Педагогический краткосрочный проект в средней группе «Капелька» «Огород у Маши и медведя»


Педагогический краткосрочный проект
в средней группе «Капелька»
«Огород у Маши и медведя»
(В рамках конкурса МБДОУ «ДСОВ № 26» - «Лучший уголок природы»)

Подготовили:
воспитатели средней группы:
Бусыгина Анна Фоминична
Гайка Вера Павловна
2015 г
Разделы
программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры: «Овощной магазин»,
Хороводные игры «Репка и мышка», «Огород у нас в порядке»
Д/И «Что растёт на грядке»
Игра «Ботаническое лото»; игра – ситуация «Маша и медведь – заяц крадет морковку»
Художественная литература Загадывание загадок об, просмотр мультфильма «Маша и медведь» (День варенья), разучивание песенки из мультфильма
Физическое воспитание Хороводная игра « Огород у нас в порядке » пальчиковая гимнастика «Что растёт на грядке»
Ознакомление с окружающим Д/И «Узнай по описанию», беседа и обсуждение «Что можно вырастить на окошке?», «Что необходимо для выращивания растений», проведение эксперимента «В каких условиях быстрее происходит рост растений»
Сенсорное воспитание Раскрашивание по трафарету овощей, фруктов.
Рассматривание муляжей овощей; рассматривание луковиц, д/и «Узнай на вкус»
Развитие речи Составление рассказов на тему: «Какие блюда мама готовит из овощей», д/и «Доскажи словечко» «Поделись маминым рецептом» (работа совместная с родителями), придумывание своих загадок –описаний об овощах.
Конструирование Конструирование овощей из бросового материала.
Создание предметно – схематических моделей, состоящих из 6 карточек, которые отражают этапы роста растений. (мнемотехника)
Изобразительнаядеятельность Рисование: «Овощи». Коллективная работа «Урожай в корзинке» Лепка: «Весёлая луковка»
Музыка Разучивание «Овощная сказка -Хозяйка однажды с базара…», Музыка Э. СилиняСлова Ю. Тувима, перевод С. Михалкова
Пальчиковая игра к песенке, просмотр мультфильма.
Трудовое воспитание Посадка растений, наблюдение за ростом растений, полив, рыхление почвы.
Работа с родителями Семейный просмотр мультфильма «Маша и медведь» . Конкурс поделок «Весёлые овощи»
Досуг «В гости к Маше и медведю»
Цель:
Приобщить детей к процессу познания и исследовательской деятельности.
Развить творческие способности детей.
Задачи:
Создать условия для исследования и наблюдения детьми роста растений, учить наблюдать за ростом, изменениями, закрепить умения выполнять элементарные трудовые действия (полив, рыхление почвы); дать представления о пользе овощей. Привлечь родителей к совместной реализации проектной деятельности. Провести конкурс поделок «Весёлые овощи», конкурс книжек – малышек «Рецепт от мамы»
Организация выставки в уголке природы «Огород у Маши и медведя»
Участники проекта:
Дети средней группы, воспитатели, родители.
Форма проведения:
Дневная (в рамках организации педагогического процесса в образовательной деятельности и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
Ожидаемые результаты:
Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем. Осознание причинно – следственных связей экосистемы. Совершенствование экологической среды группы. Создание творческих работ.
Итоговое мероприятие:
Досуг «В гостях у Маши и медведя»
Работа с родителями:
Привлечение родителей к оформлению «Огорода на окошке», к проведению досуга «В гостях у Маши и медведя», к проведению конкурса поделок «Весёлые овощи», к оформлению книжек – малышек «Рецепт от моей мамы».
Приложение
Текст песни "Овощи"
1Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. О-о-о-ох! 2
Вот овощи спор завели на столе, Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка иль свекла? О-о-о-ох! 3Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. О-о-о-ох! 4
Накрытые крышкою в душном горшке, Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. О-о-о-ох! И суп овощной оказался неплох!
Список мультфильмов рекомендуемых к семейному просмотру
4 серия: Весна пришла! 9 серия: День варенья 12 серия: Граница на замке 15 серия: Будьте здоровы! 24 серия: Приятного аппетита30 серия: Витамин роста
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, чувства ритма.]
Гимнастика пальчиковая и утренняя (тематическая неделя «Сад и огород»)
Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)
Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) .
Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы
В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)
Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)
Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче»
П. З: развивать ориентировку в пространстве; умение ритмично, в едином темпе выполнять упражнения в соответствии с зарифмованным текстом; эмоционально окрашивать свои движения; поднять эмоциональный тонус детей с помощью совместной деятельности.
Уезжаем мы на дачу (Дети строятся в колонну.)
Чтоб собрать там урожай. Забирай с собой корзины и в вагончики вставай. Электричка быстро мчится, (Идут с ускорением темпа.)
Станцию не прозевай. «Тук-тук-тук» — стучат колеса. Друг за другом поспевай! Замедляем темп движенья, (Идут медленнее, перестраиваются.)
Остановка впереди. Кто на дачу собирался? Побыстрее выходи! Поле целое картошки. (Выполняют наклоны.)
Будем мы ее копать. Снизу поддевать лопатой и в ведерко собирать. Помидоры — овощ нежный. (Приседают.)
Чтоб сорвать его, присядь. Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать. Высоко висят на плетях (Вытягиваются вверх.)
Молодые огурцы. Сверху собери сначала, ну а плети подвяжи. Вот капуста раздобрела, (Сидя, наклоняются вперед.)
До чего же, хороша! Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша. Где растет морковь и свекла? (Поворачиваются в стороны, разводя руки.)
Покажите мне, друзья. Справа грядка, слева грядка. Вижу их теперь и я. Так устали мы на даче, (Лежа, поднимают и опускают руки и ноги.)
Что свалились на траву. Кажется, что от работы Просто я сейчас умру. Но вернулись быстро силы. (Идут по кругу.)
Чистым стал наш огород. Овощи в подвал мы сложим, чтоб хранились целый год.
Загадки с грядки
Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)
 
Взяли мы ее одежку,
Соль добавили немножко.
В кадочках теперь не пусто —
В них заквасится... (капуста)
 
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать... (картошку)
 
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький... (лук)
 
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает.
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят... (лук)
 
Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать... (чеснок)
 
На арбуз похожая —
Тоже толстокожая.
К платью желтому привыкла,
Греется на солнце... (тыква)
 
Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок... (кабачок)
 
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют... (огурцы)
 Загадки с грядки
Лезут по веревочке
Братья с грядки-горочки.
Эти братья — близнецы,
А зовут их... (огурцы)
 
Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это — красный... (помидор)
 
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
 
У красавца-толстяка
Ярко-красные бока.
В шляпе с хвостиком синьор
Круглый спелый... (помидор)
 
Желтый мячик в землю врос,
Сверху лишь зеленый хвост.
Держится за грядку крепко
Круглый овощ. Это... (репка)
 
Раскололся старый дом:
Было мало места в нем.
Все жильцы встревожены.
Кто они? (Горошины)
 
Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок... (морковка)
 
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам... (свекла)
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Ознакомление с окружающим и обогащение реального опыта:
Обогащение игрового опыта Изменение предметно-игровой среды:
Активизирующее общение:
-Экскурсия в магазин «Овощи». рассматривание витрины, ассортимента, особенностей одежды работников, наблюдение за действиями продавца, покупателя, кассира, ролевыми диалогами.
-Беседа: кто был в магазине, с какой целью, кто работает, ролевые действия, диалоги.
-Наблюдение за обслуживанием покупателей: взвешивание, проверка чеков, ролевые диалоги. покупка моркови, ролевой диалог с продавцом, кассиром.
-Наблюдение разгрузки новых товаров: ролевые диалоги. Личностные качества.
-Беседа «Как мы покупали морковь»- воспроизведение диалогов, действий, мимики, жестов, интонации.
-Рассматривание упаковочных материалов (пакет, пластиковый контейнер, сетка и т. д.)
-Рассматривание «атрибутов работы» продавца, кассира: весы, калькулятор, весы, чеки, касса.
-Рассматривание альбома «Овощи»
«Профессии»
-Чтение Ю. Тувим «Спор овощей»
-Беседы: «Такие полезные овощи»
Игра:
-Элементы одежды работников магазина
-Упаковочные материалы: сетки, коробки, бумажные пакеты.
-Внесение предметов-заместителей
-Атрибуты: весы, чеки, деньги, кошельки, товары-овощи (муляжи) .
-Панно –витрина.
-Оборудование: прилавок, витрина с овощами, кассовый аппарат, машина для привоза товара.
-Строительный материал: ширмочки, фанерки.
-Набор столовой посуды -Ситуации:
Девушка (воспитатель) случайно рассыпает товар в «магазине» - требуется уборщица.
Прохожий не знает, где ближайший овощной магазин.
Мама хочет купить овощи, чтобы сварить борщ.
Шофер везет полную машину продуктов и не знает, как проехать к магазину.
Бабушка хочет поменять бракованный товар на другой.
Мама (воспитатель) звонит в магазин, чтобы узнать о наличии нужных ей овощей
Хороводные игры
Репка и мышка
Выбираются «Репка» и «Мышка». Остальные играющие образуют круг, в центре которого сидит «репка», «мышка» стоит за кругом. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
«Репка - репонька, расти крепонька, не мала, не велика до мышиного хвоста, да!» (в это время «репка» подрастает, машет руками-листочками над головой).
Играющие останавливаются и говорят: «1-2-3, «мышка» «репка» догони!» И поднимают сцепленные руки вверх (воротики). «Мышка» бежит за «репкой», пробегая в воротики, а «репка», выбегает из круга, бегает за кругом, как ей удобно до тех пор пока «мышка» не осалит «репку».
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке» Огород у нас в порядке, Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой) Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола) Поливали огород (показать, как поливали) В лунках маленьких не густо Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени) Лето все она толстела, Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться) А сейчас ей тесно бедной Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы) Ведущая: Вот какая у нас капуста выросла. А чтобы зимой нам ею угощаться, мы ее сейчас засолим. Пальчиковая гимнастика «Капуста» Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим Мы капусту жмем, жмем. Попробуем как вкусно! Ведь это же капуста! 
Конспект занятия
«Как растут растения»
Цель: Уточнить представления детей о росте и развитии растений.
Задачи:
Установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
Учить детей сажать растения: сделать углубление, правильно вложить семена, присыпать землей, полить из лейки с ситечком.
Учить детей быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.
Воспитывать интерес к выращиванию растений.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь, входит Незнайка с искусственными цветами, но очень грустный.
Воспитатель: – Незнайка, ты почему такой грустный?
Незнайка: – Решил я сделать доброе дело для малышей, а у меня ничего не получилось. Я придумал подарить малышам цветы, чтобы у них в группе было красивее, и воздух был чистым. Я купил в магазине вот эти цветы и принес их малышам. Но воспитательница младшей группы сказала: «Зачем ты Незнайка принес искусственные цветы? » Посмотрите, разве они искусственные? листочки и стебельки у них зеленые, а цветы какие яркие, красивые. Я думаю, что мои цветы самые настоящие, живые, не искусственные. Все это чепуха!
Воспитатель: – Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться и докажем ему, что его цветы не живые.
-Чем отличаются живые цветы от искусственных? (живые растут, их надо поливать, у живого появляются новые листочки и т. д.)
Незнайка: – Ох, что-то я устал, давайте немного отдохнем.
Физ. минутка:
Воспитатель: – Ребята, а что такое семена?
Для чего они нужны? (семена необходимы, чтобы выросло растение) .
-Давайте покажем Незнайке разные семена. (Рассматривание семян)
Незнайка: – И вы хотите сказать, что из этих крошек что-нибудь вырастет? Чепуха! Никогда ни поверю я этим сказкам!
Воспитатель – Да, Незнайка, вот из такого зернышка может вырасти не только цветок, но и целое дерево. У каждого растения есть свои семена, и сейчас ребята тебе расскажут, из какого зернышка что вырастет. (Показ семян и их растений)
Незнайка: – И вот из такой шишечки вырастет целая сосна? А, я знаю, как она вырастет, я положу шишку в коробочку, накрою платочком и скажу: «крибле - крабле-бумс» и сосна вырастет, правда?
Воспитатель: – Ребята скажите Незнайке, помогут ли эти волшебные слова вырасти растению? Расскажите и покажите Незнайке, как надо вырастить растение. (Работа со схемой)
Воспитатель: – Теперь ты Незнайка понял. Чем отличается живой цветок от искусственного?
Незнайка: – Да, понял, мои цветы поливать не надо, корня у них нет, листики у них не вырастут и семян у них никогда не будет, потому что они искусственные.
Воспитатель: – Незнайка, а сейчас мы с ребятами тебе покажем, как надо сажать растение. Посмотрите, у меня есть мелкие семена. А от какого растения они вы узнаете, если отгадаете загадку:
-Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)
Воспитатель:-Да, это редис, и сейчас мы с вами ее посадим. Давайте пройдем к столам, там для всех стоят горшочки с землей. Возьмите палочку и в середине сделайте углубление, только не очень глубокое, опустите туда семена и аккуратно присыпьте землей, а теперь немного полейте из лески водой. Потом эти горшочки мы поставим на солнце, будем поливать и наблюдать, что же у нас вырастет.
Незнайка: – Ребята, мне пора уходить. Большое вам спасибо, я сегодня у вас узнал так много интересного и нужного. До свидания.
Конспект занятия
«Чудесные семена»
Программное содержание
Образовательные задачи: уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение. Позволить увидеть начальные этапы формирования новых растений. Познакомить с семенами.
Закрепить знания об овощных культурах и их семенах (фасоли, гороха, кабачка, тыквы, о стадиях роста и развития растения из семян. Учить различать их и сравнивать.
Продолжать учить детей приемам посадки (сделать бороздки, разложить семена, засыпать семена землей, полить). Подвести к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.
Развивающие задачи: уточнять и расширять словарь: семядоли, почка, бороздка, кожура, парничок. Развивать внимание, мышление, тактильные ощущения; трудовые навыки.
Воспитательные задачи: вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной дружной работы. Воспитывать желание бережно относится к живым существам; инструментам и материалам, аккуратно убирать их на место после работы.
Материал:
Ящики с увлажненной землей; розетки с сухими и набухшими семенами фасоли, гороха; палочки с отметками; лейки с водой, предметные картинки на тему «Овощные культуры»; мешочки с семенами фасоли, гороха, кабачка, тыквы; модель стадии роста и развития растений, технологическая карта посадки; клеенка на стол, фартучки, тряпочки, пленка для парничка; дневник наблюдений
Предварительная работа:
Наблюдения за ростом лука, овса; игра «Вершки и корешки»; рассматривание иллюстраций с изображением овощей; отгадывание загадок; беседа «В каком виде едят овощи? »
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность, «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Любит влагу и тепло
К свету тянется оно. (растение)
Педагог предлагает детям рассмотреть предметные картинки с изображением овощных культур (горох, фасоль, тыква, кабачок)
- Где употребляют эти овощные культуры? (ответы детей)
Педагог сообщает о том, что важное место в питании человека занимали бобовые культуры - горох и чечевица. Из них варили супы, мука этих культур использовалась для приготовления киселей и различных печений. Каши из этих круп очень полезны и питательны – ведь в горошинах, как и в мясе, много полезных белков.
Создает проблемную ситуацию.
- Ребята, что надо сделать, чтобы вырастить новое растение (посеять – посадить в почву семена). А видели когда-нибудь в семени маленькое растение?
Воспитатель не дает ответа и предлагает найти его самостоятельно. Для этого она раздает детям крупные сухие семена фасоли, гороха, тыквы, кабачка и просит рассмотреть их. Задает вопросы:
- Как вы думаете, что вырастет из этого семени? (фасоль, горох. .. ).
- Как вы думаете, они живые? (Они сухие, но в них есть жизнь - зародыш.) . Пока это спящие семена.
- Какие семена? (сравниваем).
Воспитатель предлагает разломить семя и поискать маленькое растение (не получается, так как семена твердые).
- Прежде, чем посадить семя, что нужно сделать, чтобы оно проснулось? (его нужно замочить в воде на 12 часов, чтобы оно набухло)
Тогда воспитатель раздает каждому ребенку проросшие семена, у которых длина корня 1 см. на данном семени хорошо видно, как корень прорвал кожуру.
- Данная оболочка называется кожурой, - поясняет педагог.
- Осторожно снимите кожуру. Что находится под ней? (половинки семени белого цвета). Эти половинки называются семядоли, т. е. долями семени (дети повторяют) .
- Очень осторожно раздвиньте семядоли и посмотрите, связаны ли они между собой? (связаны тонкой перемычкой в том месте, где на семени имеется выемка) .
- Положите семядоли на тарелочку и внимательно рассмотрите, что еще тут есть, кроме корня (выше корня находится какое-то образование). – Оно называется почкой, - поясняет педагог.
- Давайте подумаем: когда растение будет расти, что получится из почки? (листья) .
- А теперь осталось найти стебель. Посмотрите на то место, где сходятся почка и корень. Видите небольшой шарик? Это и есть стебелек.
- Вам не кажется, что мы нашли в семени маленькое растение с корнем, стеблем и почкой? (ответы детей). Давайте подумаем, почему это маленькое растение такое нежное и слабое не гибнет? Кто догадался? (Его защищают семядоли, они прячут растение между собой).
- К какому выводу мы пришли?
- Маленькое растение всегда находится в семени.
(Воспитатель показывает модель стадии роста и развития растения) .
Игровая ситуация (физкультурная минутка)
Дети получают письмо от Золушки:
«Здравствуйте, милые дети. Мне очень хочется пойти на бал. Но злая мачеха поручила мне выполнить два задания: перебрать семена и посадить грядку фасоли (гороха). А я одна не успею все сделать до вечера. Мне очень жаль. » Воспитатель предлагает помочь Золушке.
Дети под музыку раскладывают 4 вида семян в цветные мешочки.
Воспитатель отмечает (по завершению, что с одним заданием мы справились – пора приступать ко второму.
Посев – посадка семян (коллективный труд) .Воспитатель задает вопрос:
- Что надо сделать с семенами, чтобы они проросли? (посадить в землю). Воспитатель сообщает, что семена фасоли и гороха посадим в землю и будем ухаживать за ними, наблюдать за их ростом. А потом высадим в огород и будем ждать урожая. Сажать будем в небольшие ящики.
Воспитатель показывает приемы посадки:
- Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву. Поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко зернышки прогревало одинаково.
- Палочкой сделаем бороздки, глубиной до отметки, положим в нее семена (семена, замоченные за сутки до посадки) .
- Если семена крупные, нужно их сеять по одному рукой.
- После этого присыпаем (закрываем) бороздки землей (прощипыванием).
- Что нужно сделать, чтобы семена проросли? (полить).
- Помечаем посеянные семена, табличками.
- Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать.
Рассмотрев технологическую карточку по посадке семян, дети закрепляют последовательность посадки (словесно) .
- Но для начала нам нужно организовать своё рабочее место. (Дети надевают фартуки и стелют клеёнку на стол). Затем делятся на два звена, договариваются между собой о том, кто, что будет делать и, приступают к самостоятельному выполнению. (Одно звено сажает в ящик горох, другое – фасоль)
В процессе труда дети вспоминают и проговаривают пословицы о труде:
Что посеешь, то и получишь.
Что на земле, то и на столе.
Дело спорится, когда много работников.
По окончании работы воспитатель спрашивает ребят: «Куда мы поставим посевы, чтобы семена лучше росли? (Поставить на светлое место, на окно) .
- Чтобы они быстрее росли, закроем ящики прозрачной пленкой – сделаем как бы парничок на окне и будем ухаживать за посевами. (Можно для сравнения закрыть пленкой только один ящик) .
- Молодцы, ребята! Оказали большую помощь Золушке, - говорит педагог. Но как, же она узнает о наших результата? (высказывания детей) .
Воспитатель предлагает каждую неделю делать зарисовки и фиксировать изменения в «Календаре наблюдений за ростом и развитием растения».
После всего дети приступают к уборке рабочего места, помогая друг другу.
Занятие
«Путешествие в страну комнатных растений»
Цель:
Закрепить знания детей о растениях и их строении; о названии комнатных растений, продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различия и сходства между ними.
Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.
Учить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха.
Учить сажать проросший горох.
Развивать речь, мышление, мелкие мышцы пальцев, поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.
Предварительная работа:
Беседа, уход за комнатными растениями, серия наблюдений за комнатными растениями: особенности внешнего вида, строение. Серия опытов: посадка растений, длительные наблюдения за их ростом, составление описательных рассказов о растениях.
Каждый ребенок получает несколько семян гороха. Обращается внимание на величину горошин, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Сравнение с семенами фасоли. Объяснить необходимость влаги для проращивания семян гороха. Семена гороха замачивают, и перед детьми ставится задача наблюдать за их изменением. Следующее наблюдение проводится при появлении ростков на семенах. Предложить детям сравнить сухие и проросшие семена. Обращается внимание на цвет и увеличение семян в размере, появление проростков. Устанавливается связь между изменениями, которые произошли, и наличием влаги.
Словарная работа: герань, фикус
Развивающая среда:
Комнатные растения, гербарий, плакат с изображением строения растений, емкость с семенами, лейка с водой, в ящиках с землей сделаны бороздки.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня утром придя в детский сад, что я увидела! Оказывается, к нам в гости прилетел Карлсон и очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними он не знает, а потому одни он спрятал под стол, другие накрыл колпаками и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению…. А вот и он!
(Воспитатель выводит Карлсона)
Воспитатель: Ой-ой-ой, Карлсон, что же бы ты мог натворить! Разве ты не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями?
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Я думал, что растения – это как игрушки и обращаться с ними можно так, как с игрушками. А разве не так?
Воспитатель: Вот видите, ребята, он совершенно ничего не знает. Давайте мы ему расскажем все, что мы знаем о комнатных растениях. Садись, Карлсон, рядом с ребятами и послушай.
Ребенок: Комнатные растения называются так потому, что они растут в горшках в комнате. Растения все разные, посмотри Карлсон, у них разные листья и цветы когда они цветут, и называются они по-разному. (Показывает и называет некоторые цветы).
Ребенок: Растения – они живые. Для того чтобы они росли и цвели за ними надо ухаживать: сначала надо посадить в землю, потом поливать водой, рыхлить землю и еще им обязательно нужны свет и тепло.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Карлсону поподробнее о строении растений.
(Воспитатель выносит плакат, на плакате растение в разрезе)
Воспитатель: Дети, вы узнали это растение?
Ребенок: Да, это герань. (Показывает указкой и рассказывает) . Это у растения корень – через него растение питается, пьет воду, для этого мы его и поливаем.
Это у растения стебель, это листья, через них растение дышит. Это цветы
Карлсон: А где же у этих цветов корень? (Показывает на растения в горшках) Я его не вижу…
Ребенок: Корень в земле, его не видно.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, Карлсон, выполняй вместе с нами!
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Солнце поднимается,
Цветочек распускается.
Солнышко садится,
Цветочек спать ложится.
Высокие, красивые
Цветы у нас растут.
А корни под землею
Для них водичку пьют Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой
ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями
Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются
Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьями
Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями
Руки опустить вниз, ладони соединить обратной стороной, широко расставить пальцы.
Воспитатель: А еще, Карлсон, мы покажем тебе небольшой огород. Дети, давайте расскажем, что мы сажали и покажем, что у нас выросло. Карлсон, а ты знаешь из чего выращивают растения?
Ребенок: Растения выращивают из семян.
Воспитатель: Давайте сначала расскажем, как надо подготовиться к посадке растений.
Ребенок: Сначала надо приготовить землю, сделать бороздку, полить её, положить в нее семена, и присыпать землей.
Ребенок: Здесь у нас посажена петрушка, здесь укроп, а здесь зеленый лук.
(Дети с воспитателем и Карлсоном рассматривают сначала семена, а затем ростки петрушки и укропа).
Карлсон: Ой, а это что у вас? (Нечаянно смешивает фасоль и горох) Какие забавные игрушки!
Воспитатель: Это не игрушки, это тоже семена! Дети, давайте объясним все Карлсону.
Ребенок: Вот это (берет фасоль и показывает) - фасоль, она овальная, большая, бывает разноцветная. А это (берет горох) – горох, он поменьше, круглый и желтый.
Воспитатель: Дети, Карлсон нечаянно смешал, перепутал все семена, давайте разберем их.
Игра – соревнование «Разбери семена»
(развитие мелких мышц пальцев)
Воспитатель: Молодцы! Карлсон, а сегодня мы будем сажать горох. Что бы его посадить мы подготовили семена. Дети, что мы делали?
Ребенок: Мы замочили сухой горох, он набух, стал большим, затем появились ростки.
Воспитатель: Что для этого было нужно?
Ребенок: Для этого нужна вода и тепло.
Воспитатель: Вот наши семена проросли и их уже пора сажать.
(Все подходят к ящикам с землей. Воспитатель показывает подготовленные бороздки, показывает как надо сажать проросшие семена – ростком вниз – каждый ребенок берет по горошине и сажает в бороздку. Аккуратно прищипывают землей и поливают водой из лейки с ситечком).
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Славно мы с вами потрудились, а теперь можно и поиграть
Игра на координацию речи и движения
«На окне в горшочках»
Ребенок:
Вот растет бегония –
Пышная красавица
Красотой своей она
Во всем мире славится
Ребенок:
Меня фиалкою зовут.
Так называй меня и ты.
Пусть на окне твоем растут
Мои веселые цветы.
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки.
Развернут бутоны,
В солнышке утонут. Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают
Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.
Ладони развернуть вверх.
Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.
Как сделать муляжи фруктов и овощей своими руками.
Создание муляжей фруктов и овощей это замечательная идея для поделок своими руками с детьми. Вы и дети сможете использовать эти декоративные фигуры для игр, в качестве декораций для «Магазина», «Огорода», «Кухни» и т. д. , тем более если не ограничиваться только фруктами и овощами.
1. Нам понадобится:ГазетаКлей(можно использовать муку с водой вместо клея)ФольгаЦветная бумага(папиросная, гофрированная)Скотч(липкая лента) Для начала нам нужно смять газету, и создать форму желаемого редмета. Затем зафиксируем газету фольгой и при необходимости скотчем. 
Далее мы наносим слоям газету и муку с водой(или клей), когда желаемая форма готова, оставим её сохнуть. Для удобства проведения последних манипуляций, можно проткнуть фрукт тонкой деревянной(бамбуковой) шпажкой и таким образом, держа фрукт на палочке, вам будет сподручнее наносить слои клея и газеты. Когда форма засохнет, мы начнём приклеивать к ней цветную бумагу слоями до получения необходимого оттенка.
2. Нам понадобится:ГазетаКлей(можно использовать муку с водой вместо клея)Фрукты, которые вы собираетесь копироватьКраски(лучше использовать гуашь) и кисточки
Мы будем делать примерно то же самое что и в первом способе, только для точности исполнения нужной формы, мы будем использовать сам фрукт или овощ. Например, чтобы сделать яблоко, мы берём настоящее яблоко и на него слоями наносим клей и газету. Когда всё подсохнет, мы разрезаем вдоль острым ножом нашу фигурку, достаём фрукт из серединки, а края склеим клеем. Нам останется только раскрасить фигурку.
3. Так же в качестве основы можно использовать каркас из проволоки или пенопласта.
4. Сушка.Этот способ подходит для таких овощей как патиссон, тыква и т.п. Чтобы сделать из них муляж, необходимо их тщательно помыть и положить на солнце. Хотя бы раз в сутки овощи нужно переворачивать. Муляж будет готов примерно через 1,5 — 2 недели.
Комплексное занятие по развитию речи и рисованию «Овощи»
Комплексное занятие по развитию речи и рисованию. Тема «Овощи»
Цель: знакомство детей с разнообразием растительного мира.
Задачи:
ОЗ. : познакомить с овощами, их характерными особенностями; обогащать словарный запас детей; закреплять умение закрашивать готовое графическое изображение на бумаге карандашом.
РЗ: развивать память, навыки связной речи.
ВЗ: формировать внимательное, заботливое отношение друг к другу и умение ценить дружбу.
Оборудование : корзинка, ноутбук, игрушечная мышка, овощи, карандаши или фломастеры, бумага, мнемотаблица, маска мышки.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Педагог вывешивает на доску мнемотаблицу.
- Дети посмотрите, что это такое у меня? Давайте по таблице отгадаем, о чем мы будем с вами говорить.
Дети по таблице составляют рассказ.
- Сегодня мы будем говорить об овощах. Послушайте одну сказку о дружных овощах.
«На огороде у бабушке росли разные овощи. (показываю на ноутбуке овощи, можно вывешать на доску картинку овощей.)
И вот однажды утром самый крупный огурец похвастался: «Я такой красивый, я такой зеленый, крепкий и хрустящий! »
(Можно дать попробовать на вкус огурцы и показываю картинку)
Тут сразу же откликнулся красный помидор и важно приподнял свою тяжелую голову: «Я такой красный, я такой круглый, я такой вкусный! Я самый красивый среди вас! »
(Дети пробуют помидор, и показываю картинку)
И тут же не выдержала капуста: «Я самая белая, самая хрустящая, самая полезная среди вас! Я просто красавица! » (Пробуют на вкус капусту. Показываю картинку.)
Долго спорили овощи между собой, и вдруг на огород прибежал Асет, увидел огурец и сказал: «Какой красивый, весь в пупырышках, и такой наверно вкусный! » Он сорвал огурец и побежал домой показывать бабушке.
Следом за ним прибежала сестренка Алтынай и воскликнула: «Ах, какой красивый красный помидор! Наверно, он очень вкусный! ». Она тут же сорвала помидор и убежала вслед за братом.
Пришла на огород хозяйка. Она увидела капусту и сказала: «Ну и красавица, ну и вымахала ты у меня! Да какая она белоснежная и наверно хрустящая! » - и сорвала ее для салата.
Все овощи тут же притихли и перестали спорить. Они так обрадовались, что понравились людям, и стали расти еще быстрее.
- А какие вы еще знаете овощи, которые растут на грядках. (Показываю картинки овощей, дети называют их. Использую ноутбук для демонстрации презентации.) Овощи полезны для нас, в них много витаминов. Их нужно есть, для того, чтобы быть здоровыми и крепкими.
Игра «Где лежат овощи? »
Давайте теперь перейдем к нашему столу, на котором лежат овощи, те о которых мы с вами сейчас говорили. Вы можете их потрогать. Назовите мне овощ, который у вас в руке и назовите его особенность.
Далее педагог берет овощ, один кладет в корзину, а другой на стол и просит детей рассказать, где лежат овощи.
Дети возвращаются на стульчики, педагог читает рассказ дальше.
Но в огород повадилась мышка. Каждое утро овощи сокрушенно вздыхали: «Ах, какая жалость! »
И действительно, было от чего расстраиваться! Ночью, пока все спали, у одного из зелененьких огурчиков, которым еще расти да расти, мышка отгрызала хвостик.
И вот однажды вечером все жители огорода, посоветовавшись, решили спрятать от мышки огурцы- огурчики. Они укрыли их своими листочками и растущей травкой.
Прошла ночь, наступило утро, и как же обрадовались овощи, когда увидели, что все огурцы целы и невредимы. Значит, мышка не смогла их найти. Помогла дружба.
Давайте и мы поможем им укрыть огурчики от мышки.
Рисование. «Спрячем огурчик от мышки».
На каждого ребенка приготовлен лист бумаги, в центре которого изображен круг с силуэтом огурчика, зеленые карандаши или фломастеры.
Педагог на укрупненном образце показывает детям, как нужно последовательно, в одном направлении, с одинаковой силой нажима на карандаш наносить штрихи близко друг другу. В руках у педагога игрушечная мышка, которая «наблюдает» за работой детей и, заметив неточности в рисунках, «предупреждает», что «видит» хвостик.
- Как хорошо у нас получились.
-Ребята о чем мы с вами говорили на занятии?
-Мы с вами узнали, какие вкусные и полезные овощи. Узнали мы еще, какая бывает дружба.
Можно поиграть в игру «Огуречик»
Дети, взявшись за руки, ходят по кругу, произнося хором слова, а в центре сидит мышка.
Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик!
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет. (Дети убегают, мышка догоняет) .
Конспект занятия по развитию речи «Овощи»
Систематизировать и активизировать словарь детей по теме «Овощи». Развивать грамматические навыки, навыки словоизменения, словообразования.
Развивать умение составлять рассказ-описание по предложенной схеме.
Формировать положительную мотивацию на занятии.
Воспитывать контроль за собственной речью.
Ход:
1. Огр. момент: загадка
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живет, то куда-то вдруг уйдет.
То внезапно возвратится, грусть-тоска ее боится. (улыбка)
Дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.
2. К нам в гости пришел Сеньор Помидор. Послушайте мою загадку:
По таинственным законам непонятным до сих пор
Огурец растет зеленым, рядом красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля черным-черна, а земля для всех одна.
- Как назвать все эти предметы одним словом? (овощи)
Помидор: Правильно, все это овощи, все они разного цвета, растут в огороде на грядке.
3. Проводится игра «Большой-маленький»
Сеньор Помидор говорит, что овощной стране появилось много ребятишек.
Помидор – помидорчик, огурец – огурчик, перец – перчик, свекла – свеколка, лук – лучок, чеснок – чесночек, морковь – морковка, и т.д.
4. Пальчиковая гимнастика:
Помидор: Ребята, а что растет на вашей грядке? (показ картины «в огороде»).
Что растет на нашей грядке?                  Чередование хлопков ладонь-кулак
Огурец, горошек сладкий,                       загибаем по одному пальчику
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат.
Наша грядка просто клад!                     Чередование хлопков ладонь-кулак.
5. Ребята, Сеньор помидор и другие овощи любят играть в прятки. Но прятки не простые. (предлагаю детям схему описания овощей). Нужно составить по этой схеме описание-загадку не называя овощ. Первую загадку-описание составляет Сеньор-Помидор. Далее дети выбирают предметную картинку, составляют сами описание-загадку с небольшой помощью воспитателя.)
6. Физминутка «В огород»
А сейчас ребята нам пора в огород, собирать урожай.
В огород мы пойдем, урожай соберем.                           Дети идут по кругу друг за другом.
Мы морковку натаскаем, и картошку накопаем.            Имитация действий.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке.
7. Помидор: Как много овощей вы собрали. А вы знаете, что можно приготовить из овощей?
(выставляю картинки: стакан, тарелка, салатница)
Сок из моркови, тыквы, помидоров…
Пюре из картофеля, моркови…
Салат из свеклы, капусты, моркови…
8. Итог. Обобщение.
Помидор: Молодцы, ребята. Вижу, что вы много знаете об овощах.
Овощи – основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня. В овощах много витаминов и других полезных веществ. Некоторые овощи (лук, чеснок, редька) обладают целебными свойствами. Ешьте, пейте витамины – будете здоровыми. До свидания.
Конспект занятия по лепке «Овощная ярмарка»
Задачи:
Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.Закрепить прием приглаживания.Лексическая работа: познакомить детей с понятием «ярмарка»; подбор относительных прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус овощей.Воспитывать у детей уважение к труду, стремление принимать участие в коллективной работе.
Материал:
Пластилин, дощечка, стека, натуральные овощи: огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла.
Предварительная работа:
Рассматривание овощей, заучивание загадок.
Ход занятия:
- Ребята, наступает время, когда овощеводы и дачники собирают свой богатый урожай овощей. Излишки урожая они везут на овощную ярмарку. Кстати, вы знаете, что такое «ярмарка»? Это специально отведенное место, куда съезжаются колхозники со своим урожаем. Ярмарка обычно проводится осенью, чтобы люди заготовили овощи на долгую зиму.- Мы с вами тоже должны заготовить овощи в детский сад, чтобы повара готовили нам вкусную еду, поэтому тоже отправляемся на ярмарку.- Но так как мы с вами еще не работаем, и у нас нет денег, то я думаю, что мы сможем приобрести овощи за интересные загадки, которые мы будем загадывать продавцам. Пожалуйста, начинайте загадывать.
Загадки про овощи:
1. Закопали в землю в маеИ сто дней не вынимали,А копать под осень стали, -Не одну нашли, а десять!Как ее названье, дети?/Картофель/
2. В огороде вырастаю.А когда я созреваю,Варят из меня томат,В щи кладутИ так едят./Помидоры/
3. Он никогда и никогоНе обижал на свете.Чего же плачут от негоИ взрослые, и дети?/Лук/
4. Летом – в огороде,Свежие, зеленые,А зимою – в бочке,Крепкие, соленые./Огурцы/
5. За кудрявый хохолокЛису из норки поволок.На ощупь очень гладкая,На вкус, как сахар, сладкая. /Морковь/
6. Над землей трава,Под землей – алая голова./Свекла/
- А теперь, ребята, давайте внимательно рассмотрим овощи, которые мы купили. Обведите их пальчиками по контуру, и скажите, какой формы ваши овощи?
Помидор, лук - круглые;огурец, картофель - овальные;морковь – удлиненная;свекла – конусообразная.
-Напомните, пожалуйста, какого цвета ваши овощи?
Помидор – красный;картофель - белый, розовый;огурец – зеленый;свекла – темно- вишневая;морковь – оранжевая;лук - коричневый.
- Правильно вы все сказали, ребята, молодцы. Только этих овощей недостаточно для всего детского сада, зима ведь длинная. Как быть? /Слепить еще/.
Физминутка "Овощи"
Мы капусту рубим, рубим,/движения ребром ладони вверх-вниз/
Мы морковку трем, трем./движения ладонями вперед-назад/
Мы морковку солим, солим,/круговые движения пальцами/
Мы морковку жмем, жмем./сжимание ладоней в кулачки/
- А сейчас, ребята, приготовьте себе корзину и наполните ее овощами./самостоятельная деятельность детей/
- Теперь я предлагаю выставить ваши вылепленные овощи на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему?- Особое внимание при высказывании обратите на то, аккуратными ли получились овощи у ваших друзей: ведь нужно было приглаживать пальчиками поделку, чтобы она была гладкой; похожи ли они на
настоящие овощи./анализ работ детьми/.
- А сейчас, ребята, наступает самый приятный момент: мы будем дегустировать /пробовать на вкус/ овощи, которые купили на овощной ярмарке. Попробуйте по кусочку разных овощей и скажите, какого они вкуса? (ребятам предлагаются овощи с кухни: отварной картофель, соленый огурчик, лук, чеснок )
Лук, чеснок – острый,Картошка – рассыпчатая,Огурец – хрустящий,- Ребята, я думаю, что повара скажут вам большое спасибо за купленные овощи. Теперь мы обеспечены витаминами. Спасибо вам за работу.
«Книжки – малышки «Рецепт от мамы»»
Конспект мероприятия по созданию книжек совместно с родителями.
Задачи:
- Сблизить детей и родителей;
- Развивать  творческое воображение и фантазию;
- Воспитывать самостоятельность и умение доводить дело до конца;
- Познакомить родителей, сплотить коллектив группы.
Материал: заготовки книжек из картона, журналы, газеты с цветными картинками блюд из овощей (овощи), Карандаши, фломастеры, цветные ручки, 2 стаканы с водой, кисточки, клей, ножницы.
Ход мероприятия:
 Воспитатель: - Дорогие родители и дети! Чтоб поближе познакомиться и побольше узнать друг о друге предлагаю придумать и создать вашу личную книжечку – малышку. В ней вы расскажите о себе, вашей семье любимой, что вы любите кушать.
Воспитатель: - На титульный лист приклеим фото вашего ребенка, ее можно украсить по вашему выбору. Дети умеют держать ножницы, они могут вырезать, а вы, родители, им помогать. На втором листе я предлагаю сделать картинку овощей из которых мама готовит блюдо.
А потом вырезаются картинки из журналов и газет с нужными изображениями (блюдо). Дети вклеивают в книжечку, куда считают нужным.
После того как фотографии вклеены, картинки расклеены, можно предложить раскрасить карандашами фон, подписать странички и картинки.
Рассмотреть готовые книжечки. Порадоваться им. Отметить креативный, художественный подход к работе. Оставить на память детям и родителям их совместное творчество – книжечки ручной работы! Поблагодарить родителей за участие!
ЧАСТЬ МАТЕРИАЛОВ С ИНТЕРНЕТ-СТРАНИЦ.
СПАСИБО ВСЕМ!