для регуляции действия. Самооценка своих достижений.