Технологическая карта по литературному чтению О. О. Дриз Очень высокий человек 2 класс


Технологическая карта
Учитель Пудовкина Т.Ф.
Образовательное учреждение МБОУ Кубинская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Безбородова В. П.
Предмет Литературное чтение
Класс 2 «Б»
Автор, УМК Э.Э. Кац, «Планета знаний»
Тема О. О. Дриз «Очень Высокий Человек»
Цель Способствовать формированию умений объяснить поступки героя, его внутреннее состояние; содействовать актуализации прошлого читательского опыта; создать условия для развития внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.
Задачи Образовательные:
-осмысление многозначности слова в контексте,
-совершенствование техники чтения,
-совершенствование работаты с планом, сочинять сказки, работать в паре
Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем
и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.
Развивающие:
-развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи,
- расширение кругозора обучающихся,
-развитие творческих способностей, исследовательских умений.
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Формируемые УУД Личностные: Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные: анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные: чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Основные понятия Толерантность, отношение к другому человеку
Междисциплинарные связи Информатика, русский язык, окружающий мир.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
презентация,
учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал для парной работы.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I.Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.
Проговаривают «ступеньки знаний». Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке
Книжка, ручка и тетрадки!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ….. (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай …. (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку…. (поднимать)!
-Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь нашим гостям и друг другу, садитесь.
-Сегодня на уроке нас ждёт удивительное открытие.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Проверка домашнего задания. Уточняет каким было домашнее задание. Отвечают домашнее задание по плану. - Каким было домашнее задание? (найти по группам информацию о самых высоких людях в мире, стране.
В сказках: -авторских;
- народных. Уметь слушать собеседника. (Коммуникативные УУД)
Информационный поиск (Познавательные УУД)
III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Формулирова-ние темы урока.
а) знакомство с биографией О.О Дризаб) знакомство с названием произведения через проблемную ситуацию Обобщает информацию. Делает мини вывод. Дать сведения о биографии писателя. Делают вывод. Описывают характер писателя. - Сегодня мы познакомимся с новым писателем.
-Посмотрите на экран. (слайд №1. Портрет О. Дриза)
- Знаком ли вам этот человек?
(да, это Дриз)
- Где мы с ним раньше встречались?
(На уроке чтения в 1 классе)
- Как вы думаете смотря на его портрет каким по характер был Овсей Дриз? Какие он мог писать сказки?
- А сейчас послушаем небольшую информацию из жизни писателя.
Овсей Дриз родился 16 марта 1908 (это более 100 лет назад, и именно поэтому в произведениях Дриза встречаются слова не свойственные для нашего времени, а мы с вами знаем, что слово как и организм изменяется.) в местечке Красное неподалеку от Винницы, Украина. Он рос без отца и внекоторых произведениях это прослеживается. Мальчик очень хорошо рисовал, позже поступил в Киевское художественное училище. В годы ВОВ служил в пограничных войсках.
Его стихи и прозу высоко ценили как простые читатели, так и известные мастера русского стихосложения. Ряд стихотворений Овсея Дриза были положены на музыку.
- Мы с вами в начале урока выяснили, где встречались нам в произведениях высокие люди.
- Как вы думаете какова тема нашего урока? (…….)
- Давайте прочитаем название произведения Овсей Овсеевича Дриза на стр. 59
(Очень Высокий Человек) Уметь изложить свою мысль правильно. Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
III. «Открытие» обучающимися новых знаний.
Цель.
Познакомить с произведением О.О. Дриза «Очень Высокий Человек» Организует работу по плану урока. Проводит словарную работу. Работают по плану урока. Высказывают предположения по поводу значения словарных слов. Сравнивают свои ответы с толковым словарем. - В этой сказке нам встретятся незнакомые слова. Давайте попробуем объяснить их значение.
На экране появляются слайды (№2-9) с картинками, обозначающие словарные слова.
(Предположения учащихся)
-Посмотрите пожалуйста значение этих слов в толковом словаре на стр. 169-172.
(учащиеся сравнивают свои ответы)
- Верны ли были наши предположения? Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь составлять план урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД).
ФИЗМИНУТКА
«Карлики ивеликаны» Организует проведение физминутки. Участвуют в физминутке. «Будь внимателен!» (Называю слова, если «Карлики», то приседаем, а если «Великаны», то подпрыгиваем.
Уметь отличать имена собственные от других слов. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
IV. Первичное ознакомление с текстом
Цель.
Ознакомить учащихся с произведением. Закрепить умение находить незнакомые слова в тексте. Организует работу с текстом, с незнакомыми словами.
Читают сказку по абзацам, находят неизвестные слова. работают с текстом, со словарем. - Какие слова вам не понятны? (……)
- А как вы сами думаете, что это такое? (….)
Замарашка- грязный, неопрятный.
Козлы- сиденье для кучера.
Каланча- высокая наблюдательная башня пожарной части. Значит очень высокий человек.
Неоперившийся- не покрывшийся перьями. Чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения,правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
V.Закрепление полученных знаний.
Цель.
Закрепить полученные знания при помощи дополнительных вопросов.
а) артикуляционная гимнастика
б) работа в паре
в) разгадывание кроссворда
Организует фронтальную работу. Организует работу в парах.
Направляет внимание детей на экран.
Организует работу в паре.
Объясняет задание. Работают в парах, используя алгоритм. Высказывают свое мнение.
Выполняют артикуляцион-ную гимнастику.
Работают в парах. 1 вариант читает 2 варианту ответы. 2-ой читает 1-му
Выполняют задания. - Как жилось высокому человеку? (Плохо, т. к. он не мог найти себя)
- Почему он не смог стать пекарем, извозчиком? (Из-за роста)
- Почему Очень Высокий Человек долго считал себя несчастным? (……)
- Найдите строчки, в которых говорится о том, как он стал счастливым (стр. 62)
- Какова главная причина переживаний героя?
-Какой вопрос был сложным? Почему?
-ТА-ТА-ТА-горячая плита
-ДА-ДА-ДА- на улице вода
-ТУ-ТУ-ТУ- пол я подмету
- Напомните правила работы в парах.
1. Посоветоваться в паре и решить какой ответ будет верным.
2. Решить в паре, кто из вас будет отвечать.
3. Если готовы, то поднимаем руки «домиком».
- О чем Очень Высокий Человек просил булки?
(с.59)
- О чем Очень Высокий Человек просил сердитые облака? (с. 60)
Вывод:
-Какие чувства вы испытываете к Очень Высокому Человеку? ( )
- Вам нужно в паре ответить на вопросы и заполнить кроссворд. Кто первый будет готов показывает нам «домик». Умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
(Познавательные УУД).
Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод. (Познавательные УУД).
Уметь четко выполнять задания учителя, повторять (Личностные УУД).
VI. Домашнее задание
Цель.
Объясняет домашнее задание. Внимательно слушают.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с сказкой. А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).
А еще? (народные и авторские)
- Вашим домашним заданием будет сочинить авторскую сказку, на любую тему. А поможет вам в этом вопрос №8. В рабочей тетради стр. № Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод
(Познавательные УУД)
Умение четко выполнять задания учителя, повторять.
(Личностные УУД) VII. Итог урока. Рефлексия.
Цель.
Фиксация нового содержания урока.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Выполняют самооценку. - Что мы сегодня нового узнали на уроке?
- Выскажите ваше мнение начиная предложение с этих фраз:
- Сегодня на уроке я узнал……
- Было трудно….
-Я понял, что….
-Я попробую….. Воспринимать на слух художественное произведение, выделять нужный эпизод. Обосновывать свое отношение к произведению. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
(Познавательные УУД)
Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)